27 - 07 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Курбанова Елена Николаевна, воспитатель,

МДОУ – детский сад № 3 «Ромашка», г. Серпухов

В современном мире существует тенденция увеличения количества детей, имеющих различные патологии развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Организация жизнедеятельности детей с ОВЗ во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторского преодоления недостаточности психофизического развития детей. Предметно - развивающая среда в дошкольных учреждениях должна соответствовать как общим нормативным актам проектирования условий воспитания и развития в общеобразовательных учреждениях, так и решать задачи коррекционно-компенсаторной работы, направленной на преодоление трудностей социальной адаптации детей с проблемами развития.
В нашем детском саду функционируют группы для детей с нарушением зрения. Первый опыт по созданию предметно - развивающей среды опирался на общепедагогические требования с выделением специальных коррекционных зон. В дальнейшем это отношение было пересмотрено, и развитие среды происходило с опорой на общие дефектологические принципы, дифференцированный подход, исходя из своеобразия психофизического развития детей с нарушением зрения. Предметно - развивающая среда для детей с нарушением зрения осуществляет взаимосвязь в решении задач коррекционно-компенсаторной и лечебно-восстановительной работы.
К основным базовым компонентам предметно-развивающей среды относятся:

  • природное окружение и его объекты;
  • культурно-дизайнерское оборудование и атрибутика;
  • физкультурно-развивающие модули и оборудование;
  • системные блоки оздоровительных комплексов;
  • игры и игрушки по видам, целям и характеру игровых действий, ситуаций и ролевых проявлений;
  • коррекционно-развивающие дидактические игры и тренинги;
  • игры-драматизации;
  • дидактические пособия, развивающие эстетические и гедонистические способности восприятия красоты.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка, его способностей, интересов, уровня активности, чтобы каждый ребенок мог свободно заниматься любимым делом.
В группах созданы центры коррекции, включающие в себя специальные пособия и игры для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестических функций: тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. В коррекционно-развивающей деятельности педагоги используют разнообразные виды конструкторов, сортировку мелких предметов, шнуровки, застёжки, способствующие совершенствованию мелкой моторики, ориентировки детей в микро и макро пространстве. Центры коррекции оснащены играми, положительно влияющими на развитие зрительного восприятия: пирамидки, логические кубы, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов. Они помогают формировать у детей умения различать форму, цвет, величину, пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, составить форму из геометрических фигур. Размер деталей мозаик и конструкторов зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом. Игры являются тренировочным комплексом в помощь к лечению.
Дидактический набор «Моторика» развивает умение анализировать изображения, сличать их с реальным объектом, силуэтным и контурным изображением, обучают зрительно-пространственной ориентировке на плоскости.
Для упражнения детского глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей используются игры типа: скатывание шара с горки по желобу, «Продвинь шар», сетка, скользящие фигурки, копировальный экран «Мираж», «Поймай рыбку» и т.д.
Дидактические игры «Составь портрет», «Как устроен человек?» помогают детям с ОВЗ изучить строение своего тела, лица и др. Весь дидактический материал находится в свободном доступе для детей.
Центры сюжетно-ролевых игр оснащены атрибутами для полноценного представления о предметах и явлениях окружающего мира, профессиях, исторических моментах. В играх дошкольники с ОВЗ учатся понимать реальность, общаться со сверстниками, соблюдать принятые в обществе правила поведения и этикета.
В каждой группе с пребыванием детей с нарушением зрения широко оборудованы театральные центры различными видами театров (теневой, пальчиковый, бибабо, настольный и др.), декорациями, костюмами, поделками своего творчества. Театрализованные игры, этюды и упражнения на интонационную выразительность речи, имитацию движений, ритмики и пластики, учат ценить и понимать искусство, способствуют снятию зажатости и закрепощенности, развитию положительных эмоций, мимики, жестов.
Дети с нарушением зрения из-за плохой ориентации в пространстве подвержены гиподинамии, имеют нарушения в координации движений и в овладении двигательными актами. Поэтому в ДОУ созданы условия для полноценного физического развития дошкольников, удовлетворения их двигательной активности. В группах с пребыванием детей с ОВЗ созданы физкультурные центры, в содержание которых входят разнообразные кубики, скакалки, катки, мячи, флажки, массажные коврики, всевозможные дорожки.
Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшней день стоит особо актуально. Это связано с введением ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Предметно-развивающая среда – это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса. В такой среде ребенок дошкольник включается в познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, психические процессы, умственные и художественные способности – происходит развитие личности.
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда, способствующая развитию сенсорного восприятия детей с учетом их особенностей, в зависимости от заболевания помогает успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-воспитательной работы, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень компенсации дефекта.

Список использованной литературы:

1. Насаева, Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Т.И. Нагаева. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 92с.
2. Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Л. Новосёлова - Москва: Центр инноваций в педагогике, 1995. - 64с.
3. Плаксина, Л.И., Сековец, Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. Учебно-методическое пособие. / Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец – Москва, ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. - 112с.

Яндекс.Метрика   ЦОиНК