20 - 09 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Паначев Валерий Дмитриевич, доктор социологических наук, профессор,  зав. кафедрой физической культуры, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь

В современном обществе все более актуальной становится потребность в таких квалифицированных специалистах, которые, с одной стороны, способны решать совершенно новые задачи, требующие комплексного и системного подхода, создавать и внедрять современные технологии, способствовать интеграции науки, образования и производства, с другой, обладают высокой стрессоустойчивостью, крепким здоровьем и в целом обладают активной жизненной позицией [1-3]. Следовательно, современный студент должен личностно, профессионально и социально формироваться и развиваться в адекватной запросам общества образовательной среде вуза. Пермский университет реализует качественное наукоемкое образование, однако, все более важным моментом последнего времени становится вовлечение студентов в спортивную жизнь вуза, привитие им ценностей здорового образа жизни. Именно в ходе постоянных занятий физической культурой и спортом у человека формируется такие устойчивые качества как дисциплина, самостоятельность, стремление к достижениям и самосовершенствованию. К сожалению, многие преподаватели отмечают, что как учеба, так и участие в спортивных мероприятиях студентов часто становится все более формальным и эпизодическим, связано с необходимостью присутствия или с ситуативным интересом. Современные студенты все чаще пропускают занятия «по болезни», вследствие чего им сложно «догнать» курс, у некоторых возникают впоследствии сложности с подготовкой к экзаменам и зачетам, формируются академические долги. 

Опыт гуманитарного факультета показывает, что студенты, активно проявляющие себя в спортивной жизни факультета, показывают и стабильные хорошие результаты в текущем учебном процессе. В последние годы физическое воспитание в школах проводится на очень низком уровне. Это видно по результатам нормативов первокурсников. В связи с этим физическое воспитание в вузе приходится начинать фактически с начального уровня. Одним из ограничивающих факторов на гуманитарном факультете является малочисленность студентов по сравнению с иными факультетами университета по итогам медицинского осмотра в основной группе по физической культуре, с которыми можно работать не только в рамках нормативов физической культуры, но и в направлении спорта. Чтобы привить студентам желание заниматься физической культурой, приходится прямо в ходе учебных занятий объяснять связи физической культуры и реальной жизни, будущей профессиональной деятельности. Физическое воспитание построено таким образом, что даже те студенты, которые не имеют достижений в спорте, принимают участие в массовых соревнованиях городского и университетского уровня. Участие во внеучебных спортивных мероприятиях дает возможность студентам зарабатывать бонусные баллы к зачету по физической культуре. За счет подобного подхода многие совершенно «неспортивные» студенты втягиваются в спортивную жизнь факультета, стремятся постепенно повысить уровень своей физической подготовки, выступать за честь факультета в составе его сборной. Важное значение для физического и спортивного воспитания студентов на факультете имеет наличие на факультете группы общей физической подготовки, где имеют возможность заниматься все желающие студенты с 1 по 4 курсы, т.е. даже те, которые уже давно получили «зачтено» в свою зачетную книжку по дисциплине «физическая культура». Ее работа продуктивна еще и потому, что, наблюдая за спортивной активностью студентов старших курсов, первокурсники включаются в спортивную жизнь факультета и остаются активными ее участниками до самого выпуска из университета. Особое значение также играет работа с остальной частью студентов, не вовлеченных прямым образом в участие в соревнованиях – на гуманитарном факультете самые лучшие команды болельщиков. 

По нашему мнению и на основе имеющегося опыта, мы можем утверждать, что уже на первом курсе у студента необходимо формировать не только познавательную мотивацию, корректировать представления о выбранной профессии, но и формировать предпочтения в сфере идей здорового образа жизни, физической культуры посредством знакомства с санитарно-гигиеническими основами умственного труда (умственный труд харак-теризуется высочайшими перегрузками нервной, а иногда и физиологической систем организма), с основами охраны труда, с нормами здорового образа жизни (здоровое питание, сон, регулярные физические упражнения и т.п.). На наш взгляд, просвещением студентов в данном тематическом поле должен заниматься не только преподаватель физической культуры (в рамках посещения занятий студенты не только регулярно выполняют физические упражнения, но и ориентируются на личность преподавателя, тренера, вовлекаясь в участие в спортивных мероприятиях факультета и университета), но и преподаватели таких дисциплин как «Социология» (т.к. в рамках фактически каждой профессии есть особенности, требующие определенных параметров здоровья, физической подготовленности организма, физических и иных нагрузок). 

В ходе обучения у студента формируются необходимые для этого качества, знания, навыки, умения. Студент входит в особую социальную группу, которая пополняет ряды интеллигенции. Главные направления в жизни студента – учиться, развивать свой интеллект, расти духовно, нравственно, физически, эстетически, овладевать профессией. Личность студента как человека может характеризоваться с трех сторон: 1) социальной – студент включен в студенческую группу, выполняет функции учащегося в вузе; 2) психологической – единство психических процессов, состояний, свойств личности; 3) биологической – тип высшей нервной деятельности, строение и особенности органов чувств, инстинкты, физическая сила, телосложение и т.д. 

Признаками социально-психологической зрелости студента являются:  гражданская позиция, профессионализм (профессиональные компетенции),   деловитость (умение работать в команде – это особенно хорошо проявляется в спортивных играх), уровень мышления (интеллектуальные виды спорта, особенно шахматы, которые на гуманитарном факультете развиты хорошо),  этическая грамотность, эстетическая культура (фестиваль «Студенческая весна» последние годы постоянно выигрывают студенты гуманитарного факультета), активность, самосовершенствование, отношение к здоровью, к здоровому образу жизни. 

Список использованной литературы

1.Давиденко Д.Н. и др. Особенности модернизации учебной дисциплины «Физическая культура» на современном этапе//Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке: Мат-лы  XV Международной науч.-метод. конф. Т.1. СПб: Изд-во Политехн. Ун-та, 2008. - 390 с.

2. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isras.ru/socis2003.html (дата обращения: 14.04.2013). 

3. Физическая культура: Печатная версия электронного учебника/В.Ю.Волков, Л.М.Волкова: 2-ое изд., испр. и доп. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. - 332 с.

 

 

Яндекс.Метрика   ЦОиНК