27 - 07 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Моргунова Ольга Николаевна, учитель искусства;
Кофанова Светлана Львовна, учитель физической культуры;
МБОУ гимназия №7 г. Чехова Московской области

Учебное исследование – это изучение и исследование вопросов и тем, непосредственно связанных с программой учебных дисциплин. Такое исследование обязательно имеет учебный смысл, может использоваться как элемент урока, подготовленный учащимися. Такое исследование анонсируется заранее. Оно может быть индивидуальным, парным, групповым по организации деятельности.
Результаты учебного исследования могут быть представлены в различных видах:

  •  доклад с презентацией,
  • иллюстрированный доклад,
  • стендовый доклад,
  • учебный фильм,
  • статья для школьной газеты,
  •  фотоальбом;
  • отчет;
  • проект, имеющий социальное значение,
  • устный журнал,
  • тематическая экскурсия и т.д.

Организуя такое исследование педагог, а в случае интегрированного исследования (по двум-трем предметам) – педагоги, придерживается (ются) определенного плана:
1. Обсуждение темы, выделение в ней проблемы.
2. Постановка цели, определение задач.
3. Изучение различных источников информации, литературы, интернет - источников, беседы со специалистами, анкетирование, анализ анкет, наблюдение и т.д.
4. Работа с темой, формулирование выводов, предложений.
5. Подготовка результатов работы к представлению слушателям, к защите работы.
6. Оформление. Доклад.

Город Чехов – город спорта. В Чеховском районе развито 26 видов спорта, насчитывается 176 спортивных сооружений. Постоянно занимаются физкультурой и спортом 25 тыс. человек (21,6% жителей). Спортом на профессиональной основе занимается 4000 человек. 38 спортсменов входят в состав сборных команд Московской области.
Поэтому в нашем городе очень популярно все, что связано со спортом. И в этом учебном году мы решили провести учебное исследование о том, как связаны между собой спорт и искусство. Как исторически менялась эта связь, какой она является в настоящее время.
Бог дал людям две способности: музыку и гимнастику, для темперамента и для приверженности к мудрости и чтобы они гармонировали друг с другом, необходимо каждый из них подтягивать и отпускать, пока они не будут звучать в согласии друг с другом. Платон
Искусство должно соседствовать со спортом, должно быть связано с практикой спорта, спорт надо рассматривать как источник и как повод для искусства. Кубертен

Предлагаем вашему вниманию основные тезисы работы.
Авторы исследования ученицы 7а класса – Коновал Анна и Волчкова Анастасия.

Спорт делает нас сильней, закаляет наш характер, а искусство дает чувство прекрасного, умного, доброго. Но ведь и в спорте можно развивать эти качества, так же как и искусство может воспитывать характер (вот например, сколько терпения надо нашей однокласснице, Варе Королевой, что бы написать картину о спорте)? Для того что бы ответить на этот вопрос мы решили провести это исследование и выяснить можно ли совместить эти понятия спорт и искусство, и возможно выяснить что важнее в современном мире.
Существуют разнообразные виды и формы спорта: массовый спорт («спорт для всех»), спорт высших достижений, спорт для любителей, «народный» спорт, спорт для элиты, школьный спорт, спорт для лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), спорт для реабилитации и т.д.
В разных регионах и странах спорт имеет свои особенности. Определенные его качества изменяются и в ходе исторического развития. Самый главный праздник спорта это Олимпийские игры, и начиная с Древней Греции поэты, ораторы и артисты принимали участие в церемониях, связанных с этими Играми. Идея Кубертена объединить спорт и искусство стала одним из основных принципов Олимпийского движения.
Неудивительно, что существуют различные точки зрения на связь спорта и искусства, специфику, их места в системе различных социальных явлений, даются разные определения понятия «спорт» и «искусство». Наша работа посвящена вопросу о роли спорта и искусства в развитии культуры школьников.
Цель исследования: выяснить связаны ли между собой спорт и искусство и возможно ли их взаимодействие в системе развития и воспитания современных школьников, а также повысить интерес учащихся к занятиям спортом и развитию творческих способностей.
Задачи:
1.Изучить литературу по вопросам взаимодействия спорта и искусства
2. Исследовать возможность объединении спорта и искусства в процессе образования и обучения.
3. Сделать выводы о возможности совмещения занятиями физическими упражнениями, участие в спортивных соревнованиях с занятиями живописью, музыкой.
Актуальность: в последнее время люди немного забыли об олимпийском принципе «миру - мир». В жизни столько террора, войн и зла, что практически в каждой точке, какой то конфликт. Поэтому мы подумали, что рассказать то, что все хорошо знают и напомнить, как прекрасен этот мир, и что именно спорт и искусство несут в себе мир - это умное решение. Мы хотим жить в мирной стране и быть счастливыми людьми, и надеемся, что именно спорт и искусство помогут нам и нашим сверстникам в этом, потому что и спорт, и искусство дают нам положительные эмоции.
Практическое значение материалов, полученных, в ходе исследования заключается, в возможности их использования в проведении уроков физической культуры и МХК, тематических классных часов, в организации внеурочной работы и создании совместного проекта организации досуга школьников « Спорт и искусство» в нашем городе.
Спорт в наши дни – одна из важнейших сфер самореализации и самоутверждения личности. Участник состязаний может испытывать радость победы, достигнутой благодаря воле, труду и таланту, и, кроме того преодолеть, превзойти себя самого.
А искусство это обращение к душе, к нравственности. Искусство учит сопереживать, задумываться. Роль искусства возвышать человека до глубоких, не сиюминутных переживаний.
Но когда мы смотрим спортивные матчи разве мы не переживаем за команду? Как красивая музыка может вызвать бурю эмоций, так и спортивные соревнования могут вызвать те же чувства у болельщиков.
Спорт находит свое отражение в моде и танцах, поэзии и музыке, кино, фотографии, скульптуре, полотнах живописцев.
Ошибочно считать, что спорт способствует лишь физическому совершенству, в нашей гимназии учится много ребят, которые серьезно занимаются в спортивных секциях и им это не мешает воспитывать в себе чувство прекрасного.
Спортивные плакаты, картины, стихи, песни, художественные фильмы — непременные соучастники спортивных игр. Значит роль искусства в пропаганде физической культуры и спорта бесспорна?
Ведь очень важны и различные виды наглядной агитации в оформлении спортивных сооружений и стадионов. А разработка и оформление спортивных праздников, спортивные костюмы и инвентарь, награды, кубки, медали, жетоны, дипломы... Всюду прикладывается рука художника. Поэтому можно смело считать: содружество искусства и спорта одинаково необходимо и художникам, и спортсменам!
Ещё в Древней Греции тело атлета, своей формой и пластикой нередко восхищало художников. Тема спорта стала одной из основных и в русском искусстве. В Государственном Русском музее есть большая коллекция полотен о спорте. Среди них работы «На стадионе» Александра Самохвалова,

«Спортивные игры на стадионе» Александра Дейнеки

и многие другие.
Все чаще современные художники ловят мгновение игры с помощью уникальных новых возможностей и цифровой оптики. И здесь нельзя не упомянуть прошедшую олимпиаду Сочи 2014.
Моменты побед и разочарований спортсменов, остановленные мгновения спортивных событий вошли в коллекцию мастеров - членов Российской академии наук, молодых авторов, победителей престижных российских и зарубежных конкурсов.
Проведение Олимпиады-2014 в Сочи – одно из тех ключевых исторических событий, которое внушительно показало, что нация, которая славится тягой к спорту – здорова и сильна, крепка духом и телом. Ведь спорт – одновременно и искусство завоевывать победу, пусть даже тяжким трудом. А разве возможно было организовать зрелище открытия и закрытия олимпийских игр, за которыми следил весь мир без людей искусства!

1. Спорт и искусство
Почему нам стала интересна эта тема: Спорт и искусство? Наверно потому что это главные составляющие звенья современной культуры. А нам очень важно вырасти культурными людьми. Но чем же важнее заниматься спортом или искусством? Попробуем разобраться.
Спорт несет здоровье. Через плавное проникновение практически во все сферы жизни и отношения людей спорт неизбежно обогащается пестротой мира. Поэтому благодаря спорту можно понять приоритеты в обществе и пути его развития. Международный спорт помогает судить о состоянии социально-культурной системы, о здоровье нации в целом. Естественно, спорт влияет на общественную жизнь и культуру.
Искусство тоже многогранно. Искусство - это мастерство, требующее большого умения и вкуса. Искусство - часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности,
— живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино.
В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме деятельности человека, если она совершается умело, мастерски, искусно.
Датский физик, лауреат Нобелевской премии мира Нильс Бор говорил о способности искусства вызывать в памяти гармонию, неподвластную никакому анализу, объясняя это чудо свободой игры и фантазии, способствующей развитию личности. При этом занятия парусным и лыжным спортом поддерживали в форме физический и интеллектуальный потенциал этого величайшего мыслителя.
Как укреплять здоровье и продлевать жизнь, учит и древнее искусство фэн-шуй. Система, владеющая этими знаниями, называется гимнастика Великого предела. На данный момент по статистике ею занимаются свыше 300 миллионов человек в мире.
Получается, что искусство способствует ориентации человека в окружающем пространстве, воздействуя на него через эмоции.
Вывод: Способность человека преобразовывать самого себя и свое тело дает возможность показывать нам красоту физического совершенства человека. Зрелищность спортивных мероприятий иногда сравнивают с театром.
Искусство как художественное творчество - это способность человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Наверное, из-за их сходства появились такие выражения, как «художественная гимнастика», «художественные виды спорта».

2. Изобразительное искусство и его роль в спорте
Важное место в развитии физической культуры и спорта в обществе занимает изобразительное искусство. История развития физкультурного и спортивного движения ярко запечатлена в творчестве таких выдающихся мастеров изобразительного искусства, как народный художник СССР А.Дейнека, народный художник СССР Т.Яблонская, заслуженный деятель искусств РСФСР И.Чайков и другие.
А.Дейнека. Неувядаемая энергия, сила духа, огромнейший потенциал творческих возможностей бьёт родниковым ключом в его работах послевоенного времени. Он снова возвращается к своей любимой теме - спорту. Работает в разных жанрах: это и живопись, и графика, и скульптура, и монументальное искусство. За период с 1945 по 1954 г. им написаны следующие работы: живопись - «Эстафета по кольцу Б»(1947г.), акварель - "Стадион в Берлине" (1945) и др. В творчестве А.Дейнеки тема спорта широко представлена и в монументальном искусстве. Это находит подтверждение в его монументальном творчестве, которое неразрывно связано с жизнью. Вот некоторые его работы: «Лыжники» (1950). В период 1959-1962 гг. он создаёт серию мозаик, которая состоит из четырёх отдельных изображений. Великолепнейшие произведения А.Дейнеки периода 1945-1962 г. на тему спорта, это, прежде всего аналитическое исследование средствами изобразительного искусства общественных, психологических процессов, которые протекали в физкультурно-спортивном движении тех лет. Природа наградила творца необыкновенным художественным воображением, яркой остротой зрения, высокой чувствительностью ко всему новому, незаурядному. Вглядываясь пристально в его произведения, невольно ощущаешь накал спортивных событий тех лет, массовость физкультурного движения, как будто сама эпоха говорит с нами языком спорта. Проникая в истоки прекрасного, А.Дейнека постоянно стремился к познанию всего нового, необычного, что так присуще спорту, физической культуре.
Спортивной теме посвящены работы и выдающегося украинского живописца Т.Н.Яблонской. Из работ, созданных в этом жанре, заслуживает особого внимания произведение «Перед стартом» (1947), где молодость юных лыжниц ассоциируется с торжеством жизни послевоенного времени, где увлекательное занятие спортом олицетворяет молодость, здоровье, красоту, силу, что так созвучно было с возрождением разрушенной войной страны, которая преодолевая экономические трудности тех лет, неуклонно двигалась вперёд.
Важную лепту в разработку спортивного жанра в изобразительном искусстве 50-60-х годов XX века внесли скульпторы и, в частности, выдающийся мастер И.М.Чайков.
Вот некоторые работы тех лет: Прыжок с шестом (1952), Бег с препятствиями (1958), Прыжок в воду (1959), Аквалангистка (1961), Портрет заслуженного мастера спорта СССР В.Старшинова(1969), "Баскетбол" (1977). В этих произведениях И.Чайков посредством пластики выразил духовную жизнь той эпохи, её психологизм, её спортивную молодость, преодолевшую жизненные трудности физически закалёнными и тренированными телами. На следующем этапе в пропаганде физической культуры и спорта средствами изобразительного искусства в 60-80-х годах стали играть всесоюзные и республиканские художественные выставки.
Первая художественная выставка, посвящённая физической культуре и спорту, была проведена в 1962 г. На этой выставке было экспонировано более 500 произведений живописи, графики, скульптуры, показывающие подлинную массовость физкультуры и спорта, борьбу спортсменов за высокие спортивные достижения и участие в Олимпийских и Международных соревнованиях.
В 1967г., когда проводились финальные соревнования IV Спартакиады народов СССР, была организована II Всесоюзная художественная выставка «Физическая культура и спорт в изобразительном искусстве». По масштабам и содержанию представленных работ она превосходила первую выставку. На выставке было представлено около 600 работ по живописи, графике, скульптуре. В 1971г. по решению Министерства культуры СССР, Союза художников СССР, Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ организуется и проводится III Всесоюзная художественная выставка «Физическая культура и спорт в изобразительном искусстве», посвящённая V Спартакиаде народов СССР. Эта выставка отличалась богатством и самым разнообразным материалом в отражении её темы. Индивидуальность мастеров в её решении говорит о сложности понимания изобразительным искусством проблемы эстетического идеала в спорте. Стремление осознать спортивную тему в связи с нравственно-эстетическими представлениями того времени определили идейно-художественное значение лучших произведений. Художественные произведения этой выставки наглядно показали, что утверждая прекрасное в физкультуре и спорте современности, все жанры обретают всё большую глубину в постижении жизни.
На V Всесоюзную выставку было отобрано 900 работ, из них 300 картин и такое же количество графических работ, 150 скульптурных произведений и столько же изделий декоративно-прикладного искусства.
Эта выставка проходила после Московской Олимпиады - 80 и художники творили свои произведения под впечатлением этого международного праздника. В выставленных работах освещался дух Олимпийских игр, спортивных состязаний, радость жизни.
Спорт и физическая культура в этих произведениях были представлены могущественной силой в борьбе за мир, за дружбу и взаимопонимание между народами. В физкультурно-спортивных событиях тех лет художники увидели, и глубоко прочувствовали в своих произведениях светлую и гуманную природу спорта, близость его каждому человеку, ощущение радости движения, участия в соревнованиях, совершенствование самого себя. Картины, посвящённые Московской Олимпиаде, занимали почётные места в экспозиции. Это широко известные художники, ветераны спортивной темы С.Лучишкин и Я.Титов. В произведении С.Лучишкина «О спорт, ты Мир» и в его картине «До свидания, Миша!» - запечатлены волшебные минуты Олимпийского праздника. Много было произведений, где наглядно чувствовалась гордость за великую Советскую спортивную страну, которая гостеприимно раскрыла свои двери гостям и участникам Олимпиады.
Пропаганда физической культуры и спорта средствами изобразительного искусства имела огромнейшее влияние на духовную сферу; она явилась тем локомотивом, который соединял духовно различные группы людей, народов, стран, что способствовало, миру и дружбе между народами; вместе с тем в массовом сознании большинства людей и особенно учащейся молодёжи формировался стойкий стереотип важности и полезности занятий физкультурой, спортом. Произведения этого периода внесли огромный вклад в мировую сокровищницу общечеловеческой культуры.
В наше время такие выставки проводятся тоже. В 2009 в «Новом Манеже» (Москва) прошла выставка «Спорт в искусстве», в административном здании Национального Олимпийского комитета успешно прошли выставка и конкурс молодых художников Азербайджана на тему «Олимпия, Спорт и Искусство – 2012», организованные по инициативе Международного Олимпийского комитета и Комиссии по олимпийскому образованию и культуре. В Музее изобразительных искусств состоялось открытие выставки «Спорт в искусстве», посвященной Олимпийским играм «Сочи-2014».

3. Музыка и ее значение в спорте
Музыка и спорт — отличный симбиоз. Вы не задумывались, почему многие фитнес центры рекомендуют своим клиентам заниматься музыкой? Уже давно доказано, что мелодия способна успокаивать и заряжать энергией, она может помочь вам лучше выполнять упражнения. Люди по-настоящему не могут жить без музыки, а спортсмены тем более. Сейчас даже те, кто предпочитает делать утренние или вечерние пробежки аналогично вставляют наушники в уши и слушают любимые композиции при этом, усталость происходит не так быстро, как раньше, так как мозг задумывается о чем-то другом и человек легче выполняет, как циклические повторения, так и упражнения из тяжелой атлетики.
Как заставить себя заниматься спортом? Самое главное обстановка, если вам не хочется делать повторения, то, быть может, стоит включить интересную и в то же время зажигательную музыку, которая взбодрит вас, заставит сделать то, что вы обязаны, чтобы не отставать от спортивной программы. Некоторые атлеты создают специальный график, где они отмечают планки, которые нужно постичь через определенный промежуток времени. Естественно они вкладывают силы и умения, чтобы выполнить упражнения и достичь следующего этапа своего развития. Но без музыки иногда невозможно что-то сделать. Какую музыку стоит слушать во время занятия спортом? Все зависит от вашего вкуса, но ни в коем случае не включайте что-то спокойное и мелодичное. Музыка должна быть заводной, быстрой и стремительной, она должна вас заводить, тогда результаты будут на лицо. Кто-то любит рэп, кто-то рок, но всем можно собрать любимые композиции воедино и прослушивать их именно тогда, когда вам этого хочется.
Есть такие виды спорта, которые находятся на стыке спорта и искусства и просто не мыслимы без музыки.
Художественная гимнастика умело сочетает в себе спорт и искусство. Каждое упражнение спортсменки — это грациозные и плавные жесты с элементами танца, облегченной акробатики и пластики. Гимнастика в первую очередь изучает искусство свободного и выразительного движения на ковре. В гимнастике проявляется не только ловкость, сила и выносливость. Гимнастика неразрывно связана с музыкой и хореографией, поэтому спортсменки должны чувствовать ритм, который помогает делать движения выразительнее. Помимо всего прочего, музыкальное сопровождение формирует эстетическое воспитание каждой девочки. Благодаря чувству ритма, гимнастка способна выполнить любой элемент с точностью до секунды, а это половина успеха на соревнованиях любого масштаба.
История развития музыки для выступлений. Раньше все показательные номера проходили под фортепиано.
Это мог быть как аккомпаниатор, так и запись на кассете. Использовались в основном классические произведения, ритмичные композиции. Сейчас же не существует границ для выбора музыкального сопровождения для выступления. Современные спортсменки выходят на паркет, лед или ковер с музыкой самых разнообразных жанров — от классики до рока.
Также благодаря оригинальным и эксклюзивным костюмам сегодня можно понять, какое музыкальное сопровождение выбрали для номера, еще при выходе девочки в зал. Купальник шьется после того, как выбрана музыка для выступления. Он создается с учетом всех движений в номере. Например, чтобы спортсменке было удобно сделать вертикальный шпагат и прыжок «кольцо», в костюме не будет длиной юбки. Наряд для выступлений способен дополнить номер, сделав его более театральным.
На соревнованиях по гимнастике существует главное правило — композиция, как и само выступление, должно длиться 57-90 секунд. Если закончить упражнение раньше или позже хотя бы на секунду, то начисляется 0,05 штрафных очка. Именно поэтому к выбору сопровождения необходимо подходить с особым вниманием. За это время должна прозвучать подвижная, ритмичная композиция с логическим завершением.
Какую музыку выбирают для выступлений? Благодаря правильно подобранному сопровождению, технической подготовке спортсменки, на ковре или льду получается маленький спектакль, продолжительностью в несколько минут. Сейчас для соревнований чаще всего выбирают классическую музыку, например Шопена, Чайковского или Штрауса. Этот прием используют и олимпийские чемпионы. Для юных гимнасток музыкальное сопровождение обычно предпочитают из известных мультфильмов или детского кино. Композиция имеет более умеренный ритм, не настолько подвижна, в отличие от музыки для взрослых спортсменок.
Если в момент выступлений случились какие-либо проблемы с воспроизведением композиции, то не стоит останавливаться посреди номера. Выступающая должна закончить упражнение, как ни в чем не бывало. В таких ситуациях техническая сноровка, эмоциональный посыл сыграют «на руку» и жюри по достоинству оценят номер. От правильно подобранной музыки и уровня подготовки зависит целостность выступления, которое способно раскрыть весь творческий потенциал спортсменки. Необычное музыкальное решение, плавность и чистота движений, умение работать с предметами, оригинальный костюм и эмоциональный настрой — вот залог успешного и запоминающегося номера.
Фигурное катание часто называют синтезом спорта и искусства. Что дает основание считать фигурное катание искусством?
Костюмы, хореография, постановки, музыка. Без всего этого оно действительно немыслимо.
Есть такое красивое определение - если лед это холст, на котором фигурист рисует картины своих программ, то музыка - палитра красок для этих программ. Татьяна Тарасова и Елена Чайковская говорят, что процесс создания программы для фигуриста начинается с выбора музыки. Именно она диктует характер программы. Здесь фигурное катание можно сравнить с балетом. Но в отличие от балета, в нем существует много ограничений и критериев для выбора музыки.
Музыка - это органическая составная часть той композиции, которую спортсмены и тренеры выносят на суд зрителей и арбитров. Построение, характер, темперамент спортивной программы заключены в музыке и определяются ею. От того, насколько музыка образна и выразительна, во многом зависит уровень и содержание программы. В гармоническом сочетании музыки, драматургии, хореографии с искусством владения коньками и качеством выполнения спортивных элементов у фигуристов кроется успех будущей программы. Музыкальные программы, составленные из одного или разных произведений, должны сами по себе иметь законченную форму и слушаться как отдельные музыкальные произведения, а не как приложения к спортивным программам. Круг музыкальных жанров, используемых в современном фигурном катании, очень велик и с каждым годом расширяется. Это симфоническая и оркестровая оперная музыка, балетная и танцевальная музыка, музыка из кинофильмов и спектаклей, камерная, эстрадная и джазовая музыка, композиции разного рода электронной музыки, поп - и рок-музыка; для показательных выступлений используют и вокальную музыку. Знание истории создания выбранного музыкального произведения, специфики жанра, личности композитора помогает достигнуть максимального результата в постановке программы. Так навсегда запомнилась знаменитая калинка-малинка Ирины Родниной и Алесандра Зайцева с которой они выиграли олимпиаду 1976 в Инсбруке. А номер Юлии Липницкой на олимпиаде в Сочи 2014 под музыку из «Списка Шиндлера» тронул сердца зрителей.
В синхронном плавании, как и в балете, художественной гимнастике, фигурном катании на коньках, от выбора музыки во многом зависит успешность выполнения композиции. Нередко в качестве музыкального сопровождения используют серьезные музыкальные формы — для того, чтобы средствами хореографии на воде раскрыть тему, образы, затронутые в музыке. Это могут быть самостоятельные музыкальные произведения, музыка к балету, фрагменты из оперных произведений и т. д.

4. Социологический опрос школьников нашей гимназии
Мы провели социологический опрос школьников нашей гимназии, с целью выяснить есть ли у нас школьники, которые занимаются одновременно и в спортивной секции и в школе искусств. Оказалось, что такие школьники есть. Среди учащихся 1-5 классов их оказалось 30% из опрошенных, среди учащихся 5-9 классов такие ребята составляют 9%, среди старших ребят 10-11 классов, таких учащихся в нашей гимназии 1%. Очевидно, объясняется это тем, что предпочтение в старшем школьном возрасте отдается одному виду деятельности, что бы добиться в нем наибольших успехов. Из 45 старшеклассников (10-11 класс) нашей гимназии 12 ребят, это 26% предпочтение отдали спортивным секциям и 3 человека искусству (музыка, живопись, театр).
Наибольших успехов в спорте и творчестве из наших учащихся добились Жук Иван, Жук Катя, Асауляк Лиза, Королева Варя, Полянский Женя и другие. Мы верим, что эти ребята вырастут сильными и культурными людьми.
Затем мы провели анкету и попросили ребят ответить на вопросы:
1.Считаете ли вы, что спорт и искусство взаимосвязаны?
2. Важна ли для вас эстетика в спорте?
3. Знакомы ли вам произведения искусства о спорте?

На первый вопрос положительно ответили, ребят 1-7 классов таких оказалось 7%,а у ребят 8-11 классов 37%
На второй вопрос положительно ответили, ребят 1-7 классов таких оказалось 35%,а у ребят 8-11 классов 45%.
На третий вопрос положительно ответили, 1-7 классов таких оказалось 28%,а у ребят 8-11 классов 48%
Вывод: воздействие спорта на эстетическое сознание спортсменов, зрителей и "болельщиков" во многом зависит от системы их интересов и ценностных ориентаций. Именно они определяют, на что направлен интерес человека, что он желает увидеть в спорте, получить от него. Если, к примеру, зрителя интересует только возбуждающий страсти и щекочущий нервы азарт спортивных соревнований, если главное, что движет спортсменом в занятиях спортом - его тщеславие, стремление любыми средствами победить соперника, то во всех этих случаях спорт вряд ли будет стимулировать развитие эстетических вкусов, эстетической культуры такого зрителя и спортсмена.
И напротив, если зритель обращается к спорту для того, чтобы еще раз насладиться такими эстетическими ценностями, как совершенное телосложение, гармония и красота движений, возвышенные поступки спортсменов и т.д., он получает возможность не только испытать эстетическое наслаждение, но и потренировать свою способность к эстетической оценке явлений, а следовательно, усовершенствовать свои эстетические способности. Если спортсмен стремится не просто добиться победы над противником, но и доставить при этом эстетическое наслаждение зрителям и самому себе, если он активно включен в различные формы эстетической деятельности в спорте, он опять-таки развивает свои эстетические способности.

Заключение

Проанализировав изученное, мы можем выделить несколько направлений, по которым возможно укрепление союза спорта с искусством и положительно ответить: да эти два вида деятельности могут взаимодополнять и взаимообогощать друг друга. Гармоничное сочетание спорта и искусства возможно в жизни каждого человека, спортивная культура личности определяется, прежде всего, степенью образованности, компетентности в избранном виде спорта, самодисциплиной и спортивным стилем жизни, обуславливающим наличие осознанной потребности в спортивной и физической тренировке на протяжении всей жизни. Организация эстетического образования в спорте состоит и в том, чтобы помочь всем тем, кто вовлечен в спорт, увидеть эстетические ценности спорта, организовать их активное участие не только в созерцании, но и в создании этих ценностей.

Для этого тренеры, преподаватели, организаторы спортивных соревнований должны стремиться вызвать у спортсменов и зрителей интерес к эстетическому содержанию спорта, развивать у них ориентацию на прекрасное, возвышенное и другие эстетические ценности спорта. Важно убедить их и в том, что восприятие эстетики спорта не только духовно обогащает человека, но и доставляет ему ни с чем несравнимое чувство эстетического наслаждения. Известные деятели искусства - артист Борис Чирков и кинодраматург Д. Полонский заметили однажды, что современный спорт взял на себя часть огромной ответственности за воспитание человека, конструирование личности, нравственности, доброты, честности, товарищества. И здесь у спорта, - по их мнению, - может быть не меньше возможностей, чем у просвещения и искусства. Спорт это сфера, в которой выступают основные эстетические ценности. К их числу, прежде всего, относится красота и гармония.
Если мы хотим показать, что спорту присущи эстетические ценности, которые можно сравнить с эстетическими ценностями искусства, то следует выделить такие его особенности, как быстрота, грация, плавность, ритм и энергия, качества, которые в различных сочетаниях друг с другом составляют красоту.

Выводы:

1. Анализ изученного позволяет выделить несколько направлений, по которым возможно укрепление союза спорта с искусством.
2. Гармоничное сочетание спорта и искусства возможно в жизни каждого человека: совмещение занятий физическими упражнениями с занятиями живописью, участия в спортивных соревнованиях с музыкой, или другими видами творческой деятельности. Это хорошо влияет на развитие школьников.
3. Организация постоянного общения спортсменов с теми, кто занимается творчеством (художниками, музыкантами, актерами) положительно влияет на развитие личности. Возможны разнообразные формы взаимообогащения спорта и искусства.
Мы хотим жить в мирной стране и быть культурными и счастливыми людьми, и надеемся, что именно спорт и искусство помогут нам и нашим сверстникам в этом, потому что и спорт и искусство дают нам положительные эмоции и заряжают нас позитивом.

Яндекс.Метрика   ЦОиНК