19 - 12 - 2018
Информация
Разделы
Самые популярные

Сикачева Алла Ивановна, учитель истории
МБОУ гимназии №7 г.о Чехов Московской области

Изучение истории в 9-м классе связано с множеством сложных моментов. Разные курсы, большой объем изучаемого материала, масса событий, дат, личностей, подготовка к ОГЭ, проблема выбора школьниками путей своего дальнейшего обучения, пробы себя в разных областях знания и профессий.
Поэтому для улучшения качества знаний очень важным становится вопрос обучения школьников эффективным методам работы с текстом учебника. Одним из таких методов является метод составления тезисных записей.
Тезис – это (с греч. «утверждение») кратко сформулированные, в одном - двух предложениях, главные мысли текста (абзаца, вопроса).
Тезисы – очень полезное учебное занятие, т.к. их составление позволяет анализировать текст, выделять главное, записывать, «занося материал в сознание рукой», работать аккуратно.
Тезисы должны быть написаны четким, грамотным, кратким языком. Их можно выполнять к тексту параграфа, к историческому документу, к статье, к курсовой работе (навык получаем уже в школе). Суть тезисов – дать понять читателю (другому ученику и т.д.) о чем работа, тема, вопрос.
Тезисы должны быть написаны логично, в них должно прослеживаться авторское мнение.
Для девятиклассников в письменной форме объем тезисов 2 страницы в тетради на один параграф текста. Если ребята работают в электронном виде, в планшете, компьютере, то обычно, объем тезисов 1-2 страницы Word 12 кегль, через 1,5 интервала с полями документа 2*2.
При оформлении нужно вести форматирование по ширине, указать тему, автора, источник информации, возможно вопросы к тезисам. Тезисы в электронном виде проще переслать учителю для проверки в электронном дневнике, электронной почте, их легче проверить, напечатать замечания и уменьшить объем бумажной работы. Такими тезисами просто пользоваться потом при подготовке к экзаменам в теоретической части.
Приведем пример тезисов, составленных ученицей 9в класса, Османовой Дарьей.

Всеобщая история. 9 класс.
П.1 Тема «Страны Европы и США в начале ХХ века» ТЕЗИСЫ.
Автор: Османова Дарья, 9в класс.

1. Началом XX в. считают период с 1901 по 1913 гг. В это время в мире существовало 43 государства: в Европе их было 22 (5 республик и 17 конституционных монархий), в Азии – 6 (республика, 3 конституционных и 2 абсолютные монархии), в Африке – 2 (республика и абсолютная монархия), в Америке - 13 (все – республики).
2. В последней трети XIX - начале XX века в некоторых странах Европы завершился промышленный переворот. Необходимы были внешние рынки сбыта. Обострилась международная конкуренция. Колонии стали рынками дешёвого сырья, дешёвых рабочих рук и рынком сбыта товаров из метропо¬лии.
3. Экономические кризисы (1873, 1883, 1890, 1900, 1907 и 1913 гг.) обострили борьбу за колонии. Из стран Азии независимыми остались Турция, Саудовская Аравия, Иран, Китай, Сиам и Япония. Но и они оказались в экономической зависимости. В 1913 г. метрополиями были Великобритания, Франция, Испания, Португалия, Италия, Гер-мания, Бельгия и Нидерланды. Больше всех имела колоний Великобритания. Самые крупные её колонии: Индия, Канада, Австралия, Южная Африка.
4. В 1913 г. Германия занимала 2 место в мире по уровню экономического развития. Она считала себя обделённой при разделе колоний. В претензиях её поддерживали Италия и Австро-Венгрия. В 1882г. они создали Тройственный военный союз, целью которого была борьба за передел колоний. Этот союз был направлен против Великобритании, Франции и России. Эти страны имели двухсторонние претензии друг к другу. Последняя треть XIX века и начало XX века ушли на преодоление взаимных претензий. В 1904 г. Великобритания и Франция достигли согласия и создали военный союз «Антант кордиаль» («Сердечное согласие»). Ещё раньше договорились Франция и Россия. А затем при посредничестве Фран¬ции преодолели свои противоречия Великобритания и Россия. В 1907г. Россия присоединилась к Антанте. В 1913г. в Антанте было более 30 государств, все они имели тесные связи с основателями союза.
С начала ХХ в. и по 1914 г. шло постоянное обострение противоречий между двумя военно-политическими союзами. Оно привело к первой мировой войне.
5. Рабочее движение. Быстрое промышленное развитие стран Европы и США, увеличение численности рабочих вело к росту социальных движений.
Рабочие объединили профсоюзы в федерации, создали партии (социалистические и социал-демократические). В результате борьбы рабочих (забастовок) было принято рабочее законодательство (ограничение рабочего дня определенными часами, выдача зарплаты деньгами, обеспечение гигиенических ьи безопасных условий труда. Главными лозунгами рабочих в начале века были требования всеобщего избирательного права и установления 8-часового рабочего дня. С 1880-х годов (после расстрела митинга рабочих в Чикаго) единым международным днем борьбы рабочих за свои права стало 1 мая.
6. В начале XX вв. активизировалось женское движение. Его участницы выступали за равноправие жен¬щин с мужчинами в важнейших сферах жизни. Перед первой мировой войной всеобщее избирательное право (распространяв¬шееся и на женщин) существовало лишь в Норвегии, Австра¬лии и Новой Зеландии. На производстве женщины за равный с мужчинами труд по¬лучали в 1,5-2 раза меньшую оплату. Женщины были нерав¬ноправны с мужчинами и в семейных отношениях. Для них ограничивались возможности получить высшее образование, стать, например, врачом, преподавателем в университете или юристом. В начале века женское движение стало частью рабочего движения. В 1910 году на конференции социалистов было принято решение, что 8 марта будет единым международным днем борьбы женщин за свои права.
7. Крестьянское движение. В США активным было движение фермеров. Объединяясь в «фермерские аль¬янсы» (союзы), фермеры организовывали хранение и сбыт своей про¬дукции, выступали против монопольных цен на перевозки, которые ус-танавливали железнодорожные корпорации, они также выступали против земельных спекулянтов.
В Италии в начале XX в. большого размаха достигло движение малоземельных крестьян и батраков. Итальянские крестьяне отказывались от уплаты налогов, напада¬ли на муниципалитеты (местные органы власти) и помещичьи усадь¬бы. В ходе борьбы создавались крестьянские организации - лиги.
8. Социальные реформы. Для сохранения стабильности в обще¬стве и под напором народа наиболее дальновидные правительства встали на путь социальных реформ.
В Британии левое крыло либеральной партии выступило в роли посредника между предпринимателями и рабочими. В 1906 г. был принят закон о компенсации работникам, пострадавшим при не¬счастных случаях на производстве. В 1908 г. был установлен 8-часовой рабочий день для шахтеров. Вводились пенсии для рабочих с 70-летнего возраста. Был принят закон о страховании рабочих по болез¬ни и безработице. В 1909 г. видный политический деятель либерал Д.Ллойд Джордж, бывший министром финансов, предложил бюджет, названный «народным», в котором около 10 млн. фунтов стерлингов выделялось на социальные расходы.
В Италии правительство либералов восстановило политические свободы граждан. В 1906-1909 гг. оно провело национализацию железных дорог и разработало страховое законодательство.
Президент США Т. Рузвельт был инициатором принятия закона о контроле за качеством продуктов и медикаментов. В 1916 г. был принят закон об установлении 8-часового рабочего дня для работников железных дорог (до этого 8-ми часовой рабочий день был у государственных служащих).

Яндекс.Метрика    ЦОиНК