18 - 10 - 2018
Информация
Разделы
Самые популярные

Стебловская Елена Владимировна, учитель начальных классов,

МБОУ ООШ №34, Краснодарский край, Абинский район

На протяжении многих лет я использую практику групповых технологий. Актуальность использования, на мой взгляд, заключается в следующем:

  • организация групповых учебных занятий строится на принципах дифференциации;
  • групповые формы работы могут включать в себя проблемные, исследовательские, творческие формы работы и задания;
  • групповые формы работы осуществляются по следующей схеме: «ученик – учебник – учитель».

Современная школа должна выпускать ученика не с готовым набором знаний, а с умением их добывать и рационально использовать.
Обучение работе в группе я веду постепенно. Знаменитое высказывание Л.С. Выготского: «То, что дети могут сегодня сделать только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно» – хорошо подтверждают эксперименты по проверке переноса знаний и умений, приобретенных в группах, в ситуацию индивидуальной работы школьников».[1]
Начиная с первого класса, я стараюсь готовить детей к групповой работе. На мой взгляд, только взаимопонимание и поддержка может помочь учащимся чувствовать себя в атмосфере доверия и понимания. Понимая, что только постепенная и систематическая работа, поможет ученикам понять и осознать, что такое работа в группах. Свою деятельность и деятельность учащихся и разбила на четыре этапа:

1 этап «Первые шаги»:

В 1 классе учащимся предлагаю работать в парах по желанию.

Обращаю внимание на взаимоотношения и совместную деятельность в ходе работы.

2 этап «Я и Ты»

Во 2 классе группы формирую из трёх человек по желанию. На данном этапе я назначаю лидера группы и помощников. Веду свои наблюдения, как идёт работа, справляется ли лидер группы со своими обязанностями. Даю рекомендации. Психолог Ю. Кулюткин пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снижается тревожность и страх».[4]

3 этап «Друг за друга»

В 3 классе группы формирую из трёх человек по желанию. Учащиеся сами выбирают лидера группы и помощников. Я продолжаю вести наблюдения за взаимоотношениями и работой в группе. Даю рекомендации.

4 этап «Мы вместе»

В 4 классе группы формируются по желанию, по моим рекомендациям. В группе может быть больше 3 человек. Учащиеся сами выбирают лидера группы и помощников, по моим рекомендациям. Учащиеся могут указать уже самостоятельно на причины неудач. Могут объяснить, что помогло учащимся сплочённо работать в группе.

Обращаю внимание на правила для учащихся при работе в группах. Даю рекомендации.

Правила совместной работы:

1. Критикуй идеи, но не человека.
2. Поощряй участие каждого в обсуждении.
3. Выслушай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним.
4. Стремись понять точку зрения других в дискуссии.
5. Перескажи мысль другого, если она тебе не ясна.
6. Сначала объяви все вопросы, потом их разбирай.
7. Ищи рациональное в высказываниях других. [5]
Конечно, каждый этап групповой работы сопровождается деятельностью учители и деятельностью учащихся. Для успешной деятельности я составляю алгоритм к каждому уроку. Алгоритм меняется в зависимости от подготовки учащихся к групповой работе. Могу сказать, что алгоритм является неизменным помощником в планировании групповых форм работы.

АЛГОРИТМ

1этап подготовительный – постановка цели и задачи.
Ученик: формулирует тему и задачи работы; выбирает группу сам, по совету учителя, по просьбе учеников; просмотр иллюстраций; источников информации, раздаточного материала.
Учитель: формулирует тему и идею работы; делит или контролирует деление на группы; информирует о дополнительной литературе, раздаёт вспомогательный материал.
2 этап работа в группах – распределение обязанностей; выполнение и обсуждение заданий; оформление работы.
Ученик: выбирают лидера; выполняют каждый своё задание, советуются; результаты наработок оформляют единую работу.
Учитель: наблюдает и может дать советы по выбору лидера; консультирует, контролирует деятельность, помогает в случае необходимости готовить презентацию единой работы.
3 этап итоговый – презентация работы, самооценка и взаимооценка, самооценка деятельности (рефлексия).
Ученик: представляет работу; оценивает себя, товарища, группу; анализирует свою деятельность.
Учитель: слушает, выставляет оценки, комментирует; благодарит; поощряет.
Групповые формы работы можно использовать на разных этапах урока.
Чаще всего в своей работе я использую групповые формы на уроках изучения нового материала. На таких уроках, по исследования психологов, информация, добываемая учащимися самостоятельно, усваивается лучше, нежели когда он получит её в готовом виде, совместная работа повышает интерес к изучаемой теме и формируются умения и навыки: поиск новой информации и умения её обрабатывать и др.
Представляю краткое описание урока работы в группах.

Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока: Правописание частицы НЕ с глаголами.
Цель урока: научить учащихся писать частицу НЕ с глаголами.
Тип урока – изучение нового материала.

Предварительная подготовка – чтение куплета песни «Дружба крепкая», автор Михаил Пляцковский, композитор Борис Савельев, чтение отрывка из сказки «Приключение кота Леопольда», стихотворения Ю. Вронского «Завести велели мне» (на выбор).
Учащиеся делятся на группы разноуровневого состава и составляют план анализа указанных или выбранных произведений, получив задание – составить перечень вопросов для анализа (при затруднении обращаться к учебным пособиям или к анализу произведений, изученных ранее). На втором этапе работы учащиеся анализируют произведения, опираясь на план, составленный ими самими. Учащиеся делают вывод, какие слова встречаются с частицей НЕ, выявленные каждой группой, являются общими. На данном уроке учащиеся каждой группы, проведя мини-исследование по одному произведению, пришли к выводу, что частица НЕ вносит другое значение, частица НЕ при глаголе придаёт высказыванию отрицательный смысл, частица НЕ пишется отдельно. Затем учащиеся продолжают работать в группах:
1 группа (учащиеся с низким уровнем усвоения знаний «Почемучки» ) списывают текст, раскрывая скобки используя алгоритм: «Дорогие ребята, книга - наш друг! Пожалуйста, с книгой будьте вежливыми: (не) рвите листы, (не) оставляйте под дождём, (не) выгибайте переплёты, (не) рисуйте на страницах, (не) слюнявьте палец, когда её листаете».
2 группа (учащиеся со средним и хорошим уровнем усвоения материала «Языковеды») - Читают стихотворением Ю. Вронского «Завести велели мне», отвечают на вопросы и заполняют таблицу.
-Прочитайте глагол без частицы НЕ. Объясните смысл. Запишите глагол без частицы НЕ.
- Прочитайте глагол с частицей НЕ. Объясните смысл. Запишите частицу НЕ.
-Замените частицу НЕ словом прекратить. Прочитайте глагол со словом прекратить. Объясните.

Частица НЕ

Новое слово

Глагол

не

прекратить

дёргать

не

прекратить

драться

не

прекратить

говорить

не

прекратить

рисовать

не

прекратить

танцевать

не

прекратить

делайте

      не

    прекратить

учить


Завести велели мне новые привычки.
Никогда девчонок (не) дёргать за косички!
Никогда с братишкой (не) драться за обедом!
На уроках больше (не) говорить с соседом!
Я согласен даже (не) рисовать на карте!
Я согласен даже (не) танцевать на парте!
Но (не) делайте вы мне никаких упрёков,
Если даже я и (не) выучу уроков!

3 группа (учащиеся с высоким уровнем усвоения материала) «Журналисты» пишут мини – сочинение на любую тему, но с использованием глаголов с частицей НЕ.

В результате работы каждая группа делает вывод о правописании частицы НЕ с глаголами. Результат работы помогает обобщить знания учащихся.

Практика моей работы показывает, что у учащихся повышается уровень мотивации. Я могу сказать, что дети любят такие уроки, помогают мне готовить материал к урокам. Активная и многогранная деятельность, смена её видов, непринуждённость обстановки на уроках с использованием групповых технологий обеспечивает процесс здоровьесбережения. Учащиеся приобретают опыт обучения в сотрудничестве, в поиске нужной информации и рационального её использования, что щчень важно в современном мире.

Литература:

1.Л. С. Выготский. Собрание сочинений. Т.6, М., 1984
2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. – М.: Наука, 1991.
3. Лиймет Х. Й. Групповая работа на уроках. – М., 1975.
4.А.А. Леонтьев. Психология общения. М., 2005
5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

Яндекс.Метрика    ЦОиНК