23 - 07 - 2018
Информация
Разделы
Самые популярные

Федосеева Ольга Викторовна, учитель математики,

МАОУ «Бутовская СОШ № 2», Ленинский район Московской области

На современном этапе развития школы и образования основным результатом обучения становится освоение обобщённых способов действий( компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся(компетентностей) и общеучебных (универсальных) действий, обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию, самосовершенствованию через сознательное и активное присвоение нового опыта. Одним из вариантов путей достижения результатов освоения основных образовательных программ, включающих в себя предметные , метапредметные и личностные результаты становятся современные образовательные технологии. Мне как учителю из большого числа педагогических технологий необходимо выбрать те , которые соответствуют возрасту школьников и являются приоритетными в основной школе. Меня заинтересовало применение в образовательной деятельности такой технологии как исследовательская деятельность школьников. Почему именно эта технология? Во- первых , потому что по требованию стандарта (ФГОС ООО, 2010 г) исследовательская деятельность в образовательном учреждении должна быть организована для всех участников. Во-вторых , из-за отличительных особенностей учебно-исследовательской деятельности. И в-третьих , из-за возможностей УМК по математике под ред. Г. В. Дорофеева (5-6), УМК по алгебре Г.В. Дорофеева (7-9).
Исследовательская деятельность учащихся- образовательная технология , использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте под руководством учителя-предметника. Стиль педагогического управления решением исследовательских задач основывается на сотрудничестве обучающихся с педагогом и друг с другими учениками. Учитель в роли руководителя исследовательской работы организует те формы и условия исследовательской деятельности, которые способствуют формированию внутренней мотивации поиска. Перевод внешней необходимости поиска нового знания во внутреннюю потребность обучающихся является одной из трудных задач исследовательской деятельности и её отличительной особенностью. Главной целью учебного исследования является приобретение учащимся навыка исследования как универсального способа освоения новыми знаниями через повышения мотивации к учебной деятельности и активации личностной позиции в образовательном процессе, основой которых является приобретение самостоятельно полученных знаний и являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося. Знания действенны тогда , когда являются средством преобразования деятельности. Применение УМК по математике под ред. Г. В. Дорофеева (5-6) позволяет начать обучение школьников учебно-исследовательской деятельности ещё в 5 классе. Задания в учебнике снабжены маркерами : Ищем информацию , Наблюдаем, Ищем закономерность, Ищем способ копирования, Рассуждаем, Наблюдаем и эксперементируем, Верно или неверно, Анализируем, Строим по алгоритму, Исследуем, Практическая ситуация, Моделируем,Действуем по алгоритму, Наблюдаем и делаем выводы, Работаем с терминами и символами, Действуем по правилу,Ищем способ решения, Ищем сходство и различме, Исследуем,Разбираем способ решения. Таким образом организовать работу школьников с использованием учебника проще. Я хочу показать на примере заданий из учебника 5 класса примеры учебно-исследовательских работ , которые пятиклассники выполняли в классе –фронтально и самостоятельно- дома.
Классная работа.Работа №1. № 509. При делении на 5 возможны следующие остатки : 0,1,2,3,4 . перечертите в тетрадь таблицу и впишите в соответствующие клетки числа от 250 до 274.
1) На сколько единиц отличаются друг от друга два последовательных числа в каждом столбце?
2) Укажите ещё какие-нибудь два числа , которые можно было бы вписать в столбец под цифрой 3.
3) Если бы вы продолжили заполнение таблицы , то в какой столбец попало бы число 346? 490? 1229?589996?
Выполнение задания:

Остаток от деления на 5

0

1

2

3

4

250

251

252

253

254

255

256

257

258

259

260

261

262

263

264

265

266

267

268

269

270

271

272

273

274

1) Два последних числа в каждом столбце отличаются друг от друга на пять .
2) 303, 908.( 0+3, 5+3)
3) 346 –«1»; 490-«0»; 1229-«4»;589996-«1».
Данное задание является исследовательской задачей:

Тип исследовательской задачи ( по Е.А.Шашенковой)

Характеристика типа задачи

 

Характеристика данного примера

Познавательно-исследовательская задача

Направлена на познание того, что создано другими, они решаются на основе известных знаний, способов решения и способствуют приобретению новых знаний или способов решения, овладению техникой эксперимента, решению практических задач.

Задача на выявление и определение проблемы и цели исследования; анализ, сравнение , обобщение , классификация, конкретизация материала исследования.

Планируемые результаты при выполнении данного задания в познавательной области:

Конкретизация предметных и метапредметных результатов

Умения , характеризующие достижение планируемых результатов.

Ученик научится(базовый уровень)

1.      Анализировать текстовую и числовую информацию;

2.      строить речевые высказывания;

3.      выполнять умозаключения, выдвигать гипотезы и обосновывать их;

4.3. Устанавливать закономерность;

8.1. Составлять и реализовывать план решения задачи;

8.2. Выполнять пошаговую запись решения задачи;

Самостоятельная домашняя работа. Работа № 2.Тема «Площадь прямоугольника» № 593 1). Площадь каждого из пяти различных прямоугольников равна 36кв.см, а сторона выражена в сантиметрах. Какими могут быть их периметры? Рассмотрите все возможные варианты и заполните таблицу. Какой их данных прямоугольников имеет наименьший периметр?
Выполнение задания:

Данное задание является исследовательской задачей:

Тип исследовательской задачи ( по Е.А.Шашенковой)

Характеристика типа задачи

 

Характеристика данного примера

Учебно-исследовательская задача

Направлена на освоение того , что надо делать, способствуют овладению определёнными способами действий, комплексом умений и навыков, применению полученных знаний в последующей учебной деятельности, овладению технологией исследования, осуществлению поиска новых неизвестных способов решения путём постановки проблемы, построения и последующей проверке гипотезы, применение соответствующих научных методов.

Данная задача является задачей по сопоставлению и различению, по распределению; по выявлению взаимоотношений между фактами; направлена на решение несложных примеров; по составлению чертежей; задача на практическое применение теоретических знаний .

Планируемые результаты при выполнении данного задания в познавательной области:

Конкретизация предметных и метапредметных результатов

Умения , характеризующие достижение планируемых результатов.

Ученик научится(базовый уровень)

  1. Анализировать текстовую информацию;
  2. Устанавливать связи и отношения между понятиями;
  3. Синтезировать информацию, самостоятельно достраивая.

3.1.Исследовать наличие признаков понятия у данных объектов , выполняя их сравнение;

4.2. Систематизировать объекты по какому-либо основанию.

11.1.Решать типовые задачи, используя предписания, применять приёмы саморегуляции.

Проводя исследовательские работы учитель должен провести для себя своеобразную рефлексию , определить происходит ли процесс сформированность исследовательской деятельности. Для этого могут служить критерии сформированность исследовательской деятельности, выраженные в следующих умениях школьников:

  • поставить перед собой реальную цель;
  • планировать;
  • проводить исследования;
  • анализировать , оформлять и излагать их результаты;
  • оценить свою работу.

Применение технологии исследовательской деятельности в моей педагогической практике , начиная с 5 класса способствует развитию познавательной инициативы учащихся, формированию у обучающихся внутренней мотивации поиска, а так же основ культуры исследовательской и проектной деятельности.

Литература.

1. Комарова И.В. , Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС.-Санкт-Петербург:КАРО,2017.
2. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская .-СПб.:КАРО,2013.
3. Теория и методика обучения математике школе : учебное пособие/ Л.О. Денищева , А.Е. Захарова, М.Н.Кочагина и др. –М.:Бином.Лаборатория знаний, 2015.

 

Яндекс.Метрика    ЦОиНК