15 - 08 - 2018
Информация
Разделы
Самые популярные

Пунина Валерия, студентка,
Тулупова Дарья, студентка,
ГАПОУ МО «Губернский колледж», г. Серпухов


Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами коллектива.
Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). Развитие речи – составная часть единой системы учебных предметов. Оно направлено на осуществление всестороннего умственного и эстетического развития и воспитания.
Одна из ведущих задач современной начальной школы – развитие речи младших школьников, поскольку развитая, богатая речь,являясь показателем интеллектуального развития, оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам. Именно поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает развитие у учащихся начальной школы коммуникативных универсальных учебных действий, т.е. умения участвовать в диалоге на уроке и вне урока, умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненной ситуации, умение выполнять различные роли в группе, умение сотрудничать в паре.
Наиболее успешно развитие речи протекает в благоприятной речевой среде, а благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется коллективное творчество, где постоянно возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности, где обнаруживается стремление к высокой культуре речи [4, c.4]. Следовательно, как бы хорошо ни былаорганизована работа по развитию речи на уроках, но без продолжения этой работы во внеурочное время трудно сформировать у детей умениесвободно выражать свои мысли. Поэтому речевое развитие учащихся младших классов обязательно должно продолжаться и во внеклассной работе, что позволит учителю полнее реализовать культуроведческий подход к обучению и способствовать более эффективному развитию речи учащихся.
Предлагаем вашему вниманию сценарий классного часа, который был разработан студентами II курса (специальность «Преподавание в начальных классах»)при изучении раздела «Устное народное творчество», входящего в содержание учебного предмета «Детская литература с практикумом по выразительному чтению».
Класс: 3
Тема: «Фольклор – народная мудрость»
Цель: познакомить с понятием устное народное творчество; учить исполнять народные скороговорки, загадки; развивать память, внимание, исполнительские и творческие навыки, ритмический и тембровый слух; содействовать формированию уважения и интереса к творчеству и обычаям русского народа, поощрять дружеские отношения между детьми.
Универсальные учебные действия
Личностные: развитие познавательных процессов, памяти, ассоциативного мышления, речи, фантазии, творческого воображения, творческого потенциала учащихся; формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Регулятивные: совершенствование умения самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе познавательных мотивов и интересов; освоение жанрового и стилевого многообразия литературного искусства.
Познавательные: формирование читательских умений анализировать художественное произведение, формирование понятия о нравственности; обогащение словаря учащихся; развитие умения логически рассуждать и доказывать свою точку зрения.
Коммуникативные: формирование умения работать в команде, паре, умения выражать свои мысли, умения слушать и понимать собеседника; продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач.

Ход занятия

I. Организационный момент.
II. Формулирование темы занятия, постановка целей.
- Чтобы узнать тему нашего занятия, посмотрите мультипликационное видео.[1]
(Просмотр видео.)
- Выдогадались,о чем мы с вами сегодня поговорим на нашем занятии?
- Итак, наша тема сегодня – «Фольклор – народная мудрость».
- Попробуйте определить цели занятия.
- Мы побеседуем о фольклоре, его видах, его разнообразии.
III.Вводная беседа.
-Ребята, а как вы думаете, что такое фольклор?
- Да, фольклор – это устное народное творчество. Как вы понимаете это выражение? Дайте определения словам «устный», «народный», «творчество».
- Итак, слово УСТНЫЙ произошло от слова «уста», т.е. «рот», «губы», и обозначает «то, что произносится, а не пишется». Слово НАРОДНЫЙ имеет значение «то, что принадлежит народу». Значение слова ТВОРЧЕСТВО – «создание чего-то нового».[2]
- Значит, словом ФОЛЬКЛОР называют произведения, созданные народом и передающиеся из уст в уста.
- Какие жанры фольклора вам известны?
(Былины, легенды, мифы, сказки, сказы, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, колыбельные песни, дразнилки, заклички, приговорки, прибаутки, гадания и др.)
- Сегодня мы отправимся в удивительную страну, которая называется НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
- Нас будет сопровождатьвот этотгерой (появляется Петрушка).
ПЕТРУШКА.
- Вы узнали меня?
- Почему як нам пришел? (Петрушка— перчаточная кукла, персонаж русскогонародногокукольного театра, главный герой одноимённого комического представления)
IV.Беседа по содержанию.
- Сейчас Петрушка нам расскажет, откуда появилось слово «фольклор».
ПЕТРУШКА.
- Слово «фольклор» пришло к нам из английского языка. Оно образовано от двух английских слов –folk(т. е. народ) и lore(т. е. учение). Само слово "фольклор" переводятся как "народная мудрость".
- Во всем мире словом «фольклор» принято называть устное музыкальное и литературное народное творчество. В произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть передана народная мудрость.
- Что интересно, так это возраст устного творчества. Он исчисляется тысячелетиями!
- Зародилось оно в те далёкие времена, когда люди верили, что дождь, ветер, солнце, землю – это живые существа. Особыми приговорами люди просили дождь напоить поля, солнце – обогреть землю, ветер – разогнать тучи. С годами магический смысл этих приговорок забылся. А вот сами они живут и в наши дни.[2]
- Вы их, наверное, слышали. Например: «Дождик, дождик, пуще. Дам тебе гущи, дам тебе ложку, хлебай понемножку».
- Вспомните такие приговоры, обращенные к солнцу, ветру, насекомым.
УЧИТЕЛЬ.
-Итак, ребята, из какого языка пришло к нам слово «фольклор»?
-Что оно обозначает?
- Почему произведения устного творчества назвали народной мудростью?
-В какие же времена зародилось устное народное творчество?
- В начале нашего занятия вы называли разные жанры фольклора. Давайте поговорим о них.
ПЕТРУШКА.
- Отгадайте, о каком фольклорном жанре мы будем говорить.
- Название этого жанра фольклора состоит из двух слов. Первое слово – имя прилагательное во множественном числе со значением «имеющие крылья», второе слово – имя существительное во множественном числе со значением «фраза, оборот речи» (Крылатые выражения)
- А вы знаете, что такое крылатые выражения?
- Крылатые выражения – это устойчивые обороты, которые можно заменить одним словом. Они употребляются в переносном значении.
- В своей повседневной речи мы часто используем разные крылатые слова и выражения, но часто даже не подозреваем, откуда они произошли, ведь множество таких выражений пришло к нам издревле.[5]
- Сейчас мне нужно 6 помощников (выходят 6 учеников)
- Это карточки с крылатыми выражениями, но они перепутаны. Ваша задача – найти пару, подумать и суметь объяснить, что значит данное крылатое выражение.

Бить

баклуши

Где раки

зимуют

Делать из

мухи слона



УЧИТЕЛЬ.
- Пока ребята работают, расскажите, что обозначают крылатые выражения «козел отпущения» и «подложить свинью».
- Посмотрим, как ваши товарищи справились со своим заданием.
ПЕТРУШКА
- О каком жанре фольклора пойдет речь дальше, вы узнаете, составив слово из этих букв: А, К, З, С, А, К. (Сказка)
УЧИТЕЛЬ.
- Что же такое сказки?
- Какие виды сказок вы знаете?
- На какие две большие группы можно разделить все сказки? (народные и авторские)
- Чем народная сказка отличается от авторской?
ПЕТРУШКА.
- Правильно, народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки просто запоминали и рассказывали устно. У народных сказок нет автора, их создавал народ. А у литературных сказок есть автор. Часто литературные сказки создавались на основе народных.[3 и 8]
- А сейчас я предлагаю вам выполнить несколько заданий.
Задание 1: собрать пазлы.
(1-й вариант собирает пазл к сказке «Колобок», 2-й вариант – к сказке «Репка».)
Задание 2: инсценирование сказок.
УЧИТЕЛЬ.
- Это сказки авторские или народные?
- К какому виду сказок они относятся?
- Какова основная мысль этих сказок?
ПЕТРУШКА.
- Чтобы узнать, о каком следующем жанре фольклора мы поговорим, попробуйте восстановить предложение из данных слов: не, суди, на, себя, других, погляди. (Других не суди – на себя погляди.)
- К какому фольклорному жанру вы отнесете эту фразу?
- Итак, говорим о пословицах.
- Пословица – это краткое поучительное изречение. Пословица учит, советует, наставляет, предупреждает. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому.
- Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится более яркой, образной, красивой.
- Пословицы появились в речи очень давно, более трехсот лет назад. Их также, как и сказки, песни, передавали из поколения в поколение. О пословицах говорили так (на доске): «Красна речь пословицей», «Без пословицы не проживёшь», «без пословицы речь не молвится».[7]
УЧИТЕЛЬ.
-Ребята, как вы поняли, что же такое пословица?
- Объясните смысл пословицы, которую вы составили.
ПЕТРУШКА.
- А теперь задания на сообразительность и смекалку.
Задание 1: закончите пословицу.
Повторенье...(мать ученья).
Любишь кататься...(люби и саночки возить).
Сделал дело...(гуляй смело).
Делу время...(потехе час).
Кто хочет много знать, тому надо...(меньше спать).
Задание 2: по пословице отгадайте, о каком человеке идёт речь, какие недостатки критикуются.
Язык без костей – что хочет, то и лопочет. (Болтун, болтовня.)
Ел да устал, спал да намаялся. (Лентяй, лень.)
Подал руку да подставил ногу. (Двуличный человек, двуличие.)
Задание 3: попробуйте прочитать пословицы, записанные по-старинному.[9]
(УЧИТЕЛЬ выясняет значение каждой пословицы.)
ПЕТРУШКА.
- Название следующего жанра фольклора вы узнаете, решив такую задачу: «В этом слове два корня. Первый корень такой же, как в слове «скорость», второй – такой же, как в слове «разговорчивый», суффикс и окончание – как в слове «варка». (Скороговорка)
УЧИТЕЛЬ.
-Теперь мы побеседуем о скороговорках.
-Вы знаете, что это такое?
ПЕТРУШКА.
- Скороговорки – это веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз.
- Скороговорка – это гимнастика для языка. Сначала язык еле-еле поворачивается, а произнесешь несколько раз подряд – трудностей как не бывало.[10]
- А теперь потренируемся произносить скороговорки:

  • От топота копыт пыль по полю летит
  • Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была.
  • Архип осип. Осип охрип.

(УЧИТЕЛЬ медленно читает скороговорку, затем просит прочитать детей сначала медленно, а затем быстрее)
ПЕТРУШКА
- Конь стальной, хвост льняной.
- Что я сейчас произнес? (Загадку)
- Кто может ее отгадать?
УЧИТЕЛЬ.
- В заключение занятия поговорим о загадках.
-Что же это такое – загадка?
ПЕТРУШКА.
Загадка – это также жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много столетий назад. Есть литературные, их сочинили писатели и поэты. Само слово «загадка» происходит от слова «гадати», т.е. думать, рассуждать.Гадание –это выяснение чего-то скрытого, затемнённого.Значит, загадка – это «задачка», которую надо решить.[6]
УЧИТЕЛЬ
-Приведите примеры загадок.
ПЕТРУШКА
- Попробуйте отгадать мои загадки.

И комковато,
И ноздревато,
И мягко, и ломко,
А всех милей. (Хлеб.)

У двух матерей
По пяти сыновей,
Одно имя всем! (Пальцы.)

Одну меня не едят,
А без меня мало съедят. (Соль.)

Стоят два кола,
На кольях бочка,
На бочке кочка,
А на кочке дремучий лес. (Человек.)

В брюхе – баня,
В носу – решето,
На голове – пупок,
Всего одна рука,
И та – на спине. (Чайник.)

V. Подведение итогов, рефлексия.

Литература

1.Ах вы, сени мои сени // Русские народные песни для детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://portall.zp.ua/video/ah-vy-seni-moi-seni-detskie-russkie-narodnye-pesni/id-Xjp6qy1QsSx.html (дата обращения: 17.03.18)
2. Батуро Г.В.Конспект урока музыки во 2 классе «Фольклор – народная мудрость». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/muzika/uroki/konspiekt-uroka-muzyki-vo-2-klassie-fol-klor-narodnaia-mudrost (дата обращения: 17.03.18)
3. Волшебный мир сказок. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fairy-tales.su (дата обращения: 21.03.18)
4. Мельникова И.И. Развитие речи. Дети 7 – 10 лет. – Ярославль; Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 144 с.
5. Русские крылатые выражения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iamruss.ru/russian-popular-phrases/ (дата обращения: 22.03.18)
6. Русские народные загадки. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zagadka.yaxy.ru/russkie_narodnie_zagadki.html (дата обращения: 25.03.18)
7. Русские пословицы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://goldenwords.org/proverbs/ru/ (дата обращения: 23.03.18)
8. Сказки для детей.[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://deti-online.com/skazki/ (дата обращения: 21.03.18)
9. 50 полных версий пословиц и поговорок. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artyushenkooleg.ru/wp-oleg/archives/15116 (дата обращения: 23.03.18)
10. 200 скороговорок для развития дикции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.adme.ru/zhizn-nauka/200-skorogovorok-dlya-razvitiya-dikcii-887160/ (дата обращения: 26.03.18)

Яндекс.Метрика    ЦОиНК