18 - 10 - 2018
Информация
Разделы
Самые популярные

Борисенко С.А., Замирайло У.С., Побережная И.К.
СОШ ГАПОУ МО “Губернский колледж”, г.о. Серпухов.

Читателей всегда интересовал феномен предвидения, которым часто наделяется Художник слова - писатель, поэт, драматург. Сегодняшние школьники, нам кажется, все меньше задумываются о присутствии предсказаний в художественных произведениях прошлых лет. Например, такого классика, как А.П. Чехов, многие ученики видят как всемирно известного драматурга и автора множества коротких рассказов, читая которые, ты не перетруждаешься из-за огромного количества страниц и в то же время прикасаешься к прекрасному.
Исходя из этого, целью нашего проекта является привлечение интереса школьников к писательскому дару Антона Павловича Чехова (так как темой проекта является дар предвосхищения писателя, то и к нему в частности). В рамках темы, выбранной нами, мы с помощью материала комедии “Вишневый сад” разберемся в роли монолога, рассмотрим его как средство отображения внутреннего мира автора и его убеждений.
Задачами данной работы можно считать:
1. Знакомство с системой персонажей пьесы “Вишневый сад”.
2. Проработка собственной теории о видении будущего А.П. Чеховым.
3. Освоение и отработка языковедческого и литературоведческого навыка при подробном разборе монологов в пьесе “Вишневый сад”.

Когда вы увидели тему нашего проекта, у вас наверняка возник вопрос: кто такой Лаокоон и причём здесь он? Давайте разбираться по порядку.
В греческой мифологии Лаокоон - троянский прорицатель. Когда жители города Трои в недоумении рассматривали оставленного ахейцами деревянного коня, некоторые хотели срочно ввести его в город, предсказатель же яростно возражал этим людям, предостерегая соотечественников от коварства греков. Но ему никто не поверил. Греки доставили этого коня в город. Это была их роковая ошибка, ведь все мы знаем, чем обернулась великая хитрость царя Одиссея. Лаокоон предсказал падение богатейшего города Трои.
Незадолго до подготовки проекта мы случайно наткнулись на эту историю в сборнике мифов Древней Греции Н. Куна, проанализировав недавно прочитанное произведение А. П. Чехова «Вишневый сад», мы увидели в нем много исторических моментов, которые трудно было предсказать, не обладая уникальным даром предвидения.
В далёком 1903 году, когда была написана комедия, писатель не мог наверняка утверждать, что будет происходить в его стране, но он чувствовал скорые изменения. Благодаря художественному дару драматурга, некоторые герои его пьесы оказались прототипами будущих революционных деятелей.

Рассмотрим героев этого произведения и посмотрим, какие социальные слои общества они представляют.
Лопахин - представитель общества грядущего: прогрессирующего, активного. Именно такие люди придут к власти в 1917 и будут называться «большевиками»: дети бывших крестьян и рабочих – те люди, кто видели несостоятельность нынешних порядков и слабость знати и кому хватило сил эти нормы изменить.
Раневская – образец несостоятельного дворянства. Эти люди попали «на все готовое», но из-за своей лени не могут сохранить унаследованное имущество, не говоря уже об авторитете и о развитии этого состояния. Эти люди не видят никаких проблем вокруг, а если и видят, то никак с ними не борются, пуская все на самотек. Когда же волнующую их проблему решают, пусть и не выгодным для них способом, успокаиваются, тем самым снова показывая свою слабость.
Фирс – человек старой закалки, тот, кто, несмотря на отмену крепостного права, остался верен старому «господину». Люди данной группы глупы, ленивы, боязливы. Они не любят ничего нового и живут по принципу «Пусть тяжело, но мы привыкли». Абсолютно политически не активные граждане, тормозящие развитие странны.
Гаев – абсолютно неавторитетный персонаж. Имея титул, не имеет уважения ни у семьи, ни у прислуги. Такие люди – пережитки прошлого; такие же безынициативные люди, как Фирс, но помимо лени они еще и пустословны.
Аня и Петя – лица грядущей молодежи. Они активны, трудолюбивы, послушны, но, к сожалению, не идеальны: первая готова работать, но совершенно неспособна думать самостоятельно, второй наоборот – мыслит широко и прекрасно, но едва ли готов воплотить в жизнь то, о чем говорит. В противопоставление им выходит Варя – «девушка-крестьянка», если можно так сказать. Она единственная трудится на благо всего имения и семьи. Мало говорит, много делает и прекрасно осознает, всю безысходность ситуации: жаль, не может ее изменить. Идеальный будущий гражданин своей страны.

Таким образом в комедии мы видим три типа личностей:

  • Несостоятельные (Раневская Л.А, Гаев Л.А.)
  • Инициативные (Лопахин Е.А.)
  • Последователи (Аня, Петя, Варя)

В нашей работе нас интересует Ермолай Лопахин. Это совершенно уникальный персонаж, c первого взгляда представляющий из себя единственную разумную голову из всей семьи. Тем не менее его исключительность состоит в том, что по своей натуре он является потомственным крепостным, хотя на деле он получивший в свое время вольную купец. На протяжении всего чтения создается странное чувство, что сам автор обращается к читателям через своего героя.
«Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь... Музыка, играй!»
Перечитайте эту реплику. Что вы чувствуете? Скажем честно, от этих слов становится немного жутко. Тут даже немного начинаешь сомневаться: «а не безумен ли Лопахин?» А разве вызывает однозначную реакцию Октябрьская революция? В нас просыпается желание остаться в зоне комфорта, когда мы чувствуем необходимость перемен. Наш герой не таков.
Ермолай - человек прогрессивный, знающий как цену неволи, так и особый воздух свободной жизни. Нам Чехов ничего не сообщает о будущем Лопахина. На основании точки зрения М.Дунаева (советского и российского учёного, богослова и литературоведа) можно предположить, что Ермолай в будущем примкнет к ряду раскулаченных в годы становления Советской власти. По этой теории он представляет из себя "недотепу", который будет держаться до последнего вздоха у своего нажитого имущества. Но на то и существуют теории, чтобы быть частью ряда суждений о подобном. Дунаев поднимет проблему кризиса "гуманистической" системы поведения героев в "Вишневом саде". Нашей исследовательской группе все же кажется, что в Лопахине есть созидательное зерно. Он готов действовать. Возможно, он и не будет ярким деятелем революции, но точно не будет препятствовать распространению новой власти.
Несмотря на наше убеждение в том, что Чехов говорит устами Ермолая Лопахина, важные слова о роли сада, как причины конфликта поколений, проговорены Петей Трофимовым («вечным студентом») в его собственном монологе.
«Вся Россия — наш сад. Земля великан прекрасна, есть на ней много чудесных мест. Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов.... Владеть живыми душами, ведь это переродило всех вас, живших раньше, и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней...»
Будучи заинтересованным в Ане, Петр делится с ней о своих идеалах свободы. Он воспримет этот вишневый сад гораздо более глубоко, чем это делает Лопахин. Ермолай все-таки более рационален в своих поступках. Вот именно поэтому мы не можем объединить группу «Инициативных» и «Последователей». Последователи больше открыты миру и новым чувствам. Для Ани и Пети больше бы подошла другая теория о значимости сада, нежели та, которую мы рассматриваем: сад - связующее звено поколений, избавившись от которого, мы потеряем ниточку нас скрепляющую. Лопахин же видит в этом саду лишь отговорку к бездействию для Раневской. Он берет в руки топор и показывает всем, что для перемен и для лучшей жизни мы должны чем-то жертвовать. Также и делают большевики которые с корнем «вырубают» у людей веками устоявшееся представление о былой патриархальной стране для того, чтобы идти дальше. Девиз таких людей: «Движение - жизнь, жизнь - движение».
Несмотря на то, что мы рассмотрели только определенные качества героев, в произведении чётко прослеживается неполноценность каждого персонажа. Стремясь за благополучием, они забыли целого человека. Мы говорим о Фирсе. Он часть истории семьи, чьей заботой обязан каждый член. Но когда было продано имение, все заспешили, засуетились и почему- то забыли про него. А почему? Наверное, на этот вопрос мог ответить только сам Чехов. Но мы можем подумать и догадаться, что Фирс был немного лишним в этой семье.

Вывод. В любое время литераторы стараются отражать присущие их времени проблемы, но настоящим талантом является умение предвидеть предстоящие события. С этой апорией в разное время успешно справлялись разные писатели. Благодаря их таланту книги становится читать гораздо интереснее. Ведь когда ты накладываешь исторические события на сюжетный ряд произведение окрашивается в новые краски. А так как целью нашего проекта являлось привлечение интереса со стороны школьников к писательскому дару Антона Чехова, а в частности к его дару предвосхищения, то в ходе написания данного проекта нами были тщательно рассмотрены профессиональные навыки писателя в данной области и приведены доказательные материалы нашей идеи.

Литература:

1. М. Дунаев «О Чехове»: http://mdunaev.ru;
2. А. Данилов «История России. Конец XX - начало XXI века» 9 класс (Просвещение, 2017 г.);
3. Н.Кун «Легенды и мифы Древней Греции»(Издательство «Эксмо», 2013г.);
4. А.Чехов «Вишневый сад» (Издательство «Эксмо», 2009 г.).

Яндекс.Метрика    ЦОиНК