18 - 10 - 2018
Информация
Разделы
Самые популярные

Белицкая Виктория Андреевна, студентка 21 НК группы,

ОГАПОУ Белгородский педагогический колледж, г. Белгород

Руководитель: преподаватель иностранного языка Мацкова И.А.

В настоящее время при организации образовательного процесса учителя ставят перед собой цель достичь высоких показателей упеваемости и качества знаний, совсем забывая о том, как большие нагрузки негативно сказываются на состоянии здоровья учащихся. Тем не менее, именно плохое самочувствие препятствует эффективному усвоению нового метерила и умственной деятельности учащихся в целом. Поэтому на данном этапе развития системы образования актуальной является проблема сохранения здоровья учащихся, чтобы они могли реализовать свои возможности в процессе обучения в полной мере.
На сегодняшний день существует большое количество определений понятия «здоровье» и однозначного ответа на вопрос «Что это такое?» нет. Но в Уставе Всемирной организации здравоохранения дается наиболее полная характеристика, а именно следующая: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». И чтобы поддерживать именно такое состояние у учащихся необходимо применять на уроках здоровьесберегающие технологии.
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии? Любовь Чернораева дает следующее определение: «Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития». Их применение на занятиях должно решать такие задачи как:

  • формирование у учащихся культуры здоровья и личностных качеств;
  •  мотивация учащихся вести здоровый образ жизни;
  •  сформировать отношение к своему здоровью как к высшей ценности;
  • повышение эффективности и результативности образовательного процесса;
  • сохранение и поддержание хорошего самочувствия учеников. [1].

Для достижения поставленных целей и задач здоровьесберегающие технологии должны применяться на всех уроках без исключения. Особый интерес представляет урок иностранного языка, поскольку его можно отнести к одним из наиболее трудных. Прежде всего, выполнение заданий на иностранном языке требует от учеников максимальной концентрации внимания и сил в течение всего занятия. Кроме того, урок иностранного языка отличается разнообразием видов деятельности, а значит в течение урока учащиеся выполняют большой объем работы: они выполняют задания для развития навыков устной (монологической и диалогической) и письменной речи, формируют и совершенствуют навыки чтения, аудирования и т.д. Поэтому можно по праву сказать, что для эффективной и продуктивной работы применение здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка является необходимым условием.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка включает в себя следующие аспекты [2]:

  •  соответствие учебной нагрузки на уроках с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся (предложенные учащимся задания должны быть доступны и понятны, отвечать их знаниям, умениям, навыкам и интересам);
  •  соблюдение гигиенических условий и обстановка в классе, что должно создавать благоприятую атмосферу для осуществления образовательного процесса;
  •  выбор оптимального числа видов деятельности для урока и их чередование ( во избежание быстрого утомления и для поддержания мотивации к изучению предложенного материала);
  •  разнообразие видов преподавания и их чередование.

Для реализации здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка можно применять как частные, так и общие приемы. К общим приемам относятся смена видов деятельности, игровые приемы, разрядки, физкультминутки. А частные методы зависят от цели обучения. К примеру, при формировании фонетических навыков целесообразно использовать считалки, рифмовки, фонетические игры, которые сопровождаются физической активностью учащихся. Для отработки лексичеких и грамматических навыков хорошо подходят приемы наглядности, а именно: звуковой (аудиозаписи, проговаривание); зрительной (рисунки, карточки разного цвета, цветные мелки); предметной (игрушки, пальчиковые куклы) и многие другие. Анкетирование, игры, в том числе ролевые и пальчиковые, инсценирование и драматизация способствуют формированию иноязычных речевых умений в аудировании, говорении, чтении, письме [3].
Смена видов деятельности один из наиболее распространненых приемов здоровьесберегающих технологий. Он основывается на принципе чередования во время занятия различных видов деятельности и форм работы учащихся: письменно и устной деятельности, монологической и диалогической речи, индивидуальной, парной и групповой форм работы. Это помогает снизить усталость и повысить интерес к изучаемому предмету и теме.
Чтобы снять появившееся во время урока умственное и физическое напряжение и усталость проводятся физкультминутки. Выполнение простых физических упражнений отвлекает учащихся и снижает негативное влияние учебной нагрузки. При этом наблюдается положительное влияние на организм учащихся и на восстановление их умственных способностей. Чтобы провести физкультминутку можно использовать считалки и рифмовки. Как правило,они просты для запоминания, так как обладают четкой рифмо-ритмической структурой. Например:

Teddy Bear, Teddy Bear, touch your nose,
Teddy Bear, Teddy Bear, touch your toes,
Teddy Bear, Teddy Bear, touch the ground,
Teddy Bear, Teddy Bear, turn around.
Teddy Bear, Teddy Bear, turn around,
Teddy Bear, Teddy Bear, touch the ground,
Teddy Bear, Teddy Bear, reach up high,
Teddy Bear, Teddy Bear, wink on eye,
Teddy Bear, Teddy Bear, slap your knees,
Teddy Bear, Teddy Bear, sit down please.

Рифмовки и считалки, а также пословицы, поговорки, скороговорки и стихотворения применяются для проведения фонетической зарядки, которая помогает переключиться с предыдущего урока на иностранный язык. Формой проведения фонетической зарядки может являться игра.

A little cat, a little cat,
A little cat is not very fat.
It is not fat, because it is sad.
It is very, very sad.

Среди большого разнообразия приемов наибольший интерес у учащихся вызывают песни, поскольку отвечают их личным интересам. Они побуждают учащихся к активному участию в процессе обучения, положительно влияют на создание на уроке естественного речевого общения и снижению напряжения.
Среди приемов здоровьесберегающих технологий можно выделить игры и их виды. К примеру:
Фонетичекая игра – не только развивают фонетические навыки, но и снижают напряжение и пробуждают интерес к предмету. («Найти рифму к словам», «Угадай по голосу» и т.д.).
Ролевая игра – ее целью является тренировка неподготовленной речи на иностранном языке.
Пальчиковая игра – этот прием реализации здоровьесберегающих технологий направлен, прежде всего, на то, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить его внимание, терпение и стимулировать фантазию. Может применятся на всех этапах уроках.
Например:

Stand up! - растопырить пальчики.
Sit down! – сжать пальчики в кулачок.
Nod your head! – слегка согнуть пальчики!
Shake your head! – быстро повешелить пальчиками.

Таким образом, целью использования здоровьесберегающих технологий является преодоление трудностей, решение задач обучения и, самое главное, помочь учащимся обходиться без стрессов. При этом стоит учитывать, что различным типам уроков соответствуют разные приемы здоровьесберегающих технологий. Поэтому в практической части занятия следует уделить внимание таким видам деятельности как речевая зарядка, физкультминутка и игра. Такие приемы поспособствуют сохранению здоровья учащихся, а также послужат средством формирования знаний, умений и навыков.

Литература:

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: учебноее пособие. - 2-е изд. - М.:Академия, 2006 – 336 с.
2. Замышляева Н. В. Проблема здоровьесбережения: пути её решения на уроке// Начальная школа. - 2010. - №6.- С.6.
3. Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. - Саратов, 2004.- 24-27 с.
4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПК и ПРО, 2002. – 15-18 с.

Яндекс.Метрика    ЦОиНК