23 - 09 - 2018
Информация
Разделы
Самые популярные

Евсикова Анастасия Олеговна, учитель начальной школы,

МОУ СОШ пос.МИС,г .о.Подольск

«Первая линия в школьной тетради должна положить начало пути ребёнка в мир

школьной науки открыть доступ к познанию внешней жизни».

Если мы с вами посмотрим на эту первую линию детей несколько десятков лет назад и на линию современного ребёнка, мы увидим коллосальную разницу. В чём же причина? Это значит, что сегодняшний школьник менее готов к познанию окружающего мира?
Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны. Тем самым заменяются все виды деятельности на один – игра с гаджетом, и часто ребёнок, попадая в школу, имеет недостаточное развитие мышц кисти руки, ведь для работы с гаджетом нужен всего один палец!
И как следствие дети, приходя в школу сталкиваются с проблемой в обучении письма.
Красиво писать учились ещё пещерные люди, изображая на каменных стенах древних животных, природу, которая их окружала, постепенно придавая рисункам сюжетную композицию – это было рисунчатое письмо. Впоследствии, рисунки древних людей превращались в символы, имеющие определенное смысловое значение, появляется символьное письмо. Таким образом, зарождается письменность.
В старину искусство красиво писать ценилось очень высоко. В старой школе много внимания уделяли обучению каллиграфии, так как человек, владеющим красивым почерком, уже мог работать писарем. [1]
Современный мир диктует другие условия жизни, да и профессий, требующих каллиграфического навыка письма практически не осталось, всё выместил компьютер. Но слова Л.С. Выготского, сказанные почти сто лет назад, не потеряли своей актуальности и в наши дни. «В практике школьного обучения письмо занимает до сих пор слишком малое место по сравнению с той огромной ролью, какую он играет в процессе развития ребенка». В современной школе, на мой взгляд, увеличилось число детей, испытывающих значительные трудности при овладении навыком письма.
Говоря о необходимости более внимательного отношения к проблеме обучения младших школьников письму, следует отметить ряд факторов, которые еще больше ее усложняют, делают особо актуальной в наши дни.
1. “Увеличился поток детей с не резко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности...”
2. Увеличилось количество двуязычных детей.
3. Низкий уровень физического развития дошкольников и как следствие общая и частная моторная неловкость, плохая координация.
Как же решить эту проблему и научить ребенка красиво писать!
Осознавая важность обучения письма и учитывая возрастные особенности детей, я хочу предложить некоторые приёмы, которые я использую в своей практике для решения обозначенной проблемы.
Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека. Поэтому приёмы, о которых мы будем говорить сегодня, направлены на сенсорное развитие всей руки, а не только ОДНОГО пальца – для общения с сенсорным экраном.
Игровой самомассаж кистей рук, является не только эффективным и универсальным средством коррекции нарушений письменной речи, но и развивающим, оздоровительным средством.
Весёлый спектакль, который юный актёр разыгрывает с помощью рук на импровизированной сцене (на пальцах, ладонях, тыльных и локтевых поверхностей, кистей рук) длится порой всего несколько секунд, а текст пьесы укладывается в маленькое четверостишие.
Помимо этого игровой самомассаж кистей рук - важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребёнка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, так как массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука ещё и создаёт их.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток от рецепторов расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.

Примеры описания игр игрового самомассажа.

1) «Солнышко» (поглаживание)
Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама, лишь одно бывает
2) «Огонь» (растирание)
Чтобы нам добыть огонь,
Трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискриться,
И бумажка загорится.
3) «Улитка» (разминание)
Толстушка – ползушка, дом – завитушка,
Ползи по дорожке, ползи по ладошке,
Ползи не спеши, рога покажи.

По данным современных исследований игровой самомассаж кистей рук способствует прочищению энергетических каналов, освобождению их от застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.
Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребёнка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха развивающей работы.
Рекомендуется проводить игровой самомассаж в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятиях .[2]
Массаж кистей рук с использованием Су-Джока
Су-Джок или точечный массаж рук – это корейский метод лечения.Су-Джок переводится с корейского так “су” – означает кисть, а “джок” – стопа. В основе популярной во всем мире терапии лежит: воздействие на точки человека, которые связанны со всеми внутренними органами. Согласно Су-Джок наши кисти рук и стопы ног представляют собой проекцию тела человека: так ладонь и стопа – это туловище, а пять пальцев – это руки, ноги и голова. Су-Джок терапия это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время, первой ступенью которой, могут легко овладеть даже дети. В настоящее время Су-Джок терапию многие педагоги используют не только с целью общего укрепления организма, но и в коррекционной деятельности в качестве массажа для развития мелкой моторики рук детей.[3]

Приёмы описания игр (с мячом). Приветствие – крепким рукопожатием поприветствуем его - сжимание, он рад нашей встрече и знакомству с вами - подбрасование.
1) Я круги катаю,
Взад – вперёд гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку. (бол.)
2) Ходит ёжик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек,
Весь в иголках ёжик.
Как же взять его? (средние)
Для развития сенсорного восприятия использую и другие средства. Детям нравится массировать пальцы и ладошки при помощи шаров-ежиков, и как вы увидели есть другие подручные средства (также использовать карандаш). Во время массажа происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук, поэтому эту работу рекомендуем проводить в течении 1 минуты перед выполнением заданий связанных с рисованием и письмом или же как часть физкультминутки во время занятий связанных с умственной деятельностью.
Песок и вода в природе часто существуют нераздельно - это песчаные берега морей и океанов. Есть и отдельные огромные океаны песка - пустыни с песчаными волнами. Да и сам организм человека содержит, как известно, воду и кремний - одну из составных частей песка.
Вода.
1) Варим кашу для детишек,
Тесто делаем для пышек,
Сладким чаем угощаем,
Ну а после отдыхаем.
2) «Тихая вода и волны» - в парах
3) Работа с кистью - вы гуляем по мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы.
Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки.
Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы.
Песок
1) Постучать пальцами по песку, имитируя игру на пианино, затем по твердой поверхности, сравнить ощущения.
2) Взять горсть песка и выпускать её струйкой, создавая тем самым узоры или рисунки – построить башню, у кого выше.
3) Кнопочки – создать кнопки при помощи лего и вдавливать их.
Использование игр и игровых упражнений с песком и водой со школьниками весьма эффективно. Погружение обеих рук в теплую воду или песок снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка.

Список литературы.

1. Истрин В. Возникновение и развитие письма. – СПб, Изд-во Наука, 1965, 89 с.
2. Максимова А. Детский массаж.- Ростов н/Д.:Феникс, 2006, 224 с.
3. Пак Ву - Су Джок для всех.- М.: Су Джок Академия&quo, 1996, 102 с.

Яндекс.Метрика    ЦОиНК