24 - 11 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Николаева Любовь Владимировна, учитель физики
МБОУ гимназии №7 г. Чехова Московской области

Современные образовательные стандарты требуют от учителя кроме предметных задач, еще и большую работу по обучению ребят основам исследовательской и проектной деятельности, работу над развитием универсальных учебных действий, метапредметных и личностных результатов.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ставится задача: научить детей основам проведения различного рода исследований, с применением различных источников знаний; вовлечь школьников в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научить изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу.
Физика как школьный предмет дает учителю широкие возможности привлечения детей к созданию сообщений, докладов, наблюдений, опытов, экспериментов, проведения учебных исследований, создания учебных проектов, изобретения простейших приборов, роботов, техники. Все они могут быть представлены ребятами на уроках, внеурочных занятиях, Днях науки, школьных конференциях, различных выставках, фестивалях, форумах.
Очень увлекательными работы получаются в 9-м классе, где школьники уже достаточно много знают из курса физики, имеют опыт демонстрации другим результатов своей проектной деятельности.
Мы проводим такие представления проектных продуктов по главным изученным разделам:
1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ.
2. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК.
3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ.
4. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР.
5. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ.
Таким продуктом может быть презентация, статья в газету, отчет о проведенных наблюдениях, доклад, обзор научной литературы, стендовый доклад. Последний стал у нас очень популярен, хотя многие видят его корни в тематических школьных газетах, что уже давно проверено и одобрено временем.
Учитывая имеющийся опыт можно предложить следующие рекомендации по подготовке и оформлению стендовых докладов:

  • стендовый доклад представляет собой комбинацию яркого и заметного оформления, цветов и сообщений, призванных привлечь и удержать внимание проходящих мимо людей, оставить в их сознании четкий след от представленной идеи;
  • прежде всего, должно быть четко видно название работы, затем чуть менее крупно – цель и задачи, внизу – главный вывод.
  • в специальных разделах стенда должны быть выделены текстовые и иллюстративные фрагменты, схемы или фотографии.

Очень часто стендовые доклады используются как средства обмена информацией и уменьшение перегрузки от числа «живых» выступлений, материалов к которым можно еще несколько раз потом обратиться и таких средств изображения темы, с которыми может самостоятельно разобраться не только докладчик, но и любой слушатель/зритель.

  • хорошо сделанный «стенд» - один из наиболее эффективных способов многократного представления информации и данных даже без участия в представлении самого автора или при участии малоопытного автора;
  • при современных информационных и компьютерных средствах очень удобны для представления текстов схемы SmartArt (их почти 100 вариантов).

 

Схема составления стендового доклада может быть следующей:
1. формулирование идеи стендового доклада, чтение инструкций и определение формата представления материалов;
2. планирование (проектирование) содержания, апробация размещения, наброски;
3. точное определение и размещение стендового доклада: рациональная разбивка листа, текст, графики, иллюстрации, цвета, сочетание материалов;
4. корректировка по необходимости; окончательное оформление;
5. рассмотрение возможности применения оргтехники и информационных автоматически управляемых роликов-презентаций.
6. представление стендового доклада на конференции (пояснение материала, идей, результатов, ответы на вопросы).
Стенд для размещения материалов доклада на уроке физики состоит из трех частей - заголовка, основной части. Специфика исследований часто требует значительного количества иллюстративного материала (фотографий, рисунков, схем, таблиц, карт и т.д.), которые должны быть выполнены в масштабе доступном для зрительного восприятия с некоторого расстояния. Поэтому размер стенда должен быть достаточно большим (2 листа плотной бумаги формата А1. (840*594).

  • Заголовок (верхняя часть стендового листа оформляется шрифтом 48-56 кегля для свободного чтения с расстояния 5-6 метров, слева направо указывается название доклада, фамилия и имя автора, учреждение и город, где выполнена работа, в крайнем левом углу оставляется место для размещения номера стенда)
  • Основная часть стенда. Эта часть предусмотрена для монтирования материалов доклада. Ее размеры позволяют свободно расположить до 10 листов формата А4. На основной части помещается текст, фотографии, таблицы, рисунки, диаграммы. Очень часто текст стендового доклада используется как дополнение и комментарии к графикам. Лучше излагать текст небольшими абзацами и подразделить его на несколько частей: проблема, цели и задачи, материалы и методы, результаты, выводы и рекомендации.
  • Изложение должно быть кратким и лаконичным, недетализированным и простым для понимания. Текст печатается не ниже 18 размера шрифта. Хорошо использовать оттеняющую заливку текста, но не более 2-3 цветов.
  • Фотографии и рисунки должны быть четкими, нести информацию об объекте, его особенностях. Фотографии должны восприниматься на расстоянии, рекомендуемый размер фотографий не менее чем 10*15. И рисунки и фотографии должны иметь пояснительные подписи (под рисунком, под фотографией).
  • Таблицы, графики, диаграммы не должны дублировать друг друга. Обязательно наличие названий (над таблицей, под графиком и диаграммой). Хорошие идеи должны быть хорошо оформлены.
  • Удачные решения в дизайне стенда будут способствовать более успешному восприятию сообщения. Шире используйте возможности цветовой палитры. Уместна цветная графика, техника аппликации и т.д. при этом проявляйте чувство меры - не превращайте ваш стенд в агитационный плакат.
  • Оформление стендового доклада должно проводиться таким образом, чтобы в максимально удобной и доступной для участников форме раскрыть сущность проведенной работы. Это означает, что Ваша работа должна быть понятной и доступной для оценки неспециалистов, но в тоже время демонстрировать высокий уровень знаний и значимость полученных результатов.
  • Сочетание этих двух требований является залогом успешного участия в работе конференции и возможности сделать устный доклад по материалам работы.
  • Обычной практикой в настоящее время является размещение в нижней части стенда конверта или файла с оттисками ваших предыдущих докладов или публикаций, контактной информацией и т.д. для свободного распространения. Это способствует более эффективному обмену информации, новым контактам и т.д.

Стендовые доклады интересны и при выступлениях на различного рода конференциях, научившись их делать и представлять на уроках физики, можно добиться лучших результатов при выступлениях на них.

Яндекс.Метрика    ЦОиНК
Где можно взять кредит без справок спб