24 - 11 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Бовкунович Елена Викторовна, учитель химии

МБОУ гимназии №7 г. Чехова Московской области

Обучение учащихся в классах химико-биологического профиля предполагает самые разнообразные по форме, видам и содержанию уроки. Так материал программы очень обширен и многообразен, большое значение на уроках химии данного профиля имеет использование электронных образовательных ресурсов.

Отбор видеоматериалов, равно как и других (например, справочно-информационных) ресурсов, их адаптацию осуществляет преподаватель, исходя из образовательных целей, для чего, соответственно, требуется опреде¬лённый уровень ИКТ-компетентности и методического мастерства. Важно понять, какой тип ресурса необходим. Это могут быть:

  • видеозаписи объяснения нового материала, фактически дублирующие этот вид деятельности учителя на уроке и включающие её традиционные элементы: целеполагание, анализ актуальности темы, её практической значимости, общую характеристику проблем и т. п. (при этом сам процесс просмотра видео обучающимся создаёт иллюзию присутствия на уроке, но осуществляется в удобном для него темпе с возможностью повтора фрагментов, обращения к иным ресурсам для уточнения фактов, понятий, получения дополнительных сведений и т. п.); часто такие видеолекции дополняются анимацией, опытами;
  • познавательные видеофрагменты (документальное кино, различного рода анимационные фильмы, записи научно-популярных программ), иллюстрирующие действие какого-либо закона, принцип функционирования какого-то устройства, содержащие кадры хроники, интервью с экспертом и т. п. (например, с помощью документального фильма-репортажа на канале YouTube «Сахар: как это делается» в процессе изучения темы «Дисахариды и полисахариды» школьники могут ознакомиться с технологической схемой производства сахара, не выходя из дома);
  • виртуальные лаборатории, образовательный потенциал которых может быть использован, например, при подготовке к практическим работам (так, перед проведением практической работы «Идентификация органических веществ» учащимся в качестве домашнего задания предлагается решить несколько подобных задач на сайте «Виртуальная образовательная лаборатория» http://school-collection.edu.ru/);
  • электронные библиотеки, интерак¬тивные модели, научно-популярные статьи, онлайн-учебники (например, при подготов¬ке к ЕГЭ для обобщения и систематизации знаний учащимся может быть предложен интерактивный мультимедиаучебник «Органическая химия» http://orgchem.ru/chem2/index2, созданный доцентом кафедры органической химии Самарского государственного университета, к. х. н. Г. И. Дерябиной и учителем химии из г. Самары Г. В. Кантария):

1. «Реакции окисления алкенов»
+ видеопыты http://orgchem.ru/chem2/index2.htm
2. Конформация молекул (видео) - http://orgchem.ru/chem6/link61.htm
3. Реакции замещения в бензольном кольце - http://orgchem.ru/chem6/link61.htm
4. Теоретические основы органической химии - http://orgchem.ru/chem1/index1.htm
5. Многообразие углеводородов - цепи различного строения- http://orgchem.ru/chem2/index2.htm
6. Основы химии. Интернет-учебник http://www.hemi.nsu.ru/index.htm
7. Электронный учебник с широким разнообразием реакций и по неорганической, и по органической химии.
http://school-sector.relarn.ru/nsm/chemistry/Rus/_menu и т. п.

Наиболее распространённым сервисом, предоставляющим услуги хостинга видеоматериалов, является сервис YouTube (http:// www.youtube.com), пользователи которого могут добавлять, просматривать, оценивать и комментировать различные видеозаписи.

Сегодня на YouTube можно найти как современные научно-популярные учебные фильмы по органической химии, так и оцифрованные ресурсы советской школы, которые не потеряли свою актуальность (например, подборка учебного фильма по теме «Коррозия»; подборка учебных фильмов «Органическая химия» канала «Наука и техника»), переведённые на русский язык видеоролики Академии Хана, среди которых есть и материалы по органической химии, видеозаписи практически всех опытов, предусмотренных школьной программой.
В Интернете много ресурсов с образовательным видеоконтентом. Например, можно отметить рост популярности образовательного проекта «Интернет-урок» (http://interneturok.ru/) — частного проекта, которым руководит М. И. Лазарев. Этот портал предлагает обучающие видеофильмы по всем темам и всем предметам школьной программы. Мини-лекции учителей московских школ (как правило, победителей конкурсов профессионального мастерства) дополнены анимацией (выделяющей ключевые моменты, моделирующей процессы на микроуровне и т. п.) и снабжены гиперссылками, обеспечивающими переход на углублённое изучение темы, что создаёт условия для разноуровневого обучения и проектирования индивидуальной образовательной траектории. Так, в ходе видеоурока по теме «Алкины. Строение, номенклатура, изомерия, физические свойства, получение» можно посмотреть, например, как перевозят ацетилен или (для заинтересованных в более глубоком освоении предмета) как протекает процесс гибридизации электронных орбиталей в молекуле ацетилена.
Отдельные темы фундаментально и в то же время увлекательно представлены в проекте московского методического центра «Больше, чем урок» (http://academy.mosmetod.ru/). Объяснение теории сопровождается демонстрацией химических экспериментов. Например, несомненный интерес представляют обобщающие лекции по теме «Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ».
Заслуживают внимания и федеральные коллекции электронных образовательных ресурсов, к которым можно выйти через «Единое окно доступа к информационным ресурсам» (http://window.edu.ru/). Фильтр ресурсов по запросу «предмет = химия» и «аудитория = учащийся» выдаёт 1381 наи¬менование различного рода ресурсов!
Так, в разделе «Химия» коллекции Федерального центра информационно-образовательных ресурсов представлено 593 ресурса, большинство из которых может быть использовано в процессе обучения. Среди них аудиолекции, сопровождаемые анимированными слайдами, на которых оптимально дозирован и чётко структурирован учебный материал, интерактивные тесты и тренажёры. Например, в модуле «Понятие пептидов. Их строение и свойства. Белки как компонент пищи» объединены текст, интерактивные схемы, фотографии, видеоролик. Школьникам предлагается изучить элементный состав белка, образование пептидной связи, проследить уровни организации белковой молекулы, ознакомиться с химическими свойствами белков, узнать, какая пища наиболее богата белками. Таким образом, в 15-минутном модуле освещены все ключевые вопросы темы «Белки».
Таким образом, решается одна из важнейших образовательных целей – у обучающихся формируется представление о дидактическом потенциале Интернета, его возможностях для самообразования и саморазвития.

Литература:

1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Программы курса химии для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013, 86с.
2. Органическая химия: Электронный учебник. – (электронный ресурс) – Режим доступа http://orgchem.ru/
3. Учебные фильмы. Коррозия металлов. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=IWXJxBVisiI
4. Учебные фильмы. Органическая химия. 97 видео. Канал «Наука и техника». – (Электронный ресурс)
5. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
6. http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
7. http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
8. Виртуальная образовательная лаборатория. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

Яндекс.Метрика    ЦОиНК