20 - 09 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Николаева Любовь Владимировна, учитель физики МБОУ гимназии №7 г. Чехова

Уроки физики в 7-м классе дают учителю широкие возможности для применения разнообразных форм и методов их организации. Содержание курса интересно, объем материала не перегружен, дети мотивированы изучать новый предмет впервые, здесь встречается столько знакомого и незнакомого с точки зрения законов физики, что чаще всего нам не хватает 45 минут урока, чтобы изучив тему, разобраться во всех ее интересных фактах. Поэтому мы стали часто проводить уроки, где дети имеют большие возможности преподнести материал сами, активно участвовать в представлении каких-то элементов урока, делать доклады, сообщения, рассказывать о собственных опытах и наблюдениях. Так у нас появились «уроки - виртуальные лаборатории», «заочные экскурсии в технические музеи», «путешествия в физику древности», «уроки – брейн-ринги», «уроки – соревнования юных физиков», «уроки – изобретения» и т.д. Одной из таких форм, которая нравится детям и дает им замечательные возможности показать себя самостоятельным, умным, находчивым стали уроки «Аукционы идей». Там мы рассказываем о том, как можно использовать знания по определенной теме в жизни, науки, космосе, технике, практике и т.д.

Предлагаю вашему вниманию план-конспект урока в форме «Аукцион идей» по теме «Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет»

Учебник: Перышкин А.В. Физика. 7 класс. – М. Дрофа, 2012. -221 с., §29, стр. 79-84.

Цель урока: сформировать знания у учащихся об особенностях планет Солнечной системы с точки зрения физики, выделить понятие силы тяжести в применении к другим планетам.

Планируемые результаты:

  • предметные – знания о составе планет Солнечной системы и их физических особенностях, умение пользоваться справочными данными и схемами при их характеристике, обучение методике сравнения физических тел на примере планет.
  • метапредметные: развитие коммуникационных компетенций школьников при использовании различных источников знаний.
  • личностные: развитие познавательной активности, умения красиво и правильно представлять итоги своей работы, работать в команде, генерировать идеи и защищать их.

План урока:

1. Оргмомент, мотивация занятия, подведение учащихся к формулированию темы урока и задач работы на нем.
2. Актуализация знаний по понятию о силе тяжести и весе./фронтальная работа/
3. Формулирование учителем основных сведений о планетах Солнечной системы с использованием видеосюжета на экране.
Составление таблицы характеристик планет:

Название

Масса в массах Земли

Расстояние от Солнца

Период вращения вокруг оси

Радиус в радиусах Земли

Число спутников

Меркурий

         

Венера

         

Земля

         

Марс

         

Юпитер

         

Сатурн

         

Уран

         

Нептун

         

4. Обучение умению сравнивать физические характеристики планет. Показ алгоритма. Задание по группам: пользуясь учебником, справочными данными, Интернет-ресурсами сравните планеты Земной группы/планеты-гиганты с различными объектами (Землей, Луной, автомобилем, человеком и т.д.). О результатах доложите, выделив лидера группы.

Примеры сравнений:

  • Меркурий (самая маленькая планета) в 19 раз меньше Земли, а Юпитер ( самая большая планета) в 318 раз больше массы Земли. А Луна совсем маленькая она в 81 раз меньше массы Земли.
  • Чем меньше масса планеты, тем она с меньшей силой притягивает к себе тела. На Луне сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле, поэтому человек (астронавт) смог бы поднять автомобиль как 100 кг груз, чего на Земле (целый автомобиль!) никогда бы не смог сделать. Человек на Луне может стать чемпионом по прыжкам, потому что будет прыгать в шесть раз дальше.
  • Зато, если бы человек высадился на Юпитере, то весил бы не как на Земле 70 кг, а целых 210!
  • Масса Марса составляет 10,7% от массы Земли, а вот объем всего 0,15; а средний диаметр 0,53 % от диаметра Земли.
  •  Диаметр экватора у Нептуна в 3,9 раза больше чем у Земли.
  • 99% массы Солнечной системы находится в самом Солнце.
  • Единица, которой измеряют массы Земли называется секстиллион. Их у Земли 6 секстиллионов тонн.

5. Аукцион идей: ведущий аукциона (с присущими ему атрибутами, молотком аукциониста, трибуной, номерами лотов, изображениями лотов на экране) предлагает представить учащимся (по заранее анонсированному заданию за неделю до даты урока) свои идеи для использования планет, метеоритов, знаний о кометах, технике, которую можно использовать на Луне, Марсе, использовании околоземного пространства. Учащиеся в данном возрасте уже умеют представлять свои идеи, мы проходили, как правильно представить идею, как сделать к ней слайды презентации, стендовый доклад. Группа старшеклассников, приглашенная на урок, является публикой, желающей «купить» идеи. Она задает вопросы выступающему, «торгуется», поднимая таблички с номерами и называя цену, повышая ее или понижая ее, или отказываясь от покупки вообще.

Пример идеи, которая появилась у школьников:

  •  Чтобы в далеком будущем переселиться на другую планету, нужно приспособить ее атмосферу и среду обитания под пригодные для человека показатели.

Надо изменить атмосферу, например на Марсе, растопить льды на нем – будет источник воды, гравитация там почти подходящая. Значит, прежде чем начать переделывать Марс, нужно где-то на Земле найти место, похожее (например в Антарктиде, или пустыне Атакама) и создать там комплекс, в котором сначала будут жить те люди, которые и будут переделывать Марс. Они нарисовали модель такого комплекса и предложили какие растения и животные должны там находиться с человеком. А потом поставить такие модули на серийное производство и получать с этого деньги у стран, которые тоже заинтересованы в освоении Марса. Дети также рассказали, что некоторые ученые астрономы и физики предлагают «разбомбить льды» Марса кометами или метеоритами, То есть можно придумать такой аппарат, который может перенаправлять их движение.

6. Подведение итогов. Формулирование учащимися основных характеристик планет Солнечной системы по вопросам, вывешенным на экране и таблицей, которую они заполнили на уроке в тетради и материалами учебника на стр. 82-84. Выделение наиболее понравившихся сравнений планет. Определение самой ценной и реальной идеи по использованию планет, озвученных на аукционе.

7. Выставление оценок за урок. Поощрение всех и наиболее отличившихся учеников. Домашнее задание.

Яндекс.Метрика   ЦОиНК