20 - 09 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Гришакина Ольга Петровна,

учитель географии МБОУ гимназии №7

г. Чехова Московской области

Федеральные государственные образовательные стандарты диктуют нам новые требования к планированию и организации подготовки учителя к уроку. Одним из таких новшеств является технологическая карта урока.
Технологическая карта урока – это современная методическая разработка сценария урока, расширенный план-конспект урока, составленный по определенной графической схеме, которая подчеркивает структурные элементы урока и акцентирует внимание на деятельности не только учащихся, но и учителя.
В стандартах к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Структура технологической карты законодательно не урегулирована, поэтому в ее составлении могут использоваться вариации, но все же большинство методистов рекомендует следовать таким параметрам как:
1) Вводная часть – указание на предмет, тему урока, класс, учебник, тип урока, форма урока, необходимое оборудование (дидактические средства), применяемые технологии, планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)
2) Табличная часть по этапам урока по схеме:

Этап урока

Виды, формы работы, методы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые универсальные учебные действия

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

           
           
           

Другой вариант

Дидактическая структура урока

Формируемые способы деятельности

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Этапы урока

Осуществляемые виды деятельности

         

3) В конце табличной формы можно при необходимости сделать приложение к уроку в виде тестов, схем, образцов решения. В таблице можно выделить специальную графу – время, это удобно, например, для молодых специалистов, которые таким образом лучше будут добиваться результатов, планируя время.
4) Авторы образовательного стандарта считают, что использование технологических карт помогает максимально детально проработать все стадии занятия, что облегчает проверку и оценивание знаний детей в конце занятия. Технологическая карта – это более универсальный рабочий инструмент учителя, нежели традиционный план-конспект.
5) В технологической карте следует указать все операции, планируемые на уроке, подробно записать деятельность учителя и учащихся, чтобы увидеть, к какому результату это должно привести. При графической форме технологической карты сразу же видно, что некоторые элементы очень сложны и просто не укладываются в рамки урока по времени, особенно для детей с медленным темпом работы, значит, такие элементы следует либо удалить, либо видоизменить.
6) Этапы урока можно планировать как в традиционной схеме – структуре урока, так и в зависимости от особенностей урока – объединять их, исключать какие-то части и т.д.
7) Не следует составлять табличную форму очень подробно и широко расписывать каждое действие до мельчайших подробностей, так как сейчас имеется множество специальной методической литературы и рабочих программ, составленных авторами учебников, лучшими методистами-практиками, нужно на них ориентироваться и указывать соответствующие страницы в данных печатных пособиях.
8) Наиболее часто употребляемые этапы урока в технологической карте на основе требований ФГОС: оргмомент, постановка темы и цели урока, мотивация учебной деятельности, актуализация опорных знаний, изучение (освоение) нового материала, первичное закрепление нового материала, самопроверка, информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, подведение итогов урока (рефлексия).
9) Обозначить деятельность учителя можно с помощью следующих фраз: Проверка готовности учащихся. Озвучивание темы и цели. Выдвижение проблемы. Создание эмоционального настроя. Формулировка задания. Контроль выполнения работы. Раздача заданий. Организация самопроверки. Поддержание беседы. Оценивание. Проведение учебной работы. Рассказ. Подведение учеников к выводам
10) Спланировать деятельность учащихся можно с помощью следующих формулировок: Работа с тетрадью. Комментирование. Чтение. Написание упражнения. Подбор и приведение примеров. Выделение главного. Проведение анализа. Ответ на вопросы. Работа с карточками. Обработка правил. Озвучивание собственного мнения. Формулировка и озвучивание вопросов. Самопроверка.
11) В отличие от обычного конспекта урока, который больше сосредотачивается на содержательной части занятия, технологическая карта активизирует работу над планируемыми результатами. Задача современного урока не как ранее, дать информацию в готовом виде и заставить ее выучить, а научить ребенка добывать знания самостоятельно под руководством учителя, пользуясь различными источниками и способами деятельности.
Подготовка учителя к уроку – это процесс творческий, но достаточно стандартизированный, и педагоги, прежде всего, должны при подготовке к уроку планировать как они могут добиться результатов, как научить ребенка, воспитать и развить его, а не заниматься лишним бумаготворчеством, составляя по 18 страниц технологические карты. Технологическая карта – современный, удобный, компактный, зрительно интересный инструмент педагогической деятельности. Но «раздувать» ее как диссертацию не целесообразно. Такая карта должна быть разумной, грамотной, полезной для учителя. Она должна помочь учителю результативно провести урок, а не стать пыткой для него, не съесть его время, которое он может провести с большей пользой, думая о дифференцированном и личностно-ориентированном подходе к занятию. Безусловно, любой современный учитель должен уметь сделать технологическую карту правильно, профессионально грамотно, красиво, полезно для урока. Это необходимо для вводных и обобщающих уроков, открытых уроков, уроков особых форм. Но стать рабом технологических карт – ни в коем случае!
Технологическая карта урока по ФГОС — современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в последовательности, отображенной в этапах урока. Ее использование дает возможность оптимизировать процесс формирования и развития личности школьника на уроке. Безусловно, учить современного школьника надо современными средствами и в соотвествиии с новыми требованиями.

Литература:

1. Белых Т.В., Буряк М.В., Аникина З.Н. Технологическая карта урока. Методическое пособие. – М.: Планета, 2015. – 240 с.
2. Бритвина И.В. Технологическая карта урока по ФГОС. Портал «Продленка» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.prodlenka.org/index.php?option=com_mtree&task=att_download&link_id=140379&cf_id=24
3. Гладко М. П. Технологическая карта урока. Требования ФГОС. Портал «Педсовет. Su» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez
4. Технологические карты уроков 1-4 класс. УМК Школа России. Портал издательства «Просвещение» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=45832
5. Технологическая карта урока как инструмент достижения планируемых результатов в начальной школе. – М.: Планета, 2015. – 240 с.
6. УМК СФЕРЫ. 8 предметов. Портал: http://spheres.ru Пример: поурочные разработы, технологические карты по географии: http://spheres.ru/geografy/method/
7. Формы технологических карт. Портал «Копилка уроков» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/vsemuchitelam/uroki/formy-tiekhnologhichieskikh-kart-urok-v-ramkakh-fgos

Яндекс.Метрика   ЦОиНК