22 - 11 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Квашина Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы
МКОУ Васькинской ООШ Чеховского муниципального района

1. Пояснение к уроку
Работа над сочинениями публицистических жанров развивает личностные качества подростков, активизирует их жизненную позицию, дает возможность осознать себя в обществе, воспринять законы, принципы, по которым живут люди, определиться в соб¬ственных оценках, накопить жизненный опыт, почувствовать се¬бя в обществе комфортно, ощутить собственную силу, радость от умения общаться с людьми.
Положительные мотивы деятельности учащихся в работе над публицистическими жанрами, например, заметкой, репортажем, дневником, путешествием, вызваны тем, что дети понима¬ют: эти типы текстов существуют в реальной речевой практике, и овладение ими воспринимается как настоящее дело, как подго¬товка к тому, что может встретиться в жизни. Понимание цели будущего сочинения делает работу осознанной, продуманной с точки зрения содержания и формы подачи материала.
Знание учениками законов построения жанра (отбора содержания, определения композиции, языкового оформления) улуч¬шает качество их работы, дает им возможность более полно и свободно творить, выражать свои мысли и чувства.
Умение понять себя, оценить свои возможности, творческие силы, осознать, как точнее, полнее выразить свои мысли и чувства, поставить перед собой задачи, спланировать их выполне¬ние делает ученика по-настоящему субъектом учебной деятельности, способствует его развитию, самосовершенствованию, самоутверждению.
Обращение к сочинению определенного жанра требует от уча¬щихся знания речевой (текстовой) теории, умения строить текст с определенным заданием, выражать авторское «я», пользовать¬ся эмоционально-экспрессивными и образными средствами язы¬ка, употреблять синонимические средства языка (лексические, морфологические, синтаксические); понимания функциональ¬ных особенностей изучаемых языковых единиц, в конечном сче¬те — способности ставить авторскую задачу и ее разрешать.
Обучение жанровым сочинениям для учителя сопряжено с определенными трудностями: не во всех программах по русскому языку намечена система такой работы, недостаточно информа¬ции о текстах определенных жанров (нет полного описания, мало методического материала, не разработана система упражнений, готовящих учащихся к подобным сочинениям).
Представленный урок является продолжением серии уроков знакомства с газетными жанрами.
Урок состоит из следующих основных этапов:

  •  самоопределение к деятельности;
  • актуализация знаний и фиксация затруднений;
  • постановка учебной задачи;
  • построение проекта и выход из затруднений;
  • первичное закрепление во внешней речи;
  • самостоятельная работа с самопроверкой;
  • включение в систему знаний и повторение;
  • рефлексия.

Цели урока реализуются через разнообразные приемы и формы работы:

  • фронтальный опрос;
  • коллективная, индивидуальная и групповая деятельность;
  • работа с текстом (анализ);
  • работа с дидактическим раздаточным материалом.

Методы, использованные на уроке:

  • частично- поисковый;
  • словесный;
  • практический.

2. Входные данные урока, цели урока, УУД и ожидаемые результаты
Класс – 8-ый (общеобразовательный).
Тип урока – открытие новых знаний.
Тема лингвистическая – статья, особенности жанра.
Тема коммуникативная – самоопределение учащихся на основе коммуникативно-организованного дидактического материала на тему «Подросток».
Тема по развитию речи – статья «Подросток...трудно ли им быть в XXIвеке?».
Технология урока – комплексная (блочная подача нового материала и поэлементная (мелкопорционная) отработка умений и навыков при закреплении).
Средства обучения – учебник; дидактический материал.
Цели урока.
1. Познавательные:
а) повторить ранее изученные сведения о публицистическом стиле, заметке в газету, репортаже;
б) познакомить с понятием о статье как о жанре публицистики; формировать умение работать с газетной статьёй; формировать умение анализировать статью, видеть её композицию;
Методы познавательные – эвристическая беседа и лекция, способ познания – индуктивно-дедуктивный.
2. Практические:
а) закрепить навыки работы с публицистическим текстом; способствовать совершенствованию устной и письменной речи учащихся;
б) сформировать умение строить развернутое высказывание на заданную тему по предложенному тексту.
3. Общепредметные:
а) воспитывать:
интерес к предмету в ходе творческого осмысления дидактического материала;
культуру письменной речи;
нравственные качества школьников: сочувствие, сострадание, целеустремленность, настойчивость в преодолении жизненных трудностей
б) развивать: логическое мышление (умение обобщать, сопоставлять, формулировать вывод);
различные виды речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо);
образное и аналитическое мышление, творческие способности, читательскую культуру школьников.
в) формировать умение пользоваться справочной литературой.

3. Ход урока, рефлексия на уроке и его итоги
Оформление доски
Подготовка к написанию статьи

«Подросток...трудно ли им быть в XXIвеке?
«В молодости все силы души направлены на будущее,
и будущее это принимает такие разнообразные,
живые и обворожительные формы под влиянием надежды..».
Л.Н.Толстой

Этапы урока и их содержание.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

 

Учитель проверяет наличие у класса необходимого раздаточного материала (текстов статей), устанавливает электронное приложение к уроку (презентация).

Обучающиеся готовят раздаточный материал: статьи, тетради, письменные принадлежности.

Личностные:                                             - самоопределение,                                          - смыслообразование.

Коммуникативные:                                            -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

 

-Сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию статьи на тему «Подросток… Трудно ли им быть?».

-У Л.Н.Толстого есть замечательные слова: «В молодости все силы души направлены на будущее, и будущее это принимает такие разнообразные, живые и обворожительные формы под влиянием надежды..»

-Как вы их понимаете?

-Вспомните произведение, из которого взяты эти строки?

- Как вы думаете, почему я начала урок этими словами?

Юность - напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ориентации ценностных и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности.

«Отрочество».

Обучающиеся пытаются сформулировать тему сочинения.

Личностные:                                             - самоопределение,                                          - смыслообразование.

Регулятивные:      целеполагание.

Коммуникативные:                                            -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3.Постановка учебной задачи.

Учитель объявляет тему урока и предлагает обучающимся сформулировать его цели и задачи.

Обучающиеся записывают в тетради тему и предлагают свою формулировку целей и задач урока (важно, чтобы были названы основные обучающие, развивающие и воспитательные цели, а также сформулированы задачи, способствующие реализации целей).

Личностные:

- мотивация к учебной деятельности;                                                        - поиски ответа на вопрос:« Какое значение, смысл имеет для меня последующая учебная деятельность».

Познавательные:                                         

- формулирование познавательной цели;                                       

-поиск и выделение информации;                                         

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные:                                              

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные:                                    

  - постановка вопросов.

4. Построение проекта и выход из затруднений

- Ребята, какой стиль речи используется при создании газетных рубрик?

- Какие газетные жанры вы уже знаете?

- Вспомним, какие  из данных жанров чаще встречаются при создании газеты? Статья  (можно не показывать определение) – информирует читателей о событиях общественной жизни и помогает разобраться в этих событиях.

- Давайте сравним жанры заметки и статьи.

- Даем понятие термину статья.

Статья — это рассуждение проблемного характера, предназна­ченное для опубликования в печати. В статье поднимаются важ­нейшие проблемы, волнующие человека в настоящее время.

Задача автора в данном случае — привлечь внимание читателя к какой-то важной, злободневной теме, убедить его в справедли­вости или ошибочности какой-то мысли, поэтому часто такой текст имеет дискуссионный характер.

Основа статьи — анализ явления.

 

Публицистический.

Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.

Заметка (информация) – краткое сообщение о событии как о свершившемся факте.

Репортаж – изображение события как процесса, поэтапно.

Интервью – беседа журналиста с одним человеком или несколькими по актуальным вопросам.

Статья и заметка.

Заметка – это сообщение о каком-то факте, а статья – это предоставление причин и взаимосвязи фактов, где автор ставит проблему и предлагает путь решения.

Коммуникативные:                                   

-понимание вопроса задания;               

-владение монологической письменной речью;                      

-умение отвечать на поставленные вопросы;                         

-умение полно и ясно выражать свои мысли.

Регулятивные:                                                   

-понимание того, что доказывается;                                                 

-понимание, к какому выводу необходимо прийти;                                 

-понимание алгоритма работы;                                                         

  -умение удерживать собственную мысль;                                

-умение корректировать написанное;                                                    

-контроль правильности выполнения задания.

5. Первичное закрепление во внешней речи

Работа со статьей О.Даниловой «Подросток».

- Прочитайте статью. Найдите слова и выражения, характеризующие автора. Как вы думаете, какого он возраста?

- Сравните героя этой статьи с Николенькой Иртеньевым?

-Что у них общего? Чем отличаются?

-Изменилось ли что-нибудь в сознании подростка за 100 лет?

Выделение языковых средств, воздей­ствующих на читателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Прямые обращения к читателю; побуди­тельные, вопросительные, восклицательные предложения; повто­ры; однородные члены с многосоюзием и парным соединением; вопросно-ответные построения высказывания, вводные слова.

Личностные:

- умение работать в коллективе;                                

  - умение понимать и принимать нравственные идеи текста;                                                           

- осознание значимости приобретенных знаний и умение использовать их в учебной деятельности.

Познавательные:                                          

  -понимание проблемы;                                

  -установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства;     

  -умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов;                                                     

 -умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис;                                                                                       -выведение следствий.

Коммуникативные:                                              

   -умение отвечать на поставленные вопросы;

-умение полно и ясно выражать свои мысли.

Подросток... Кто он? В каком мире живет?

«Подросток — это ребенок переломного возраста от 11 до 14 лет, ко­торый готовится вступить во взрослый мир...» Так считают взрослые.

Ха-ха... Что за смешные слова — и «переломный» возраст? Почему про мир взрослых не говорят «сломанный» возраст? Ведь это для них очень подходит.

Подросток — человек, еще не ушедший из долины смеха, веселья и шалостей, но уже вступивший на тернистый взрослый путь. Сами мы об этом нелегком этапе жизненного пути говорим следующее:

«Это темный проход к воротам ада...

Мастерская по переделке людей в роботов...

Долина любви и разочарований... Стихия «волн».

Я назвал бы мир пятнадцатилетнего человека Невесомым.

Невесомый мир. Что нас в нем ожидает? Драмы и комедии, первая любовь... Одним словом, загадочен и непредсказуем Невесомый мир.

А что дальше? Ведь мы, подростки, так бесправны и беззащитны на этой планете.

Нам больно и горько, весело и радостно в этом Невесомом мире.

О. Данилова

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Анализ статьи «Подросток…трудно ли им быть».

Опираясь на упражнение № 374 из учебника объяснить, как построена статья: найти в ней зачин, центральную часть, концовку. Выделить языковые средства.

Обучающиеся формулируют вывод по результатам анализа статьи (структура, языковые средства).

Личностные:                                                       

 - волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные:                                           

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;                                            

- выполнение действий по алгоритму;                                                   

- доказательство;                                       

  - осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные:                                               

- контроль, коррекция, оценка.

Подросток... трудно ли им быть?

Подростковый возраст часто называют трудным, критическим и опасным, ведь это время перехода от детства к взрослой жизни. Время, когда у человека меняются взаимоотношения с окружающими — со взрослыми, с представителями противоположного пола, может, даже и с самим собой. У подростка возникают вопросы: Кто я? На что я способен? К чему я стремлюсь?

В подростковом возрасте необходимо общение, самоутверждение и так называемый престиж среди окружающих. И

когда подросток по ка­ким-то причинам этого не достигает, не находит, то чаще всего он замы­кается в себе, чувствует себя совершенно неудовлетворенно, одиноко и безнадежно.

И общество не должно на это смотреть сквозь пальцы, а родители под­ростка особенно. Иначе человек, оказавшийся в этой ситуации, может оступиться и сделать неверный шаг.

Например, у одного подростка были проблемы в личной жизни и от­сюда и проблемы в школе, но родители были настолько заняты, что не обратили на перемены никакого внимания. А так как у этого человека не было друга, с которым он мог бы поделиться своими проблемами, то этот подросток поддался на уговоры сверстников и начал принимать наркотические средства. И как вы думаете, сможет ли он ответить на вопросы: Кто я? На что я способен? К чему я стремлюсь?

Я думаю, нет.

Итак, как сказал Сент-Экзюпери, «любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — значит вместе смотреть в одном направлении» Подростку нужна опора и поддержка на данном отрезке жизни. И конечно, любовь и понимание со стороны взрослых. Только так может сформироваться здоровая и сильная личность.

7. Включение в систему знаний и повторение

Составление памятки пишущему статью.

Опираясь на разобранные статьи и материал из учебника (параграф 42) учащиеся составляют памятку, которая поможет им при написании статьи.

Обучающиеся, работая в группах,  составляют памятку пишущему статью.

Личностные:                                                    - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

Познавательные:                                               

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

- понимание текста, извлечение необходимой информации;                                            

- построение логической цепи рассуждений, формулировка вывода;                                                     

 - осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Памятка пишущему

1.     Перед написанием статьи автор решает, какую проблему будет раскрывать, насколько она актуальна для современного читателя.

2.     Автор статьи оценивает свое отношение к теме разговора, сравнивает его с другими точками зрения, с чем-то соглашает­ся, что-то оспаривает, т. е. вступает в дискуссию. Все это при­дает тексту статьи определенную эмоциональную силу, эф­фект воздействия увеличивается.

3.     Сила статьи — в доказательности мысли. Аргументы, приводимые автором работы, могут быть развернутыми и не­развернутыми. Следует стремиться к тому, чтобы текст был по содержанию убедительным, чтобы вывод в конце был обосно­ванным.

4.     Композиция текста зависит от поставленной речевой зада­чи; в одном случае используется прямой порядок рассуждения (тезис, доказательства, вывод), в другом случае план может быть другим: сначала пример (одно из доказательств), потом те­зис и т.д. Вывод, итог разговора может быть открытым (откры­тость оформляется многоточием)

8. Рефлексия

- Полезен ли для вас был этот урок?

- Какие выводы сделали для себя?

 

Личностные:                                               

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;                         

- самооценка на основе критерия успешности;                                           

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные:                                            

- контроль и оценка результатов учебной деятельности.

Коммуникативные:                                       

- формулирование и аргументация своего мнения, учет других мнений;                               

- использование критериев для обоснования своего суждения.

Литература

1. Лобанова В.Ю. Работа над сочинениями публицистических жанров: Посо¬бие для учителей. — 2-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010. — 104 с.
2. Русский язык. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.:Дрофа, 2009.-269 с.
3. Русский язык. 8 кл.: система уроков по учебнику под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта/ сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2013.-237 с.
4. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. – М.:Художественная литература, 1986. – 320 с.
5. Фещенко Т.С. Новые стандарты – новое качество работы учителя. Практико-ориентированное учебно-методическое пособие .– М.: УЦ «Перспектива», 2013. – 224.

Яндекс.Метрика    ЦОиНК