22 - 11 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Прокофьева Людмила Евгеньевна,
учитель начальных классов,
МБОУ "Средняя школа №10" г. Чехова Московской области

Ключевые слова: универсальные учебные действия, проектные навыки, учебная исследовательская деятельность, проект.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» перед образованием ставится задача: научить детей основам проведения различного рода исследований с применением различных источников знаний; вовлечь школьников в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научить изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу.
Учебно-исследовательская и проектная деятельности обучающихся направлена на развитие метапредметных умений. Это неотъемлемая часть современного образования. ФГОС для начальной школы предусматривают такую деятельность в рамках предметной и метапредметной работы, для достижения самых различных результатов (см. Приложение 1).
Давайте рассмотрим термины:
1. Учебная исследовательская деятельность – это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования вообще: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, комментарий, собственные выводы. Учебная исследовательская деятельность – эффективный способ научить ребенка учиться, учиться с интересом, активно и в большой степени самостоятельно по определенному алгоритму и направлению действий.
2. Учебные исследования младших школьников – это работы, направленные на изучение детьми вопросов учебной программы, которые могут быть дополнены, рассмотрены широко, с выражением своих идей и наблюдений, собственных взглядов и выводов.
3. Проектная деятельность – это целенаправленное создание различного рода проектов, решающих по новому определенные учебные и внеучебные ситуации и проблемы, демонстрация результатов работы через различные проектные продукты – доклады, стенды, сценарии, расчеты, фильмы, рекламные ролики и т.д.
4. Учебный проект в начальной школе – небольшой по времени выполнения и объему, но разный по вариантам исполнения и представления результатов, формам работы и возможности использования на уроках учебный материал, созданный школьниками.
5. Универсальные учебные действия, необходимые в проекте – это умения, сформированные на основе знаний и опыта их применения, обеспечивающие «умение учиться», «умение работать с темой и проблемой», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных навыков в рамках отдельных дисциплин.
Именно в учебной проектной деятельности сочетаются все виды УУД – познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные, так как они объединены и общей задачей и общими результатами.
6. Проектные навыки - опыт работы учащегося над поставленной в проекте целью, опыт достижения проектного результата, который характеризуется:

Специфическими признаками проектных умений являются: применяемость в различных видах учебно-познавательной и трудовой деятельности; преобладание интеллектуальных компонентов, благодаря чему проектные умения легко переносятся из одной области деятельности в другую; вариативная адекватность способов достижения цели по отношению к изменяющимся условиям деятельности.
Основные виды деятельности, направленные на формирование специальных проектных умений:

В результате работы над проектами особенно выразительно формируются, развиваются и совершенствуются личностные УУД. Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, работу над проектом мотивированной и осознанной, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
В начальной школе личностные универсальные действия через учебную исследовательскую деятельность реализуются путем развития у школьника задач самоопределения, выражения собственной позиции: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...». Именно здесь четко мотивируется сама учеба и ее результат, ребенок понимает, как важно учиться, чтобы уметь решать любые проблемы, создавать любые проекты, выходить грамотно из любой ситуации.
Именно в проектах и учебных исследованиях, в реально новых ситуациях дети учатся видеть моральные ценности, делать выбор, нравственно оценивать созданное, события вокруг этого и себя самого.

Приложение 1.

Сайт Министерства образования и науки РФ,
ФГОС НОО http://минобрнауки.рф/документы/922
Основная образовательная программа НОО (стр.123-124)

Пункт 2.1.4 Особенности, основные направления и планируемые результаты учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности
Учебно-исследовательская и проектная деятельности обучающихся направлена на развитие метапредметных умений.
Включение учебно-исследовательской и проектной деятельности в процесс обучения является важным инструментом развития познавательной сферы, приобретения социального опыта, возможностей саморазвития, повышение интереса к предмету изучения и процессу умственного труда, получения и самостоятельного открытия новых знаний у младшего школьника.
Главная особенность развития учебно-исследовательской и проектной деятельности – возможность активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер и таким образом передать учащимся инициативу в своей познавательной деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность предполагает поиск новых знаний и направлена на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Проектная деятельность в большей степени связана с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач. В ходе освоения учебно-исследовательской и проектной деятельности учащийся начальной школы получает знания не в готовом виде, а добывает их сам и осознает при этом содержание и формы учебной деятельности. Обучающийся выступает в роли субъекта образовательной деятельности, поскольку получает возможность быть самостоятельным, активным творцом, который планирует свою деятельность, ставит задачи, ищет средства для решения поставленных задач.
Основными задачами в процессе учебно-исследовательского и проектного обучения является развитие у ученика определенного базиса знаний и развития умений: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, генерировать гипотезы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи. Данные умения обеспечивают необходимую знаниевую и процессуальную основу для проведения исследований и реализации проектов в урочной и внеурочной деятельности.
Развитие умений младших школьников проводится с учетом использования вербальных, знаково-символических, наглядных средств и приспособлений для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем, алгоритмов и эвристических средств решения учебных и практических задач, а также особенностей математического, технического моделирования, в том числе возможностей компьютера.
Исследовательская и проектная деятельность может проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме, что помогает учителю простроить индивидуальный подход к развитию ребенка. Границы исследовательского и проектного обучения младших школьников определяются целевыми установками, на которые ориентирован учитель, а также локальными задачами, стоящими на конкретном уроке.
В рамках внеурочной деятельности исследовательская и проектная деятельность направлены на обогащение содержания образования и возможность реализации способностей, потребностей и интересов обучающихся с различным уровнем развития. Для расширения диапазона применимости исследовательского и проектного обучения следует дифференцировать задания по степени трудности: путем постепенного усложнения непосредственно самих заданий и/или увеличением степени самостоятельности ребенка, регулируемой мерой непосредственного руководства учителя процессом научно-практического обучения.
В качестве основных результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности младших школьников рассматриваются такие метапредметные результаты, как сформированные умения: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и работать с источниками информации. Они обеспечивают получение необходимой знаниевой и процессуальной основы для проведения исследований и реализации проектов при изучении учебных предметов.
В качестве результата следует также включить готовность слушать и слышать собеседника, умение в корректной форме формулировать и оценивать познавательные вопросы; проявлять самостоятельность в обучении, инициативу в использовании своих мыслительных способностей; критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми; смело и твердо защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны; отвечать за свои действия и их последствия.

Яндекс.Метрика    ЦОиНК