20 - 09 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Прокофьева Людмила Евгеньевна,
учитель начальных классов,
МБОУ "Средняя школа №10" г. Чехова Московской области

Интеллект – это мыслительные способности человека, умение понимать, думать, рассуждать, выдвигать идеи и варианты решения, мыслить в нестандартной ситуации, это способность накапливать и применять знания. Работать по развитию интеллекта можно в течение всего учебного процесса разыми способами и методами. Но остановимся в рамках данной статьи на использовании в этих целях – викторины.
Викторина – это увлекательное и содержательное учебное явление. Это интересная форма работы с младшими школьниками, которая позволяет повторить пройденный материал в нестандартных ситуациях, мотивировать общение детей в учебных целях, развить дух команды и соревновательности, актуализировать универсальные учебные действия. И, конечно же, это развитие мышления и общего интеллекта маленького ученика. Мотивированное, актуальное, когда ему нужно выиграть самому, победить команде, показать себя с лучшей стороны, что очень любят делать дети. Викторины традиционно применяются педагогами, как в непосредственной учебной работе, так и во внеклассной предметной и непредметной деятельности. Каких только названий не дается викторинам: «Математический турнир», «Аукцион идей», «Юный филолог», «Самый умный», «Интеллектуальный марафон», «Великолепная пятерка», «Мудрая сова», «Ученик года», «Любознательный школьник», «Учебное путешествие по сказкам» и так далее.
В конце учебного года такой инструмент становится наиболее востребованным, потому что на большом содержательном материале удобно проводить комплексные викторины.
Планируя викторину, учитель должен учитывать, что это не только развлекательное мероприятие, это еще и действительно учебное действие, в котором мы можем проверить, как дети умеют работать с различными видами заданий, как быстро они мыслят.
Викторина – это еще и демонстрация методов работы индивидуально, в парах, в группах, в командах.
Вопросы можно задавать по очереди,

  • всем одновременно, по вариантам,
  •  по отдельным карточкам,
  • по подобию,
  • на доске, на экране,
  • устно, письменно,
  • по видеосюжету,
  • по принципу «пазла»,
  • на скорость ответа,
  • на логику,
  • в режиме эстафеты
  • и многими другими способами.

Это зависит от специфики предмета, проверяемой темы, объема заданий, особенностей группы детей, их возраста, учебного опыта.
Викторина не должна быть однообразной, там следует менять типы заданий:

Разумеется, после проведения викторины нужно поощрить участников. Это могут быть обычные оценки, могут быть нужные в учебе предметы (линейки, ручки, блокнотики), маленькие сладкие призы, грамоты и дипломы, шоколадные медали, открытки и т.д.
Предлагаю Вашему вниманию комплексную викторину (из опыта своей работы), которую мы проводили для команд в классе в конце учебного года. Название викторины «Турнир эрудитов». Команды заранее придумали названия, эмблемы и девизы.

  • 1 этап – организационный, мотивация занятия, пояснение правил и критериев.
  • 2 этап – «Разминка» (школьные загадки).
  • 3 этап – «Почта» (на карточках нарисованы животные и слова, означающие название природной зоны (на конверте), необходимо найти «АДРЕС» и доставить карточку с животным по нужному адресу)
  • 4 этап – Ребусы (расшифровать их по изображению на экране).
  • 5 этап – «Сказки» (вопросы по сказкам, задаваемые устно).
  • 6 этап – «Исправь ошибку» (командам даны карточки с фрагментами текста по окружающему миру со смысловыми ошибками (3), которые нужно найти и исправить)
  • 7 этап – «Учительская проверка» (командам даны карточки с текстом, написанным письменно, но хорошим подчерком, в тексте допущены ошибки с написании слов, которые нужно выделить и исправить).
  • 8 этап – «Третий лишний» (на экране показаны группы животных или растений, в которых одно не подходит к данную цепочку, например: слон, лемминг, жираф. Нужно не только выделить лишнее, но объяснить причину, причем, причин можно выделить несколько и за это получить соответствующее количество баллов)
  • 9 этап – «Сложные вопросы» (на экране показываются вопросы с иллюстративным сопровождением, которые в принципе должны быть известны школьникам, но заданы «витиевато», «заковыристо»)
  • 10 этап – «Лидер» (команда должна выделить одного, самого по их мнению умного участника, который будет соревноваться за всю команду в блиц-турнире, когда на вопрос дается в буквальном смысле секунд 15)
  • 11 этап – «Картины и художники» (на экране показаны наиболее известные картины – например «Утро в сосновом бору» (И.Шишкин), ребята должны указать название и автора)
  • 12 этап – «Эстафета» (команде выдается лист с вопросами и вариантами ответов (тест), каждый участник отвечает только на один вопрос, затем передает лист другому. Побеждает не только та команда, которая быстрее справится с заданием, но и наберет наибольшее количество правильных ответов).

В прикрепленной к материалам статьи фрагментам презентации можно познакомиться с примерами вопросов нашей викторины. Использовать ее можно практически в каждом классе. Такой сценарий викторины может помочь учителям начальной школы сделать свои занятия интереснее, а молодым специалистам -познакомиться с возможностями разноплановых заданий.

Приложение 1. Фрагменты презентации к викторине «Турнир эрудитов»

 

Яндекс.Метрика   ЦОиНК