Ходырева Галина Алексеевна,
учитель математики МБОУ гимназии №7 г. Чехова Московской области
В конце учебного года мы часто проводим на уроках математики различные викторины, соревнования и конкурсы. Это интересный и полезный фактор повышения активности учащихся на уроке, возможность повторения материала в игровой форме. Это то, что делает занятие более интересным, живым, и кроме предметных целей имеет еще и большое воспитательное значение. Предлагаю вашему вниманию сценарий викторины для учащихся 5-х классов «Юный математик». Материалы подготовлены по учебнику Математика. 5 класс. / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – 13 издание, - М.: Просвещение, 2014 год.
1 этап. Оргмомент. Мотивация занятия. Знакомство с критериями викторины. Деление класса на команды.
2 этап. Математическая разминка. Термины. (задание: по «вытянутому командой билетику объяснить значение слова»)
ЦЕЛОЕ ЧИСЛО |
ОКРУЖНОСТЬ |
ОБЪЕМ |
ДРОБЬ |
УМНОЖЕНИЕ |
КРУГ |
ВИДЫ УГЛОВ |
ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД |
3 этап. Математические ребусы. (задание разгадать ребусы на скорость выполнения)
восток
гимназия
ромб
угол
минус
4 этап. Задачи. (команда должна максимально быстро и, конечно же, правильно решить задачи, записанные на карточке)
- В книге 120 страниц. Сколько цифр напечатали для нумерации страниц, начиная с третьей страницы?
- Арбуз тяжелее яблока, и дыня тяжелее яблока. Можно ли по этим данным определить что тяжелее: арбуз или дыня?
- Первая бригада может выполнить задание за 9 дней, а вторая за 12. Первая бригада работала над этим заданием 3 дня, а потом вторая закончила эту работу. За сколько дней выполнено задание?
- Половина книг школьной библиотеки – учебники. Шестая часть – учебники математики. Какую часть учебники математики составляют от всех книг?
- Рыболовную леску длиной 11 метров разрезали на 4 равные части. Какова длина каждой части?
5 этап. Исторический. (по портрету на экране интерактивной доски нужно узнать великого математика)
пример – Пифагор
6 этап. Дроби. (на карточке написаны вопросы, команда должна выбрать из предложенных вариантов ответов цифры правильных ответов и записать их на специальном бланке)
Бланк
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
Вопросы на карточке:
- Записи в виде ½, 1/3, 1/5 называют ...
- Число, которое можно записать в виде р / в , где р и в – натуральные числа, называют ..
- Число, находящееся под чертой дроби называется
- Число, находящееся над чертой дроби называется
- 5/4 – это
- Разностью двух дробей называют дробь, которая в сумме с вычитаем дает
Варианты ответов:
1. Неправильная дробь
2. Числитель дроби
3. Рациональные числа
4. Уменьшаемое
5. Знаменатель дроби
6. Обыкновенные дроби
7 этап. Вычисли. Эстафета. (члены команды по очереди решают примеры, и только при правильном ответе, карточка передается дальше. Для работы с этим этапом нужны ассистенты, ребята из более старших классов)
6 ¼ * 1 ¼ * 8 48*57 + 52*57 (15-3)² а : 12 = а * 12 = 1814 : 23
8 этап. Задачи на совместную работу. (каждая команда должна быстро составить и предложить другим командам задания «задачи на совместную работу». Жюри оценивает понимание членами команд смысла таких задач, умение ее составить и оригинальность задания)
Пример: На птицеферму привезли корм, которого хватило бы уткам на 30 дней, а гусям на 45 дней. Рассчитайте, на сколько дней хватит этого корма и уткам и гусям вместе.
9 этап. Единицы длины и массы. Юный докладчик.
(команды получают задание заранее, они должны подготовить на 2 минуты «доклад» о единицах массы, которые употребляются в различных странах или употреблялись в древности. Если доклад делается с презентацией, то она должна быть короткой, на светлом фоне, 3-4 слайда, с минимум текста и максимум картинок)
Пример: Старинные русские меры:
- Аршин – мера длины, равная 16 вершкам (71,1см). Эта мера возникла при торговле с восточными народами.
- Сажень = 3 аршинам (213,4см)/
- Сажень косая – от пальцев левой ноги до конца пальцев правой руки (216см)/
- Сажень простая – от пальцев одной руки до пальцев другой руки (152см)/
- Пядь - мера длины, равная расстоянию между концами вытянутых пальцев – большого и указательного (19см - 23см.); 1 пядь составляет ¼ аршина/
- Вершок - мера длины, равная 1/16 доле аршина (44,4мм).
- Верста - мера длины, равная 500 саженям =1500 аршинам/
Викторину лучше проводить при помощи нескольких старшеклассников – ассистентов и членов жюри. Это позволяет убыстрить подсчеты, мотивировать всех к изучению математики и применению знаний в нестандартных ситуациях, научить ребят действовать вместе, в команде соблюдать правила.
Литература:
1. Бостельманн А. Математика в любое время. – М.: Национальное образование. 2016. -104с.
2. Винокурова Н.К., Зайцева Л.Н. Проведи лето с пользой. 50 веселых заданий на логику и математику. -М.: Клевер МедиаГрупп, 2017. – 80с.
3. Математика. 5 класс. / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – 13 издание, - М.: Просвещение, 2014.
4. Перельман Я. И. Занимательная математика. – М.: СЗКЭО. Дом занимательной науки, 2016 . -192с.
5. Логические задачи. ВАШ досуг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.potehechas.ru/zadachi/zadachi_5.shtml