22 - 11 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Гришакина Ольга Петровна, учитель географии и экономики,

руководитель Чеховского отделения НС Интеграция,

МБОУ гимназия № 7, г. Чехов, Московская область

Исследовательская культура современного школьника, молодого человека – это показатель эффективности реализации требований ФГОС и современного образования.
Главная цель всех основополагающих документов в современном образовании (Стратегий, Концепций, Стандартов, Программ и т.д.): обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.
Целевые ориентиры в развитии исследовательской культуры обучающихся заданы в документе «Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы» (ссылка http://минобрнауки.рф/документы/5930/файл/4787/FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf/)
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ставится задача: научить детей основам проведения различного рода исследований, с применением различных источников знаний; вовлечь школьников в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научить изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу.
Исследовательская культура является результатом совместного труда педагогов всех дисциплин, работы научного общества, социального научного партнерства, внеклассной воспитательной работы.
Исследовательская культура – это совокупность определенных исследовательских компетенций. Компетенции - круг вопросов, в которых человек имеет твердые знания, собственные убеждения на основе опыта; владение чем-то лучше других.
Компетенции - умения, непосредственно сопряженные знаниями и с опытом их применения в практической деятельности и направленные на развитие познавательного интереса и расширение кругозора.
Эти компетенции (в плане исследовательской культуры) подчеркиваются:
1. Умением слушать и слышать.
2. Умением увидеть, выделить проблему.
3. Умением поставить цели и задачи.
4. Умением изучить вопрос с разных сторон, использовать различные источники.
5. Умением грамотно, по этапам провести исследование, сделать выводы, оформить результаты и представить их слушателям.
Работа по обучению основам исследовательской культуры – сложный и длительный процесс, который можно проводить по различным направлениям:
1. Тематические обучающие занятия в группах и индивидуально.
2. Общее знакомство с основными терминами исследований и этапами в рамках уроков и внеурочной деятельности по предметам (знакомство с терминами: виды исследовательских работ, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы исследования, этапы проведения исследований, источники информации, анкетирование, опыты, наблюдения, эксперименты, представление результатов, защита работы и т.д.)
3. Работа научных обществ, кружков и клубов по предметным областям по организации проектов и исследований.
4. Представление различных методических рекомендаций в кабинетах, уголках классов, на сайте организации, на школьном портале, на стендах; демонстрация образцов и лучших работ.
5. Научно-практические конференции, Аукционы идей, Дни защиты проектов и т.д.
6. Дни науки, встречи с учеными и специалистами.
7. Выставки научно-популярной литературы, ссылок на образовательные ресурсы Интернета.
8. Экскурсии в Музеи, высшие учебные заведения, научные лаборатории.
9. Популяризация науки, интеллектуальных соревнований, конкурсов, олимпиад, конференций, симпозиумов, в том числе и дистанционных.

Этапы проведения исследования

Учебно-исследовательская деятельность в школе - это

  • работа по созданию сообщений, докладов, учебных презентаций, научно-исследовательских работ, проектов и т.д.
  • как продуктов (результатов) исследования, самостоятельного изучения сложных или новых (вне содержания программы) тем и учебных проблем,
  • научное творчество
  • и расширенное изучение вопросов «за страницами учебника», в практической жизни и деятельности человека, в развитии культуры, экономики и т.д. с разных позиций,
  • на основе анализа разных источников, методов,
  • проведения собственных исследований, собственного проектирования и моделирования.

Этапы проведения учебного исследования:
1. Выбор темы, видение в ней неизученного, проблемного.
2. Постановка целей и задач (в старшем возрасте выдвижение гипотезы).
3. Подбор источников для изучения.
4. Собственно исследование темы.
5. Формулирование выводов, результатов.
6. Определение вида продукта представления исследования (проектного продукта).
7. Оформление результатов.
8. Представление работы слушателям.

Тематика обучающих занятий по основам исследовательской культуры:
 
  • Основы исследовательской культуры. Введение в науку.
  • Что такое исследование? Что такое проект?
  • Виды исследовательских работ.
  • Выбор темы исследования. Этапы исследования.
  • Научный аппарат школьного исследования. Глоссарий.
  • Методы исследования.
  • Как правильно организовать исследование? Научная организация труда.
  • Наблюдения. Опыты и эксперименты. Понятие о погрешности.
  • Документирование результатов. Компьютер – мой друг и помощник.
  • Виды представления результатов. Проектные продукты. 
  • Стандарты оформления и представления результатов.
  • Процедура защиты. Доклады. Тезисы. Презентация.
  • Типичные требования в экспертизе работ.
  • Культура научных документов. Этика молодого ученого.
  • Научно-практические конференции, конкурсы, семинары, фестивали.
  • Итоговый проект. Защита работ.
 
Виды исследовательских, творческих работ и проектов

1. Сообщение – самый простой способ устно представить слушателям тему (3-4 минуты), самостоятельно изученную по 1-2-м источникам, дополнительной литературе. Как правило, готовится устно и не оформляется письменно.
2. Доклад. В докладе, в отличие от сообщения, используются при изучении темы не один, а 2-5 источников информации, чуть более продолжителен по времени выступления, 5-10 минут. Тема в докладе подается коротко, но аргументировано, ученик должен сделать выводы. По объему доклад в напечатанном виде доклад составляет 3-5 страниц, там могут быть иллюстрации. Доклад может сопровождаться слайдами презентации, стендовыми материалами, а может быть устным и письменно не оформляться. При выступлении иллюстрации могут просто демонстрироваться.
3. Стендовый доклад (постер) может быть оформлен на 2-х ватмановских листах обычным или современным печатным (типографским) способом. В начале первого листа указывается название учебного заведения, автор работы, руководитель. Крупно представлены название темы, цель и задачи работы над темой, затем представлены этапы работы, полученные результаты. Стендовый доклад сочетает 50% текста и 50% иллюстраций и наглядного материала, имеет «кармашки» для вопросов и контактных данных.
4. Учебная презентация. Презентация создается по определенной учебной теме, поэтому оформляется четко, в официальном стиле в светлых тонах. Наиболее часто она создается в программе Power Point, имеет 5-10 слайдов, сочетающих немного текста и достаточно наглядного материала. Презентация помогает лучше усвоить тему, разобраться в ней, поэтому должна содержать рекомендации по литературе и интернет-источникам к данной теме. Текст должен печататься крупно, не менее 24 размера шрифта, с использованием стандартных шрифтов и цветов. Не нужно использовать анимацию и лишние эффекты. Хорошо читаются схемы. Обязательны выводы и рекомендуемая по теме литература и сайты.
5. Реферат – это расширенное изложение какого-то вопроса, уже изученного другими, представление различных точек зрения по теме. Реферат имеет структуру: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.Обычно реферат имеет объем 15-20 страниц, в заключении автор делает собственные выводы, показывающие отношение к теме. При оформлении следует соблюдать требования к документам, указывать источники цитирования, делать сноски и ссылки. Но все же – реферат, это достаточно скромное учебное исследование, где доля самостоятельности не высока. Современный реферат изменился по отношению к реферату 10-летней давности, его часто за оформление называют учебным исследованием. Школьники там изучают тему, уже известную взрослым, но открывают ее для себя, сверстников.
6. Научно-исследовательская работа – самый сложный и трудоемкий вид творческих заданий для учащихся. Она выполняется соответственно требованиям к научным продуктам. Работа имеет структуру, как и в реферате, но с существенным отличием – исследовательской частью: титульный лист, содержание, введение, основная часть, исследовательская часть, заключение, список литературы, приложение. Обычно работа имеет объем 20-25 страниц, в заключении показываются сделанные выводы, рекомендации, практическое значение исследования. При оформлении следует соблюдать требования вдокументам, указывать источники цитирования, делать сноски и ссылки, правильно оформлять неопубликованные источники. Пример по оформлению книги: Авдеев Ю.К. В краю родном. – Чехов, ЧПК, 2000. – 216с. Пример по оформлению интернет-источника: История государства. [Электронный ресурс]- Режим доступа http://statehistory.ru/, дата обращения 18.11.2016.
7. Проект – это практическое решение какой-то проблемы, прототип, прообраз изменения ситуации, модель решения, предложение «изобретения», новой идеи. Проект обязательно имеет результат – проектный продукт. Проект обязательно практически направлен, часто имеет расчетную часть и рассматривает несколько вариантов решения вопроса. Проект оформляется в виде папки документов, паспорта проекта или «портфолио проекта». Формой решения проблемы в проекте может быть сценарий мероприятия, фоторепортаж, фотовыставка, проект социальной акции, сценарий телепередачи, устный журнал.
8. Социальный проект предполагает своей целью решение социальной проблемы, создание нового практикозначимого интеллектуального продукта. Социальный проект улучшает действительность, жизнь общества, его отдельных групп, помогает людям, часто он рассчитан на волонтерское движение. Объектами социального проектирования могут стать социальные явления, социальные отношения, социальная среда. Социальные проекты могут быть историко-культурной направленности, социально значимыми для определенной территории, оздоровительными.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

После трудной и интересной процедуры проведения исследовательской работы очень важно грамотно и правильно, аргументированно и эффективно подготовиться к защите работы на конференции, днях науки, форуме, защите идей ... любом другом мероприятии, на котором школьники (конкурсанты, выступающие) представляют результаты своего научного творчества. К защите готовят доклад, тезисы к публикации, презентацию или стендовый доклад, раздаточный материал или памятки-рекомендации, видеосюжет (при необходимости). Чаще всего для зрительного сопровождения доклада, акцентирования внимания на определенных элементах выступления, детализации определенных структурных единиц используется презентация. Это, безусловно, универсальное средство для поддержки и усиления эффекта доклада. Но в отличие от учебных, рекламных, информационных и т.д. презентаций – презентация для защиты исследовательской работы или проекта обучающегося должна наиболее строго соблюдать требования к ней, т.к. имеет четкое целенаправленное назначение.
Приведем основные требования к презентации, используемой при защите работ.
1. Презентация исследования предназначена для официального представления результатов проделанной работы, направлена на демонстрацию культуры молодого ученого, поэтому должна быть выполнена в официальном стиле, на светлом фоне, лучше в готовом шаблоне, где разработчики уже продумали цветовую гамму, стили и размеры шрифтов. И хотя многие компьютерные дизайнеры утверждают, что законов и правил в этом виде дизайна нет, а есть советы, рекомендации, приемы – они действуют, и дают нужный результат.
2. Краткость, ясность, четкость, рациональное сочетание зрительных и текстовых материалов – вот главное свойство подобной презентации. Девиз: меньше текста – больше схем (графиков, диаграмм) и иллюстраций.
3. Наличие определенной структуры: титульный лист, план работы, цель и задачи, основные этапы работы, главные результаты, выводы (рекомендации).
4. Оптимальное количество слайдов для доклада на 10 минут:
13-15 слайдов.
5. Структура презентации:

  • 1-й слайд – титульный,
  • 2-й - план выполненной работы,
  • 3-й - цели и задачи исследования (в старших классах, возможно объект и предмет исследования),
  • 4-й – основные этапы работы,
  • 5-9-й - полученные результаты,
  • 10-11-й – выводы и рекомендации,
  • 12-й – список источников,
  • 13-й – практическое применение,
  • 14 или 15-й благодарность за внимание, информация для контактов и вопросов.

6. Слайды следует пронумеровать, что удобно для вопросов и создания акцентов.
7. Титульный слайд содержит информацию:

  •  Верхняя строка: название научного мероприятия, дата.
  •  Ниже, крупно ТЕМА исследовательской работы, проекта.
  •  Далее можно расположить небольшой тематический символ, картинку (некрупно) в центре или слева
  •  Затем: АВТОР Затем: образовательная организация Затем: Руководитель.

8. Пример слайда №2.
Работа написана по плану:

  •  Введение
  •  Название параграфа 1
  •  Название параграфа 2
  •  Название параграфа 3
  •  Заключение Список литературы

9. Следует помнить, что презентация – не главный элемент доклада, а лишь его дополнение, зрительное сопровождение, главное на защите работы – сама работа, ее автор, полученные результаты.
10. В презентации должны использоваться четкие стили шрифта, хорошего для зрения размера (№ 40-36 на заголовках, 24-28 на тексте). Помните, что черный и синий цвета воспринимаются лучше всего (на светлом фоне), красный цвет достаточно агрессивный, им выделяются те слова или предложения, на которых нужно заострить внимание. Хотя черный цвет считается неоптимистичным, читается в официальной презентации он четко и понятно.
11. Не следует повторять в презентации текст работы, тезисов или доклада, их слушатели и так услышат в выступлении. Презентация должна дополнить, аргументировать доклад зрительно, графически, схематично. Чаще используйте схемы SmartArt. Многие современные шаблоны, схемы, таблицы, диаграммы уже продуманы разработчиками, а так как они – специалисты в компьютерном дизайне, работа будет выглядеть лучше, нежели вы сами «будете изобретать велосипед».
12. Избегайте в презентации вычурных шрифтов и анимации, они не подходят для данного вида представления информации. При создании презентации нужно учитывать визуальные особенности восприятия информации с экрана и с расстояния: она должна быть четкой, интенсивной, не раздражающей. На слайде не должно быть более 7 значимых объектов, т.к. человек не в состоянии запомнить более семи образов в ограниченном пространстве сознательно.
13. Хорошим тоном считается, если каждый слайд будет иметь одинаковый для всей презентации фон, (возможно логотип, но самый простой, название работы в колонтитулах), одинаковый стиль заголовков и, уж, если все таки, применяется анимация или переход слайда, то ее один стиль.
14. Обратите внимание, что фон на вашем компьютере, и фоны на компьютерах в других компаниях, на другой технике могут сильно отличаться, поэтому лучше пользоваться светлым спокойным фоном (без бабочек, узоров, клеток и т.д.)
15. Если у вас есть возможность заменить текст – картинкой, таблицей, графиком, фотографией – замените. Если текст всё же нужен – структурируйте (отбейте) его маркером. Проверьте грамотно ли построены предложения, нет ли в них орфографических и грамматических ошибок. Сделайте текст максимально читаемым на строке. Мелких (менее 1/5 экрана) картинок не должно быть вообще.
16. При распределении времени доклада, нужно знать, что 1-2 минуты нужно отвести на введение, 6-7 на основную часть, 2 минуты на заключение. Две первые и две последние фразы запоминаются из выступления лучше всего (из законов кинематографии). Позаботьтесь о том, чтобы они как-то проявлялись на начальных и конечных слайдах. Лучше всего зрительно запоминаются образы, символы, картинки, расположенные в левом верхнем углу и правом нижнем. Проследите за этим на самых значимых слайдах.
17. Успех быстрее приходит к тому, кто идет к нему навстречу. Е. Мурдасов.
Готовясь к защите исследовательской работы, обеспечивая ей успех, помогите правильной презентацией показать наиболее значимые достижения вашей научной деятельности. Успехов Вам в научном творчестве и защите работ!

Требования к оформлению исследовательской работы

Перед началом работы над оформлением результатов исследования школьник должен определить структуру документа, количество глав, разделов и т.п., продумать распределение материала по этим структурным элементам, особо выделить материал приложений, составить примерное оглавление и список используемой литературы.
При оформлении рекомендуется придерживаться следующих правил:

1. Размер шрифта.
1.1.Пользоваться текстовым редактором Microsoft Word для набора текстов и редактором Microsoft Excel для составления электронных таблиц.
1.2.0сновной текст набирается шрифтом Times New Roman, Arial или им подобным; размер шрифта выбирается равным 12 (через 1.5 интервала) или 14 (через 1 интервал). При оформлении таблиц, схем, подписей к рисункам для лучшего восприятия размер шрифта может быть уменьшен на 2—4 пункта.
1.3.Математические формулы необходимо набирать тем же шрифтом, что и окружающий их текст с использованием «Редактора формул» (Microsoft Equation, или MathType).
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже них нужно оставить по свободной строке. Если уравнение не умещается в одной строке, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или знаков (+) и (-), (х), (:), или других математических знаков, которые повторяют вначале новой строки, при переносе знака умножения применяют знак (х)
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой и в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках.
Ссылки в тексте на порядковые номера формул даются в скобках.
Пример формулы:
A= d:c (1)
1.4. Для оформления заголовков можно использовать полужирные и/или курсивные шрифты, а также шрифты с подчеркиванием, размер которых может превышать размер ос-новного шрифта.
1.5.Если в тексте необходимо выделить отдельные слова или фразы, рекомендуется выделять их полужирным шрифтом и/или курсивом того же размера, что и окружающий текст. Не рекомендуется использовать шрифт с подчеркиванием.

1.6. Если работа имеет приложения (отрывки из важных документов, фотографии, интервью, большие таблицы, рисунки, копии архивных документов...), то оно размещается после списка литературы. Каждое приложение располагают в порядке ссылок на него. Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием наверху страницы в центре (или справа) слова «Приложение». Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита ИЛИ номерами арабскими цифрами, без знака №.
Если работа касается истории или краеведения, то приложения к работе необходимо аннотировать, как и подписи под фотографиями, схемами, картами, воспоминаниями, интервью, репродукциями, иллюстрациями и т. д. надо делать с учетом принятых в исторической науке правил описания всех типов источников (письменных, вещественных, изобразительных, устных и комплексных).

Например:
На снимке изображено духовенство Верхоленского собора Воскресения Господня. В центре сидит батюшка – отец Дмитрий Селезнев. Справа от него – матушка. В руке у неё ридикюль. В то время не каждый мог позволить себе столь дорогою вещь. Под ногами у них постелена домотканая дорожка. Снимок сделан на фоне бревенчатой стены дома.
На обратной стороне имеются росписи людей, изображенных на снимке, а также печать фотографа Степанова, в центре которой стоит дата изготовления снимка: 29 июня 1911 года.

2. Расположение текста на странице.
2.1.Поля документа рекомендуется выбирать следующими: левое 2,5см верхнее и нижнее - по 2 см, правое —1,5 см. Иногда применяют 3 и 1.5 ; 2 и 2см.
2.2.Основной текст следует набирать выровненным по ширине страницы (т.е. с ровным по левому и правому краю текстом), а не только по левому краю, как ошибочно делают некоторые, копируя материалы из Интернета, абзацный отступ обязателен и рекомендуется выбирать его равным 1,25 см.
2.3.Заголовки могут быть как прижатыми к левому краю, так и выровненными по центру страницы (что чаще употребляется).
2.4.Для основного текста рекомендуется выбирать полуторный или близкий к нему междустрочный интервал. Но в отдельных местах документа могут применяться междустрочные интервалы от одинарного до двойного.
2.5.При наборе текста могут использоваться переносы слов. Не рекомендуется использовать переносы в заголовках.
2.6. После заголовков точка не ставится. Новые главы, параграфы, пункты следует начинать с новой страницы, текст по объему отдельных параграфов не должен быть меньше половины страницы, в противном случае его нужно отредактировать и присоединить к другому параграфу.

3, Оформление рисунков и таблиц
3.1.Для наглядности в документ включаются различные схемы, диаграммы, чертежи, рисунки, таблицы и т.п., ссылки на которые обязательно должны быть сделаны непосредственно перед или сразу после их появления в тексте.
3.2.Все рисунки (а также диаграммы, схемы, чертежи) должны быть пронумерованы и иметь подрисуночные подписи, расположенные по центру под рисунком. После названия рисунка точка не ставится.

Пример: Рис.1 – Семья Архиповых (1934 г, из семейного архива)

Если во всем документе имеется всего один рисунок, его можно не нумеровать.
3.3.Все таблицы обязательно должны быть пронумерованы. Некоторые таблицы также могут быть озаглавлены. Единственная таблица в документе может не нумероваться. Названия таблиц и их номера пишутся в правом верхнем углу. После подписи таблицы точка не ставится.

Таблица 2. ВВП стран мира, 2017 г.
(по данным Гос. Фед. службы статистики)

3.4.Ширина таблицы не может превышать ширину полосы набора текста на странице. Если большая таблица не умещается на одну страницу, то она должна быть разбита на несколько таблиц, по одной на страницу. Первая таблица нумеруется, как указано в п. 3.3, в правом верхнем углу остальных пишется «продолжение таблицы 1».
3.5. Если в документ необходимо поместить широкую схему, рисунок, диаграмму и т.п., ее можно поместить на отдельную страницу, ориентированную альбомно.

4. Колонтитулы и нумерация страниц
4.1.Титульный лист документа считается его первой страницей и обычно не нумеруется.
4.2.Все страницы документа, считая отдельные листы с рисунками, приложения, оглавление, список литературы и т.п. должны быть пронумерованы.
4.3.Номер страницы может быть проставлен в верхней или нижней части листа по центру или в правом углу (что наиболее часто употребляется).
4.4.Верхний колонтитул (если он используется) помимо номера страницы может содержать данные об авторе - документа, его названии, номер и название главы (раздела). Но в работах школьников лучше колонтитулы не применять, чтобы не перегрузить этой информацией основной текст.
4.5.Нижний колонтитул (если он используется) может содержать только номер страницы.

5. Оформление списков и перечней
5.1. При нумерации разделов документа для школьников рекомендуется использовать арабские цифры (1,2,3...). Ну¬мерация может быть многоуровневой, например: 1.4.7 - означает 7-ой пункт (параграф) 4-го раздела 1-ой главы. Следует избегать чересчур громоздкой нумерации и ограничи¬ваться тремя уровнями. Для нумерации очень крупных разделов документа (частей, глав) могут (что не обязательно) быть использованы римские цифры.
5.2. Нумерованные списки (перечни) в тексте документа могут быть вложенными друг в друга. Максимальная глубина вложенности не должна превышать четырёх. Внешний список рекомендуется нумеровать арабскими цифрами, внутренние - либо арабскими цифрами, либо строчными буквами русского алфавита. Если список является одноуров¬невым, он может также нумероваться русскими буквами.
5.3. Маркированные списки также могут быть вложенными друг в друга, при этом могут использоваться различные маркеры.
5.4. Расстановка знаков препинания, а также использование прописных и строчных букв при организации нумерованных и маркированных списков определяется правилами русско-го языка и принятыми договорённостями (см. примеры ниже).
5.5. Список должен быть оформлен с соответствующими отступами и промежутками для удобства восприятия.

6. Титульный лист
Титульный лист должен содержать информацию об учреждении, в котором выполнена работа, (а если речь идет о конференции, то ее данные, направление, секция), название работы (вид) и тему, информацию об авторе и руководителе работы. В центральной части титульного листа может содержаться эмблема. В нижней части титульного листа ука-зывается город и год выполнения работы.
Шрифт надписей и их расположение должны определяться исходя их удобства воспри-ятия информации. Обычно это 14-16 пункт в подписях или даже №20 в теме работы.

7. Оглавление
Оглавление является частью документа и обычно помещается в начале документа (сразу после титульного листа) или в конце документа. На оформление оглавления распространяются те же правила, что и на оформление основного текста, включая нумерацию страниц.
В оглавление выносятся части, главы, разделы и подразделы (в виде пунктов или пара-графов) документа. Более мелкое деление документа на содержательные фрагменты в ог-лавлении не отражается.
Ниже приведены примеры различных вариантов оформления оглавления.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.... 3

1. Отечественные и зарубежные учёные о роли игры в жизни
человека ................................................................................4
2. Роль игры в детском возрасте.................................................7
3. ..........................................................................................9
Заключение .............................................................................15
Литература ...16
Приложения ..................................................................................17

Структура исследовательской работы

Примерная структура исследовательской работы, как правило, включает в себя следующие элементы: (объем 15-20стр.)

  • титульный лист; (1 стр.)
  • оглавление (содержание); (1 стр.)
  • введение; (1-2 стр.)
  • основная часть; (10-15стр.)
  • заключение; (1 стр.)
  • список использованной литературы; (1стр.)
  • приложения. (2-5стр.)

Содержание (оглавление) представляет собой последовательное наименование всех частей работы с указанием порядкового номера страницы, с которой начинается изложение каждой части.
Введение - ответственная часть научного исследования, в которой представлен его научный аппарат. Во введении обосновывается актуальность выбора темы исследования, определяется его проблематика, задается цель исследования, ставится ряд задач, обозначаются теоретические и методологические основы исследования, представляется совокупность методов, используемых для решения поставленных задач и определяющих логику исследования, обосновывается практическая значимость.
Основная часть должна строго соответствовать выбранной теме, а содержание глав - их названиям. Количество глав, параграфов строго не регламентировано, поскольку служит формальным показателем логической последовательности и взаимосвязанности излагаемого материала, однако не рекомендуется его чрезмерно мелкое дробление.
Первая глава, как правило, носит теоретический характер, и представляет собой развернутый обзор существующих мнений, взглядов, подходов к изучению представленного явления, отражает сложившиеся теоретические основы и тенденции его изучения. Первая глава включает анализ истории вопроса и его современного состояния, обзор литературы по исследуемой проблеме, представление различных точек зрения и обоснование позиций автора исследования, анализ и классификацию привлекаемого материала на базе избранной методики исследования. Здесь необходимо продемонстрировать не только знание литературы по исследуемым вопросам, но и умение (либо его отсутствие) систематизировать источники, критически их рассматривать, выделяя существенное, оценивать ранее сделанное, выделять главное в современном состоянии проблемы.
Вторая глава носит практический характер. В ней описывается ход выполнения исследования, последовательность выполнения практической части.
Структура работы может варьироваться в зависимости от направленности и характера ее содержания. При необходимости основная часть может не делиться на главы, но это не означает, что школьник не должен изучить теоретический аспект темы и провести опытно – экспериментальную работу. Вместе с тем не стоит забывать, что школьное исследование далеко не диссертация, и переносить диссертационные требования не только лишнее, но и опасное явление. Школьник не готов к работе на уровне диссертации, и, чтобы «дотянуться» относится к работе формально, широко используя возможности Интернета, не только для написания первой теоретической главы, но и для второй, раскрывающей его, якобы, эксперимент. Чтобы избежать этого, необходимо предоставить школьнику право выбора структуры работы, как мы уже отметили, в зависимости от направленности и характера содержания исследования и уровня научно – методологической подготовки школьника.
Наиболее распространенными являются ошибки, связанные с использованием источников, возникающие, как правило, в связи с неправильным пониманием (и как следствие - использованием) метода теоретического анализа. Простое перечисление источников мало информативно. Целесообразно проанализировать несколько наиболее распространенных теоретических подходов к тому или иному явлению, сопоставить их, а более подробно остановиться на том, который представляется наиболее авторитетным. Для подтверждения собственных выводов обязательно следует приводить высказывания ученых-предшественников. В то же время нет необходимости перегружать текст исследования длинными цитатами. Вполне достаточно пересказать своими словами суть того или иного подхода и обосновать (с точки зрения поставленной цели и решаемых задач) свой выбор. Если требуется точное воспроизведение текста цитируемого автора, следует помнить основные правила цитирования. Не рекомендуется в качестве источника использовать учебник (научное исследование предполагает более глубокое погружение в исследуемую проблему).
Заключение — последовательное, логически стройное изложение итогов исследования (результатов, выводов) и их соотношения с целью и поставленными задачами, сформулированными во введении.
Приложение - это необходимая часть работы, которая, как правило, носит вспомогательный, справочный характер. В приложениях могут быть представлены краткие описания используемых методик, образцы документации, различного рода таблицы и графические материалы.

 

Яндекс.Метрика    ЦОиНК