13 - 12 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Пащенко Ирина Владимировна, заместитель директора по теоретическому обучению, 

ГБОУ СПО(ССУЗ) «Миасский строительный техникум», г. Миасс

Профессия моя - в тебе, мое призвание, в любви большой бессмертной, бескорыстной.

И хоть трудна дорога воспитания, но это путь прямой, святой и чистый.

В «Толковом словаре» В. Даль определяет учителя как наставника, преподавателя, т.е. подчеркивает две его основные функции - передачу накопленных человечеством знаний и руководство приобретением и реализацией социального опыта учеником. Эти две функции учителя были основными на всем протяжении человеческой истории. Содержание наставнических и преподавательских функций изменялось со временем в связи с развитием общества и с теми конкретными целями и задачами, которые оно ставило в сфере воспитания подрастающих поколений.
Классный руководитель в современном учреждении выполняет ряд функций. Он - организатор учебного процесса. Он - источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций (как учитель), так и вне рамок техникума. Классный руководитель является организатором воспитательного процесса. Современный классный руководитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, использовать социально-психологические механизмы коллектива.
В процессе педагогической деятельности классный руководитель имеет дело с нестандартными ситуациями, каждая из которых требует от него специфического подхода и решения.
Задача педагога в условиях изменяющихся педагогических ситуаций - уметь быстро ориентироваться, правильно оценить сложившуюся обстановку и принимать решение, имеющее необходимое воспитательное значение. Это становится возможным, если классный руководитель не только умеет правильно воспринимать и оценивать поступки детей, глубоко видеть породившие их причины, но и развивает в себе такие черты характера, как выдержка, самообладание, терпимость, чуткость.
А. С. Макаренко говорил: «...Нужно уметь сказать так, чтобы ученики в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». И закончил ключевой ко всей проблеме классного руководителя фразой: «Этому нужно учиться».
Педагогические способности - это не только условие эффективной педагогической деятельности, но и во многом результат успешной работы учителя.
Каждому классному руководителю свойствен определенный стиль руководства коллективом обучающихся. На основании имеющихся исследований можно охарактеризовать пять наиболее часто встречающихся учителей стилей руководством учащимися.
При самовластном (автократическом) стиле руководство учитель осуществляет единоличное управление коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяется высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов.
Властному (авторитарному) стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но при этом учащимся позволяется участвовать в обсуждении проблем коллективной жизни, вопросов, их затрагивающих. Однако решение в конечном счете всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.
При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. Ученики участвуют в обсуждении проблем коллективной жизни и в результате делают определенный выбор. Но окончательное решение формулируется учителем или должно быть им одобрено. Преподаватель проявляет определенную терпимость к критическим замечанием учащихся, стремится понять их, вникнуть в их личные дела и проблемы, в организации деятельности среди коллектива старается занять позицию «первого равных».
При игнорирующем стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизни деятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением своих обязанностей и указаний администраций.
Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства, что ведет к дезорганизации и к ситуативности всей системы взаимоотношений учителя с учениками.
Лично я использую демократический стиль руководства.
Ранняя юность - возраст проблем и колебаний. Поэтому юношам и девушкам столь важны совет, доброе слово старших. Педагогическое воздействие классного руководителя должно приближаться по форме к типу консультантства. К сожалению, на практике не всегда получается так, как хотелось бы.
Можно условно выделить четыре группы классных руководителей с точки зрения интенсивности их общения с учащимися:
Первая группа - это те учителя, которые постоянно общаются со старшеклассниками, причем общение выходит за рамки повседневных наставнических обязанностей учителей, и отличаются большой степенью доверительности и интенсивности (для этих учителей характерен демократический стиль руководства).
Вторую группу составляют педагоги, которые с уважением относятся к обучающимся, пользуются их доверием и симпатиями, но по разным причинам их общение не имеет регулярного характера. Однако в тех случаях, когда у уч-ся возникают затруднения, он идет к этим педагогам, и общение протекает на самом откровенном и доверительном уровне (в этой группе преобладают учителя с демократическим стилем руководства, но есть небольшое число и с авторитарным стилем).
В третью группу можно включить классных руководителей, которые явно стремятся к близкому общению со студентами, но такого не имеют. Это происходит по разным причинам: у одних - из-за недостатка времени, у других - из-за не расположенности учеников к доверительному общению, т.к. эти учителя либо становятся в позу ментора, либо не умеют хранить доверенной им тайны, либо не вызывают симпатии учеников (среди этих учителей преобладают учителя с авторитарным стилем руководства, хотя встречаются и с непоследовательным и демократическим).
К четвертой группе можно отнести тех педагогов, которые общение с учениками ограничивают узкими рамками деловых вопросов (об учебе, о дисциплине) и не стремятся к более близкому общению с питомцами (разговоры о жизни, о счастье, о труде и т.д.); это преимущественно учителя с автократическим и игнорирующим стилями руководства.
Позиция классного руководителя существенно меняется по сравнению с первым годом обучения в техникуме. Оптимальный ее вариант - «всегда рядом и чуть впереди». Это значит, что классный руководитель выступает как член коллектива, разделяющий все успехи и неудачи, принимающий участие в жизни коллектива как активная творческая личность. Старшеклассники очень чутко реагируют на то, в какой мере классный руководитель ощущает свою причастность к коллективу, насколько он уважает в каждом своем ученике личность.
Чтобы общение классного руководителя с уч-ся было доверительным и интенсивным, надо стараться, конечно, знать о своих питомцах многое, но при этом в соответствующий момент уметь не расслышать того, что не предназначалось для твоих ушей, либо потому, что расслышать было бы неэтично, либо потому, что расслышать - значило бы немедленно реагировать, а как - пока не ясно.
Чувство меры и такта - эти ценнейшие качества педагога вообще - становятся очень необходимыми в общении со старшеклассниками, и, чтобы быть хорошим классным руководителем, нужно воспитывать в себе эти качества.
Общаясь с уч-ся, полезно представить себе, как бы ты сам воспринял то, или другое обращение. Тогда станет ясно, что не надо злоупотреблять правом приказывать: просьбу всегда легче и приятней выполнять любому человеку, тем более обостренно беспокоящемуся о своей самостоятельности и независимости старшекласснику. В разговоре с ребятами чаще употреблять слова «пожалуйста», «спасибо», «будьте добры», чаще императивные наклонения в наших общениях к юношам и девушкам заменят сослагательным: «Не мог бы ты...», « Как ты думаешь, не лучше ли...» и пр.
Общение классного руководителя имеет различные формы, и с группой в целом, и с группами студентов, и, наконец, индивидуально с кем-либо из учеников. И плохо, когда какой-либо из этих элементов не действует, ибо каждая из этих форм предполагает определенную специфику общения, его стиля. Так, общаясь с группой в целом, педагогу важно увлечь всех в эмоциональном плане. К сожалению, порой бывает, что вместо этого некоторые учителя увлекают сами себя, да иногда до такой степени, что на долю ребят почти ничего не остается.
Индивидуальные разговоры с глазу на глаз предполагают не только знание педагогом предмета разговора и особенное настроение, устанавливать тот доверительный контакт, без которого любой разговор бессмыслен. Всему этому надо и можно учить себя, тренировать себя постоянно и упорно - тогда классное руководство не будет обязанностью.
Классный руководитель - лоцман, от знания которого всех трудностей фарватера юношеской жизни, его стремлении, мелей и рифов во многом зависит то, насколько успешно минуют юноши и девушки полосу прибоя, насколько уверенно выйдут в дальнейшее плаванье по океанской акватории жизни.
Жизнь уч-ся и воспитание их - драма (в литературоведческом смысле этого термина, подразумевающего серьезность конфликтов и глубину переживаний героев). Иногда, к сожалению, то или иное становится трагедией (когда юношеские проблемы превращаются в неразрешимые для самого уч-ся или когда педагог грубо ломает какие-то отношения или личностные свойства воспитанника).
В.А. Сухомлинский посвятил слову для обучающихся почти поэтические строки: «Слово - тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи. Словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность - и одухотворить, рассеять сомнения - и повергнуть в уныние, сотворить улыбку - и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить неверие, вдохновить на труд - и привести в оцепенение силы души».
Как классный руководитель, я занимаюсь и педагогическим просвещением родителей. Для этого провожу беседы по различным вопросам воспитания. Интересными были проведены собрания в форме «круглого стола»: «О родительском авторитете», «А я воспитываю так».
Важнейшая задача педагога - формировать у родителей определенные установки в сфере отношений с обучающимся.
Сегодня нельзя все решать за детей. Но дети не могут все сами решать за себя. Одна из премудростей воспитания и состоит в том, что надо решать судьбу детей вместе с детьми.
Учить и воспитывать - это как молния на куртке: обе стороны застегиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка.
Одной из форм индивидуальной работы стало ведение «Дневника классного руководителя». Дневниковые записи были посвящены каждому ученику. Вот примеры дневниковых записей:
Егор М.:
1) Груб с учителями (побеседовать об этом)
2) Пропускает уроки без причины.
3) Замечательно проявил себя во время похода, (нужно объявить благодарность).
Гена Л.:
1) Пропускает уроки.
2) Дома совершенно не готовится.
3) Отремонтировал все парты и стулья.( это хорошо, нужно сказать родителям)
Потом все это складываю в портфолио.
Опыт показывает, что в руках классного руководителя все нити управления жизнью класса: он может оказать серьезное влияние на то, какая у класса сложится жизнь, каковы будут его отношения с другими.
Классный руководитель, ясно представляющий модель личности, которую он призван сформировать, может оказать существенное влияние на формирование жизненной позиции каждого своего воспитанника, на систему его общественно ценного поведения.
Каждая новая группа - новое открытие. Необходимо «изучать» каждого ученика, тогда можно найти пути его воспитания, потому что к юности нет утвержденного маршрута и никому не дано право развешивать указующие стрелки и знаки, воспрещающие проход.

И вот какую оду посвятили мне мои «солнечные лучики»:
Ода в честь самой классной Классной.
Техникум — второй наш, по счету, дом,
Где есть, как положено, Мама.
Мы к ней за советом идем,
Когда в нашей жизни случается драма...
Считаем, что с Вами нам так повезло:
Вы – классная Классная наша,
Творите добро и не помните зло –
Бездонна терпенья учителя чаша!
Помниться будет, конечно, всегда
Классных часов наших жаркие споры,
Разных походов, экскурсий чреда
И по душам, обо всем разговоры.
Вы с нами дорогою главной прошли,
Мы повзрослели, а Вы - помудрели.
Не знаем, что ждет нас во взрослой дали –
Удач вечный май иль препоны - метели?!.
Но точно известно и ясно давно:
Искренность Ваша, тепло и участье.
Да, Вам от природы присуще, дано
Дарить детям сердце и верить, что счастье
Не в сытной еде, не в большом кошельке,
Не в дачах, домах и машине,
А в дружеской помощи, верной руке,
В горении вечном, а не в рутине.
Вы самая классная Классная, уверены все,
Учитель от Бога и Педагог по судьбе!

Список литературы:

1. Абакумова Л.В. С верою в ученика, с верою в учителя. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/profession/2718.html

2. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева. -- Дубна: «Феникс», 2005. - 512 с.

3. Гоноболин Ф.Н..Книга об учителе.- М.: Просвещение.1965.

4. Демакова И.Д. С верою в ученика. М.: Просвещение.1989.

5. Сластенин В.А., Исаев И., Шиянов Е. Педагогика.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Яндекс.Метрика    ЦОиНК