19 - 11 - 2018
Информация
Разделы
Самые популярные

Сикачева Алла Ивановна, учитель истории
МБОУ гимназии №7 г.о Чехов Московской области

Учебное проектирование – современный и эффективный метод развития познавательной активности школьников в период изучения истории в 5-6-м классах.
Учебный проект – это то, что решает какую-то проблему, например, отсутствие знаний в определенной области, разными способами, и потом успешно используется в учебной деятельности.
Таким инструментом, отвечающим требованиям ФГОС об основах проектной культуры школьников и исследовательских компетенциях, стал учебный проект «Культура Древнего Шумера» по истории в 5-м классе.
Гимназия занимается по УМК «Сферы», учебнику В.И. Уколовой в 5-м классе, в котором имеется много заданий в цикле «Мои исторические исследования».
Все пятиклассники заранее были предупреждены, что по теме «Древний Шумер», п.9-10, после ее изучения, они будут должны найти интересную информацию по энциклопедиям, историческим книгам, научно-популярным журналам, интернет-порталам на образовательных интернет ресурсах, оформить учебный проект и представить его слушателям, своим одноклассникам и гостям.
Ребята получили задание и алгоритм его решения, но тему они могли сформулировать сами «Одежда шумеров», «Изобретения шумеров», «Пиктография», «Астрономические знания шумеров», «Фармацевтика шумеров» и т.д., сами подойти к творческому решению представления информации, совместно с учителем сформулировать цель и задачи проекта, оговорить форму представления результатов – проектный продукт. Большинство учащихся готовило иллюстрированный доклад.
Специальный урок был отведен обучению ребят оформлению проектного продукта и защите проекта (выступлению). К домашнему заданию в электронном журнале была прикреплена инструкция по выполнению проекта.

ИНСТРУКЦИЯ

Подойти к проекту нужно творчески, но по определенному алгоритму.
1. Придумать название, связанное с Шумером (например, «Одежда в Древнем Шумере», «Как шумеры считали», «Что такое пиктография», «Шумерские школы»).
2. Поставить цель:
подобрать и систематизировать материал, интересно его представить по теме .....
Затем, задачи: найти материал о........., сделать краткие тезисы, создать проектный продукт (доклад, газету, статью, рисунок, сообщение, рекламный буклет...)
3. Лучше в первый раз сделать иллюстрированный доклад объемом в 1 альбомный лист (можно с двух сторон), диссертаций не писать!
4. Почитать учебник п.9,10, литературу в библиотеке, очень аккуратно (если родители разрешат, вместе с ними, интернет небезопасен) в интернете. Осмыслить информацию.
5. Взять альбомный лист, подписать ФИО автора, класс, название, цель, задачи, далее нарисовать рисунок, подходящий к вашей теме и обязательно к Шумеру. Затем вручную записать тезисы (краткие главные выводы по теме). Очень немного. Привести интересный факт (пример по Египту – все, мужчины и женщины очень сильно красили глаза, потому что считали, что так отпугнут злых духов и покажут свой уровень богатства).
6. Обязательно указать источник информации: книгу, сайт, музей...
7. Быть готовым представить свой проект на 3-4 минуты (не более) на уроке своим одноклассникам: озвучить тему, рассказать факты, показать доклад, рисунок.
8. ВОТ И ВСЕ! Нечего бояться. МЫ БУДЕМ РАЗВИВАТЬСЯ!
Для того чтобы работа получилась более творческой, ребята не ограничивались в использовании рисунков, карт, сведений. Но вот время вступления – ограничивалось 3 минутами, иначе за урок защиты можно было бы прослушать мало детей, а сделать проект должен был каждый. Время подготовки 2 недели, одна из которых каникулярная.


ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТА.

Учебный проект по истории Древнего мира. 5д класс.

Серия «Культура Шумера»
Тема «Одежда шумеров»
Автор: Иванова Екатерина
Цель: подобрать, проанализировать материал об одежде древних шумеров, интересно представить его слушателям.
Задачи:

  • изучить литературу о культуре древних шумеров;
  • выделить особенности одежды древних шумеров;
  • сделать иллюстрированный доклад с рисунками одежды древних шумеров разных слоев общества.

Тип проекта: индивидуальный, информационный.
Проектный продукт: иллюстрированный доклад в коллективную папку докладов.
ТЕКСТ. Источник: сайт МИР КОСТЮМА:
ссылка http://mir-kostuma.com/mesopotamia/item/15-mesopotamia
Далее рисунки. Выполнялись вручную.


Рис. 1 Типичная одежда шумеров, рубаха – канди.

 

Рис. 2 Одежда богатых и бедных шумеров

 

Рис. 3 Одежда царей

Вывод: одежда древних шумеров соответствовала природно-климатическим условиям (жаркому пустынному климату) и уровню развития народов в тот исторический период, она различалась для бедных и богатых слоев общества, отличалась изяществом и богатством по сравнению с другими народами.
Источники:

  • Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс. – М.: Просвещение, 2015. – 159с.
  • Крамер Самюэль. Шумеры. Первая цивилизация на Земле. – М.: Центрполиграф, 2010. – 383с.
  • Мир костюма. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mir-kostuma.com/mesopotamia/item/15-mesopotamia

Работа над проектом очень заинтересовала учащихся, классы соревновались между собой, долго пересматривали папку проектных продуктов, очень хорошо усвоили тему и приобрели самостоятельно неоценимые знания. Педагоги нескольких классов работали в тесном сотрудничестве, что помогало взаимопониманию и достижению целей.
Данный метод и данный учебный проект можно смело рекомендовать другим педагогам, молодым специалистам и руководителям проектной деятельности.

Яндекс.Метрика    ЦОиНК