23 - 09 - 2018
Информация
Разделы
Самые популярные
Методы и формы контроля знаний учащихся
Лебедева Анна Николаевна, учитель химии.
МБОУ Любучанская СОШ, Чеховский городской округ
Одной из главных задач составных частей процесса обучения является контроль знаний, умений и навыков учащихся.  От усвоения учащимися программного материала, диагностирования и корректирования знаний и умений зависит качество знаний. В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная. Чаще всего в школе используются контрольные и самостоятельные работы, тесты в форме ЕГЭ. Для усвоения нового материала предлагаю использовать игровые методы, которые усиливают познавательный интерес и дают возможность работать как в группе, так и индивидуально. 
Начать урок нужно с улыбки. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь соседу по парте, по ряду. Ну, а теперь можно приступать к изучению нового материала и его дальнейшему закреплению. Я предлагаю вам несколько форм обучения. Вы можете использовать на уроке наиболее поправившийся.  
Форма  «Крестики-нолики»  можно использовать для организации учебной деятельности развития критического и криативного мышления у учащихся, так как требует обработки информации и нахождения связей. Удобно использовать как при изучении нового материала, так и на этапе повторения и закрепления. Для экономии учебного времени можно использовать готовые карточки.
  • Имеющие карточки необходимо перемешать и разложить в формате 3*3
  • Пронумеровать карточки от 1 до 9
  • Составить определенный класс неорганических или органических соединений, простые или сложные вещества, агрегатное состояние вещества.
Предлагаю вашему вниманию один из вариантов на определение веществ по агрегатному состоянию:
Таблица № 1 Задание № 1 «Агрегатное состояние веществ»

хлор

гидроксид натрия

бром

железо

ртуть

алмаз

аммиак

кислород

вода

 
Таблица № 2  Ответ № 1 «Агрегатное состояние веществ»

хлор

кислород

аммиак

вода

ртуть

бром

гидроксид натрия

алмаз

железо

 
Таблица № 3 Задание № 2 «Основные классы неорганических соединений»
 

Na2SO4

Li2O

Mg(OH)2

FeO

Al(OH)3

KCl

Cu(OH)2

KNO3

CaO

 
Таблица № 4 Ответы № 2 «Основные классы неорганических соединений»

Na2SO4

KNO3

KCl

FeO

Li2O

CaO

Cu(OH)2

Al(OH)3

Mg(OH)2

Форма «Правда – ложь» способствует развитию взаимодействия и взаимоотношения в команде, является отличным заданием генеративного плана для привлечения внимания учеников к теме.
Ученики пишут три предложения по теме: два невероятных факта и одну правильную выдумку.
  • Первый ученик зачитывает свои три предложения группе.
  • Группа обсуждает предложения и приходит к консенсусу.
  • Группа оглашает догадку. Если группа, верно, определила выдумку, выдумщик встает и аплодирует команде. Если группа, неверно, определила выдумку, то она встает и аплодирует выдумщику.
  • Остальные группы зачитывают предложения по кругу.
 
Таблица № 5 Задание «Коррозия металла»
 

1. Изменение агрегатного состояния

2. Изменение цвета

3. Образование ржавчины

 
Ответ на задание «Коррозия металла» ученик должен дать аргументированный, приводя примеры. Это позволит учителю оценить ответ и понять, насколько усвоен изучаемый материал. При форме «Правда – ложь» можно использовать ИКТ, что сэкономит учебное время и добавит наглядности. Можно продемонстрировать минутный фильм по соответствующей теме.
Для рефлексии и подведения итогов урока можно использовать форму «До и после». 
 
Форма «До и после» активизирует мышление и систематизирует полученные знания. Для этого учитель должен подготовить раздаточный материал. Раздать его в начале урока. После того, как будут поставлены задача и тема урока, учащиеся приступают к заполнению таблицы. На листке напечатана таблица из трех граф. Первая графа – «ДО», вторая графа – Название темы, расшифровка темы новыми терминами и определениями, третья графа – «ПОСЛЕ». Учащиеся читают вторую графу и  в столбике «До» поставьте «+», если согласны с утверждением, или «-», если не согласны с утверждением. В конце урока учащимся предлагается заполнить третью графу. Это, позволит, узнать какими знаниями обладали ученики до изучения темы и что узнали нового, совпало ли их мнение с полученными знаниями.
 
Таблица № 5 «До и после»

ДО

Химическая реакция

ПОСЛЕ

   + / -

Происходят непрерывно внутри организма

   + / -

   + / -

Реакции обратимые и необратимые

   + / -

   + / -

Эндотермические и экзотермические

   + / -

   + / -

Некаталитические и каталитические

   + / -

   + / -

Изменение степеней окисления

   + / -

   + / -

Классификация химических реакций

   + / -

 
Форма «Углубитесь»  развивает навыки критического мышления, развивает навыки детального наблюдения, обучение происходит с акцентом на приведенные доказательства.  
Сущность формы:
1. Сформулировать утверждение по теме
2. Предоставить аргументы в поддержку утверждения
3. Задать вопрос для дальнейшего изучения данной темы.
Предлагаю эту форму использовать при изучении тем «Химия и жизнь».
Таблица № 6 «Углубись»

Развитие химии и высокомолекулярных соединений

принесло больше пользы, чем вреда

аргумент в поддержку утверждения

вопрос для дальнейшего изучения данной темы

«Высокомолекулярные соединения, используемые в химической промышленности, помогают ускорить процесс полимеризации и к созданию научно
обоснованных способов переработки полимеров в изделия »

«Не ухудшит ли применение высокомолекулярных соединений экологию и здоровье людей?»

 
Форма «3 – 2 – 1» развивает критическое мышления, используется для рефлексии. 
3 – самых важных, интересных момента, которые вы сегодня услышали.
2 – элемента, которые вы планируете использовать на уроках
1 – комментарий или вопрос, возникший сегодня.
Все предложения можно записать в рабочих тетрадях, а на полях нарисовать смайлик, который будет отражать отношение ученика к уроку. Такая форма важна учителю для самоанализа и анализа урока. Поможет увидеть сильные стороны урока и недостатки, если они были.
Вот и подошел к концу наш урок. Помните, Вы воспитываете думающего ученика, стимулируйте его познавательную деятельность, развивайте креативное мышление. Сохраняйте на уроке атмосферу радости и увлеченности. 
 
Список литературы:
1. Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http://naukovedenie.ru/
2. Мокрополова И. Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения школьников [Текст] / И. Ю. Мокрополова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.).  — Казань: Бук, 2014. — С. 186-188.
3. Чумакова М.И. Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.-сост. М.И. Чумакова, З.В. Смирнова. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2014. – 135 с.
 
Яндекс.Метрика    ЦОиНК