15 - 08 - 2018
Информация
Разделы
Самые популярные

Беляева Ольга Николаевна, зам. директора по УВР;

Черных Инна Александровна, учитель русского языка и литературы,

руководитель школьного музея;

Горбунова Татьяна Валерьевна, учитель изобразительного искусства,

ФКОУ СОШ г.Чехов-2, Московская область

Воспитательный процесс – это ядро педагогической деятельности. Это целостная динамическая система, целью которой является развитие личности учащегося, реализуемая посредством взаимодействия всех участников образовательного процесса.
В нашей школе сложился профессионально-компетентный, творческий и работоспособный коллектив, кадровый состав которого остаётся неизменным на протяжении длительного времени.
Миссию школы мы видим в создании такого пространства, которое позволит обеспечить благоприятные условия для развития социального интеллекта каждого ребёнка, что в конечном итоге обеспечит его личностный рост в профессиональной деятельности и активное участие в общественной жизни.
Воспитательная работа в школе была и остаётся одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. Важнейшие задачи воспитания, которые мы стремимся реализовать, заключаются в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Мы хотели бы воспитать поколение людей, способных стать достойными гражданами России, любящих свою семью, свой дом, свое дело, свое Отечество, обладающих нормами нравственного поведения и готовых к выполнению гражданских обязанностей. Поэтому воспитательная работа организуется нами в двух аспектах:

  • во-первых, это целенаправленная, взаимосвязанная совокупность общешкольных дел, организующих досуг школьников. Структурными основаниями этой совокупности являются разнообразные формы работы (творческие мероприятия, школьные традиции, общешкольные праздники, деятельность детской организации «Единство»), воспитательная работа, в классах и активная деятельность школьного музея «Радуга».
  • во-вторых, это воспитательный потенциал основных и дополнительных образовательных программ, разнообразная деятельность и общение детей за пределами школы, влияние социальной, природной, предметной среды, семьи ребенка, постоянно расширяющееся воспитательное пространство социума.

Воспитательная работа ФКОУ СОШ г. Чехова-2 неразрывно связана с учебным процессом, организацией дополнительного образования и представляет собой единое воспитательное пространство, являющее собой детско-взрослую общность. Поэтому воспитательная система, выстроенная в нашем учреждении, позволяет грамотно решать задачи, стоящие перед школой.
В январе 2013 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин обратился к россиянам с посланием, где есть фраза, в которой достойно внимания каждое слово: «Система образования должна строиться вокруг сильного, одарённого учителя. Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать. Школа не просто передаёт набор знаний. Думаю, вы со мной согласитесь: качественное обучение без воспитания невозможно».
Мы, педагоги, формируем, прежде всего, образ современного учащегося. Велика сила воздействия учителя на мировоззрение ребенка, на образ его мыслей, на понимание себя, созданного по образу и подобию Божиему, и осознание своего места в мире. И мы несем ответственность за то, какие личности мы формируем, потому что от этого зависит будущее России.
Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания молодежи ныне, как никогда, чрезвычайно важна. Ведь утрата духовно-нравственных ценностей уже привела к небывалому росту табакокурения, пьянству и алкоголизму, сексуальной распущенности, коррозии семейных ценностей и массовой детской беспризорности. Вот почему на сегодняшний день духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Актуальность темы

Приоритетной задачей Российской Федерации является формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей.
26 января 2017 года в Государственной Думе под эгидой Комитета Государственной Думы по образованию и науке совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви состоялось заседание «круглого стола» по теме «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы» в рамках V Рождественских Парламентских встреч XXV Международных Рождественских образовательных чтений.
В работе «круглого стола» приняли участие депутаты Государственной Думы и Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представители Русской Православной Церкви, представители Министерства образования и науки Российской Федерации и других федеральных министерств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научно-педагогической и родительской общественности, средств массовой информации. Участники данного заседания отметили, что будущее России, как суверенного центра силы современного мира, связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но и с воспитанием Человека в человеке, формированием духовности, нравственности на основе исторически сложившейся российской ментальности, традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей. Было принято решение одобрить рекомендации участников заседания «круглого стола» и направить данные рекомендации для учета в работе.
Данное мероприятие еще раз заострило внимание на том, что в настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.
Это же подчеркивается и Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в которой Президентом Российской Федерации В. В. Путиным сформулированы стратегические ориентиры воспитания: «...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Стратегия опирается на Конституцию Российской Федерации, которая провозглашает права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, уважения к памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость новым поколениям, учитывает нормы Конвенции ООН о правах ребенка, международно-правовые нормы об основополагающих правах родителей.
Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет сложившееся в последние годы представление о школе как об учреждении, в котором только получают образовательные услуги и аттестат об образовании. По мнению участников заседания «круглого стола», школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного развития и воспитания детей. Обучение – только один из компонентов личностного развития. Российская школа должна стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства и духовно-нравственного развития и воспитания детей в России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

К.Д. Ушинский сказал: «Задача воспитания - пробудить внимание к духовной жизни... Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и духовному - вы не достигли цели воспитания». Надо всегда помнить, что духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве, и при их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Вот почему мы считаем, что одной из важных педагогических задач воспитательного процесса в школе является формирование у обучающегося знания, понимания и уважительного отношения к национальным духовным традициям, лежащим в основе исторической и современной культуры нашей страны.
В стремлении создать систему духовно-нравственного воспитания в школе необходимо, прежде всего, обратить свой взор к нормативно-правовой и документальной базе по организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
В Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2007, 2008 и 2009 годов глубоко и последовательно проведена мысль об исключительной важности нравственной, духовной консолидации общества, о национальных духовных традициях как ключевом факторе модернизации страны, необходимости морального оздоровления общества.
В новой редакции Закона «Об образовании», также говорится, что деятельность общеобразовательных школ должна быть направлена в первую очередь на духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Воспитание всегда должно быть содержательно, оно должно быть наполнено ценностями, идеалами, нравственными примерами. Ведь где нет ценностей, нравственных приоритетов, передаваемых от старших к младшим, там нет и воспитания! А разовыми мероприятиями, даже очень хорошего качества, трудно добиться желаемого результата. И только систематическая, продуманная работа и коллектив педагогов-единомышленников – вот залог успеха в непростом деле воспитания детей в духе высокой нравственности на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России.
В нашей школе уделяется огромное внимание воспитанию нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, так как именно в школьном возрасте закладываются основы духовной личности.
«...Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности.» [1]
Вот почему, именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. А отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, должно являться индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
На сегодняшний день духовно – нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе, т.к. решение проблемы духовно- нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание творить добро, о чем поется в песне «Твори добро»:
Руки твои сильные –
Ты защити слабого.
Мысли твои верные -
Ты научи глупого.
Глаза твои, твоя душа
Добрая и чистая.
Дари её тому,
Кому больно одному.
Твори добро на всей Земле,
Твори добро другим во благо,
Не за красивое "спасибо"
Услышавшего тебя рядом.
Сегодня школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной традиции. Ведь духовно-нравственное воспитание это комплексная проблема, которую решать нужно постепенно, сообща, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей. И современный учебный процесс, направленный на духовно-нравственное развитие личности, должен быть нацелен на творческие, ролевые, исследовательские виды деятельности.
Сегодня перед нашим педагогическим коллективом четко стоит задача формирования высоко духовной гражданской позиции учеников, развития их творческих способностей, содействия их самоопределения.
Работа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся проводится через учебную деятельность, внеурочную деятельность, внешкольную деятельность и семейное воспитание. Она осуществляется по следующим направлениям:

1. Через школьные уроки:

  • Уроки истории – идет воспитание гражданина, знающего свои корни, любящего свою Родину и свой народ;
  • Уроки Искусства (музыка, МХК, ИЗО) – воспитание чувства прекрасного, погружение в мир культуры, познание красоты;
  • Уроки словесности – формирование ученика как субъекта возрождения духовной культуры;
  • Уроки естественно-научного цикла – познание мира и своего места в этом мире;
  • Уроки технологии – воспитание хозяйки домашнего очага и хозяина дома;
  • Уроки физической культуры – формирование здорового образа жизни.

2. Духовно-нравственное образование ведется через реализацию дополнительных образовательных программ:

  • в 1–4 классах – дополнительная образовательная программа «Духовно-нравственная культура. Православная культура» (модуль «Основы православной культуры»);
  • в 5–6 классах – дополнительная образовательная программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
  • в 7в классе ведется курс «Духовное Подмосковье».

3. В нашей школе огромную роль в системе духовно-нравственного воспитания обучающихся играет школьный музей «Радуга».
Когда мы работали над созданием данной системы, то мы пришли к выводу, что нам необходимо создать такой музей, который будет являться многофункциональной моделью духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся и являться важной частью всего учебно-воспитательного процесса в школе.
В этих целях в 2003г решением педагогического совета был создан музей народного быта и творчества «Радуга».

4. Кружки в системе дополнительного образования – ещё один важный элемент в системе воспитательного процесса в школе как дополнительное средство нравственного развития ребенка.
Мы не забываем, что никакой учебный предмет или кружок сам по себе не воспитает ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. И всячески поддерживаем это в ребенке.

5. Одним из направлений работы школы, позволяющим также решать задачи по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, является организация исследовательской работы. В течение последних нескольких лет прослеживается повышение интереса обучающихся школы к научно- исследовательской деятельности.
Учащиеся нашей школы занимаются внеурочной деятельностью по следующим направлениям:

  • духовно-нравственное;
  • гражданско-патриотическое;
  • научно-познавательное;
  • художественно-эстетическое;
  • общественно-полезная деятельность;
  • проектно-исследовательская деятельность.

В работе используются и различные формы внеурочной деятельности:

  • праздники, фестивали, конкурсы;
  • тематические классные часы, лекции, беседы;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • творческие мастерские,
  • викторины;
  •  устные журналы;
  •  конференции;
  • слайд-презентации и другие формы.

Как уже сказано выше школьный музей «Радуга» играет большую роль в воспитательной работе школы. Руководителем музея является учитель русского языка и литературы, МХК, педагог дополнительного образования – Черных Инна Александровна.
В сборнике материалов «Дорогой памяти», отражающем деятельность музеев образовательных учреждений Московской области, подготовленном Правительством Московской области и Министерством образования Московской области, есть запись о нашем музее (стр.263). Наш музей входит в перечень музеев образовательных учреждений Московской области и имеет Свидетельство № 11072 от 28.06.2006г. о присвоении звания «Школьный музей». Школьный музей развивает свою деятельность как многофункциональную модель культурологического, духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования и воспитания учащихся по программе «Наше культурное наследие».

Школа – дети - родители

План воспитательной работы предусматривает такие направления, как:

  • Правовое,
  • Экологическое,
  • Эстетическое.

Но самыми приоритетными направлениями в работе музея считаем духовно-нравственное и гражданско-патриотическое.

Схема взаимодействия школы:

а) с культурно-просветительными организациями города
ШКОЛА
- ВПК ИР «Цитадель» - Центр детского творчества
- Творческие коллективы «Задоринка», «Карамель»
- Школа искусств - Городская библиотека
б) с силовыми структурами

- Командование в/части
(игра «Зарница»,
Смотр строя и песни) - МЧС
(Международный героико- патриотический фестиваль детского и юношеского творчества, посвященный подвигу чернобыльцев «Звезда Чернобыля»; Всероссийский героико- патриотический фестиваль детского и юношеского творчества «Звезда спасения»)
- ГИБДД
(Районный конкурс школьных отрядов ЮИД (Юные Инспектора Движения «Зелёный огонёк») - Отдел полиции №3
МУ МВД России «Власиха»
(Областной конкурс школьных отрядов ЮДП (Юные Друзья Полиции))

в) с образовательными учреждениями города

ДОУ «Сказка» ДОУ «Солнышко» ДОУ «Золотой ключик»

Сегодня на базе музея ведется огромная работа:

  • уроки русского языка, литературы, английского языка, истории, технологии, изобразительного искусства, МХК и другие предметы;
  • занятия для детей с ограниченными возможностями;
  • проводится работа по профориентации учащихся;
  • родительские собрания;
  • музейные классные часы, т.к. все понимают, что через такие уроки ведётся огромная воспитательная работа.

Педагогом дополнительного образования Черных Инной Александровной на базе школьного музея народного быта и творчества, которым она руководит уже 15 лет, продумана система кружков для обучающихся 1–9 классов, позволяющая поэтапно, с учётом возрастных особенностей вести работу по формированию духовного мира детей, начиная с 1 класса. Народная и православная культуры нашего народа находятся в неразрывном единстве – это нашло отражение в содержательной стороне кружковых занятий, главными целями которых стали:

  • приобщение детей к истокам национальной культуры через ознакомление с церковными праздниками и восстановление традиций русского народа через их изучение;
  • становление духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения народных и православных праздников, изучение истории и культуры своего края;
  • восстановление семейных ценностей через изучение их в традиционной и православной культурах.

Кроме того, материалы основного и вспомогательного фондов (это более 600 предметов народных промыслов, домашней утвари, крестьянской одежды и обуви, макет крестьянской избы, наглядные материалы для сопровождения экскурсий и бесед, видео-, аудио- и фонотека (записи фольклорных произведений, фильмы о народных промыслах, видео- и фотоархив работы музея) используются на уроках и во внеурочной деятельности учителями-предметниками и классными руководителями.
Культурно-образовательная и просветительская деятельность музея осуществляется в следующих формах:

  • обзорные и тематические экскурсии: «Наш музей», «В русской избе», «Промыслы России и Подмосковья», «Народная одежда», «Народная игрушка»,
  • тематические классные часы для учащихся 1-11 классов по темам: «Традиции и обычаи гостеприимства на Руси», «Образ матери в фольклоре и православной культуре», «Осень в музее», «Осенние традиции и обычаи на Руси: Осенины – 3 встречи осени, Покров», «Новогодние традиции и обычаи русского народа: Святки», «Весенние обычаи и традиции на Руси: Масленица, Пасха», «Весенние обычаи и традиции на Руси: Вербное воскресенье», «Родили, крестили, именем нарекли» (Рождество и Крещение в народной культуре и православии), «Народная культура о здоровом образе жизни» (декада здоровья), «Фольклор в годы Великой Отечественной войны».
  • беседы: «В гостях у народных умельцев», «Девицы-красавицы, душеньки-подруженьки», «Традиции и обряды нашего народа», «Герои России», «Образ защитника Отечества в народной культуре», «Образ матери в народной культуре», «Народная медицина», «Календарные праздники нашего народа».
  • родительский лекторий: «Трудовое воспитание детей и народная педагогика», «Духовно-нравственное воспитание детей в народной педагогике», «Роль игры и игрушки в воспитании детей»
  • конкурсы, викторины, театрализованное проведение народных праздников: «Ярмарка», «Святки», «Масленица»
  • музейные уроки,
  • информационно-издательская деятельность: стенгазета «Наше культурное наследие», фотовитрины «Наш музей день за днём», радиогазета (беседы на местном радио), 2005-2008год, телепроект «Истоки» 2010 – 2011год.

Креативные формы освоения народной культуры на кружковых занятиях и музейных уроках развивают творческие способности детей, расширяют кругозор учащихся.
В музее оформлены ансамблевая экспозиция «Русская изба» и экспозиционный комплекс «Народные промыслы». Они включают в себя различные разделы: «Крестьянский дом», «Домашняя утварь и орудия труда», «Народная одежда», «Вышивка», «Хлеб – всему голова», «Народная игрушка», «Русское чаепитие» и другие.
Оформлены тематические экспозиции «Народный календарь» и «Устное народное творчество» для занятий с обучающимися начальной школы.

Информационно-издательская деятельность музея:

  • проводятся: выставки фотоматериалов о работе музея: в здании № 3, и в зданиях № 1,2;
  • выставки детских работ членов кружка «Народная культура» в зданиях № 1,2;
  • оформлена витрина «Музей. День за днём»;
  • оформлены информационные материалы: «4 ноября - день народного единства», «29 декабря – день героев России», «Рождество в России», «Масленица», «9 Мая – день Победы».

Творческая деятельность музея:
Активистами музея разработаны:

  • проекты: «Народный костюм» (по материалам музея в Сергиевом Посаде); «Народная игрушка»; «Кукла в народной культуре»; «Самовары»; «Полотенце в народной культуре».
  • подготовлены презентации: «Наш музей», «Кукла в народной культуре», «Народная игрушка», «Берёста», «Золотая Хохлома», «Наряд богатыря», «Храмы Чеховского благочиния», «Наш музей», «Народные промыслы древней Лопасни», «Промыслы Московской области».

Активистами музея были разработаны проекты и ребята приняли участие в научно-практической конференции школьников – музейщиков в рамках «Прокинские чтения».
Помимо экскурсионной и просветительской работы на базе музея проводится активная научно-методическая работа. Школьники со своими проектами ежегодно участвуют в районных конкурсах и становятся победителями и призёрами:

  • «Рождественские чтения» в номинации видеопроекты «Храмы Москвы и Подмосковья» 2011г.;
  • в литературно-художественном конкурсе, посвящённом памяти А.П. Чехова;
  • в номинации «Святочные рассказы и сказки» 2008г.;
  • в школьном Фестивале детского творчества.

На базе музея проводились и проводятся семинары:

  • для специалистов ГБУСМО РЦ «Аистёнок», (2008г., 2011г.);
  • для руководителей федеральных школ (2009г);
  • для руководителей школьных музеев (2011г.);
  • 17 октября 2013 года был проведен и районный семинар для руководителей школьных музеев по теме «Культурно – просветительский и образовательный потенциал школьного музея, его роль в воспитательном и образовательном пространстве школы и городского социума, направления и формы работы музея».

Семинар был проведён в форме музейного калейдоскопа. Данная форма позволила показать систему работы музея, которая сложилась за 10 лет работы. В ходе семинара были показаны различные формы работы, но далеко не все. Семинар начался с конференции по теме семинара. А далее были показаны фрагменты музейных уроков: изобразительного искусства (Черных И.А., Горбунова Т.В.), истории (Черных И.А., Филиппова И.В.). Была показана и проектно-исследовательская деятельность обучающихся на базе музея. Технология этнопедагогика (Черных И.А., Жукова Т.Н., Попова Т.В.) была представлена в презентации «Кукла в народной культуре». Была проведена концертная программа «Весёлая карусель» (Черных И.А., Суворов Е.И., Иванова Г.Г.).
Семинар закончился заседанием круглого стола, на котором были подведены итоги работы семинара. В работе семинара принимали участие 3 сотрудника Управления образования Администрации Чеховского муниципального района:

  • методист УМЦ – Климанцева О.В.,
  • начальник отдела социально-педагогической поддержки детства – Сагайдачных С.Е.,
  • ведущий специалист отдела социально-педагогической поддержки детства – Коновалова С.П..

Районный семинар руководителей школьных музеев по теме «Культурно – просветительский и образовательный потенциал школьного музея, его роль в воспитательном и образовательном пространстве школы и городского социума, направления и формы работы музея» был проведён на высоком методическом уровне и получили высокую оценку всех участников семинара. Активное участие в подготовке и проведении семинара принимали Черных И.А. (руководитель школьного музея «Радуга») и Горбунова Т.В. (учитель изобразительного искусства).
- 10.12.13 г. в школе был проведен районный семинар учителей английского языка по теме «Особенности преподавания иностранных языков на разных ступенях обучения в рамках реализации ФГОС».
В работе семинара принимала участие заместитель директора МБОУ ДПО г. Чехова – Лысенко В.И.
Этот семинар мы начали школьном музее, так как наш музей является комплексным, многопрофильным и занимает огромное пространство в учебно-воспитательном процессе. И само название музея «Радуга» говорит о том, что деятельность музея многогранна, как и сама школьная жизнь, поэтому разнообразны его экспозиции и направления работы.
Была продумана разнообразная программа семинара, в ходе которого было проведено много различных мероприятий, среди которых были проведены следующие мероприятия:
- Ученицами 9а класса (учитель Городиская Е.А.) была проведена экскурсия по музею на английском языке и конкурсная программа для участников семинара.
- Учителями Городиской Е.А.; Дрыгиной Т.Г.; Беляевой О.Н., Горбуновой Т.В.; Черных И.А., Обуховой О.Н. и педагогом дополнительного образования Токаревой М.В. было подготовлено и проведено внеклассное мероприятие «Весёлое Рождество». Данное мероприятие было показано обучающимся 5 – 6 классов. А так же было рекомендовано повторить это мероприятие для обучающихся начальной школы. Ребята, участники данного мероприятия, с огромным удовольствием провели его для маленьких учеников нашей школы.
- В завершении семинара было проведено заседание круглого стола, на котором были подведены итоги работы. Все мероприятия, проведенные на семинаре, получили высокую оценку Лысенко В.И., Ворониной А. О. (методиста издательства «Pearson») и всех участников семинара.
- 09 ноября 2016 года в школе был проведен районный семинар заместителей директоров по организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми по теме «Школа как центр гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников». В ходе семинара было проведено много мероприятий, которые также, как и все предыдущие семинары, получили высокую оценку участников семинара.
- 26 октября 2017 года в школе был проведен муниципальный семинар учителей ИЗО по теме «Национальные традиции как средство духовно-нравственного развития обучающихся на уроках эстетического цикла и во внеурочной деятельности». Данное мероприятие так же, как и все предыдущие семинары, получило высокую оценку участников семинара.
Деятельность музея освещалась в районных и местных средствах массовой информации.
Особое место в воспитании молодежи принадлежит не только школе и Церкви, но и семье. Поэтому мы и говорим сегодня об эффективном взаимодействии семьи, школы и церкви по формированию духовно – нравственных ценностей.
В нашей школе мы уделяем большое внимание работе с семьей, и мы используем различные формы работы с родителями.
В школе проводятся «Дни открытых дверей» для родителей обучающихся 1, 5, 10 классов (классы адаптационного периода). Родители имеют возможность посетить уроки, совместные праздники, соревнования, экскурсии, индивидуальные консультации, родительские семинары, родительские собрания в нетрадиционной форме, родительские конференции, консультации с социальным педагогом, педагогом-психологом. Родители имеют возможность принимать участие в подготовке мероприятий.
Важной частью развития воспитательной системы школы является формирование и укрепление школьных традиций. В нашем образовательном учреждении, как я уже отмечала, работает стабильный коллектив, который сформировал традиции школы и ведет работу по их сохранению. Традиции – это то, чем сильна школа, то, что делает её родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит. Сложившийся коллектив обязательно имеет свои традиции – передаваемые обычаи, то, что позволяет иметь своё лицо. Традиционные дела дают высокий положительный результат в воспитании детей, они любимы, к ним готовятся заранее. Появляются ожидания, связанные с каким - то праздником, следовательно, каждый может представить и спрогнозировать своё участие в определённом деле. Такая прогнозируемость и облегчает подготовку традиционных дел, и одновременно усложняет её, т. к. каждый год ждут, что праздник не будет похож на прошлогодний.
Традиционно в январе проводится и месячник духовно – нравственного воспитания «В мире добра и красоты».
В течение учебного года проводится много традиционных мероприятий:

  •  Ко дню пожилого человека проводится операция «Поздравительная открытка» (изготовление открыток бабушкам и дедушкам и поздравление их с праздником) (1 – 7 классы),
  • Проведение общешкольного родительского собрания – концерта «С любовью к бабушке и маме» с приглашением мам и бабушек (1 – 11 классы). 

Данное мероприятие проводится в школе с 1999 года. Во время подготовки к данному мероприятию проводится большая подготовительная работа:

  • Готовится и проводится акция ко Дню Матери «Не забудь поздравить маму» (1 – 11),
  • Проводится радиопередача на городском радио, посвященная Дню Матери,
  • Конкурс стихов и песен о маме. (1 – 11 классы),
  •  Выпуск презентаций «Мама – первое слово ...» (8 – 11 классы),
  • Выставка рисунков «Мама – солнышко моё» (1 – 7 классы) и другие.
  • Акция «Покорми птиц зимой» (5 – 7 классы) и многие другие.

Данные мероприятия очень нравятся ребятам, что выявляется в ходе опроса. Содержание всех этих общешкольных дел направлено на самореализацию учащихся, развитие творческих способностей, формирование общечеловеческих ценностей. А так же в школе постоянно проводится работа по повышению самооценки и чувства ответственности учеников, для развития их творческих возможностей. Но, в воспитании духовно-нравственных качеств обучающихся немаловажную роль играют традиционные русские праздники: как правило, русские православные праздники, русские игры, проведение праздников по народному календарю. Праздники проводятся и совместно с Культурно-творческим центром, музыкальной школой, библиотекой. Эти праздники постепенно возвращаются в дома наших учеников. ( «Рождественские посиделки», «Святки», «Масленица»). В результате дети знакомятся с фольклором, обычаями и традициями своего народа.
Классными руководителями систематически проводятся классные часы, направленные на духовно-нравственное и этическое воспитание обучающихся. Как писал В.А. Сухомлинский: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
Но особенно мне бы хотелось остановиться на следующем мероприятии – это районные Рождественские образовательные чтения.
Начальником отдела социально-педагогической поддержки детства Управления образования Администрации Чеховского муниципального района С.Е. Сагайдачных и главным специалистом отдела социально-педагогической поддержки детства Управления образования Администрации Чеховского муниципального района Коновалова С.П. нам было предложено подготовить и провести церемонию закрытия районных Рождественских образовательных чтений 2013 «Духовное наследие преподобного Сергия в истории и современной жизни России».
Состоялось данное мероприятие 20.12.2013г. в городе Чехове, подготовленное и проведённое учащимися 1 – 11 классами нашей школы. Данное мероприятие получило высокую оценку работников Управления образования, администрации г. Чехова и представителей Чеховского Благочиния. А художественный руководитель культурно-творческого центра взяла многие номера из этой программы в городской Рождественский концерт.
Также нами была подготовлена церемония закрытия районных Рождественских образовательных чтений в 2010 году, о чем свидетельствует запись на сайте Московской Епархии Русской Православной Церкви: «21 декабря 2010 года состоялось торжественное закрытие районных Рождественских образовательных чтений. По традиции в празднике приняли участие священнослужители Чеховского района, руководители и педагоги воскресных школ, учителя и ученики школ Чеховского района. Торжественный концерт был подготовлен силами творческих коллективов общеобразовательной школы города Чехов-2. Ученики 11 класса стали ведущими праздника.
По традиции в этот день были оглашены итоги детского районного рождественского конкурса художественного творчества, а лучшим вручены почетные грамоты, подписанные начальником управления образования Чеховского района Е. Н. Толмачевой и благочинным церквей Чеховского округа священником Александром Сербским. Наград были удостоены более 80-и школьников и их педагогов».
Наши ребята постоянно принимают участие в Рождественских чтениях.
Осенью 2017 г. стартовал IV конкурса молодых фотографов «Дорога к храму». Конкурс проводится с миссионерской и просветительской целью отражения Православия в искусстве фотографии, а также выявления и поддержки одарённой молодёжи, пробуждения интереса к истории Русской Православной Церкви и родного Лопасненского края.
Учредителями и организаторами конкурса являются:
- Чеховское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви;
- Управление образования городского округа Чехов Московской области;
- Управление развитием отраслей социальной сферы городского округа Чехов Московской области;
- Газета Чеховского благочиния «Добрый пастырь».
Участники конкурса могли принять участие в следующих номинациях:
«Человек веры» (портрет), «Святая земля Лопасненская» (пейзаж), «Памятный день» (сюжеты православных традиций).
Работы участников должны демонстрировать творческий взгляд автора на православную культуру.
Данный конкурс проходит в рамках Пасхальной недели в Чеховском благочинии в 2018 году и завершится выставкой лучших работ.
В этом году в конкурсе принимает участие уже 9 обучающихся нашей школы с 1 по 8 класс.
Со всеми ребятами, пожелавшими принять участие в конкурсе, был проведен мастер-класс, о чем свидетельствует заметка на сайте газеты «Добрый пастырь»: «Конкурс молодых фотографов «Дорога к храму» - это ещё и время учёбы. 16 марта в школе города Чехов-2 прошёл мастер-класс по журналистике и фотожурналистике. В прошлом году трое учащихся школы стали призёрами конкурса. Как покажет себя школа в новом, IV-м конкурсе – посмотрим». Из 9 участников конкурса трое наших ребят стали победителями. А работы всех 9 участников конкурса отобраны для районной выставки.
В этом году, так же, как и в предыдущие годы, отправлены работы ребят на конкурс «Праздник Пасхи глазами детей».
Свою нишу в духовно-нравственном воспитании детей и в целом молодежи занимает и Русская Православная Церковь. На протяжении столетий, со дня принятия Русью христианства в 988 г., Церковь играла огромную роль в духовно-нравственном воспитании народа, в формировании семейных традиций, в просвещении и распространении культуры и т.п.
К работе с обучающимися и родителями активно подключился настоятель храма Сорока мучеников протоиерей Роман Изосимов. Он выступал на родительских собраниях общешкольных и классных), участвовал во внеклассных мероприятиях (общешкольных и классных). И по желанию детей и их родителей были организованы занятия по теме «Основы православной культуры», которые проводил отец Роман. Занятия начались с 12 февраля 2014 года. Их посещали не только обучающиеся школы, но и их родители и учителя школы. В дальнейшем было решено перевести занятия в помещение действующего храма на факультативной основе. С ребятами проводятся интерактивные занятия о церковных праздниках, православных традициях и общедуховных человеческих ценностях. Силами ребят ставятся миниспектакли, проводятся выставки детских рисунков.
Так, например, была проведена встреча старшеклассников в храме Чехова-2, которая называлась «Верные друзья». Ребята сначала были заинтригованы – кто же это? А разговор пошёл о книгах. Оказалось, они могут быть верными друзьями. При условии, если понимать дружбу как процесс обоюдный. И тогда человек создаёт книгу, а книга создаёт человека. Так было у Пушкина. Так было с древними книгами. Так есть и будет. Об этом и говорили с настоятелем храма протоиереем Романом Изосимовым. (данная информация размещена на сайте газеты «Добрый пастырь»).
С гордостью можем сообщить, что 10 учителей школы были награждены Благочинным Чеховского церковного округа священником Константином Александровым за духовно-нравственное воспитание учащихся и в связи с 60-летним юбилеем школы.
Анализируя работу школы по мы можем сказать, что в нашей школе сложилась система духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Заключение
Исходя из выше изложенного, надо помнить, что: важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
«...Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, религия, труд, искусство, наука, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных объединений, СМИ...
... Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России. Традиционной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско-юношеские и молодёжные движения, организации, сообщества. Они должны иметь исторически и социально значимые цели и программы их достижения.
Организация воспитательного процесса в системе «школа — семья — социум» потребует педагогов, способных не только учить, но и воспитывать обучающихся.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России». [1]
Как известно, духовно-нравственное воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - гражданско-патриотическим, нравственным, правовым, экологическим. Большое внимание мы уделяем и формированию ЗОЖ, мы развиваем наших учащихся всесторонне.
И говоря о нашей школе можно смело сказать, что у неё есть завидное прошлое, хорошее настоящее и прекрасное будущее!
Наша школа по праву гордится своими учителями, учениками, традициями!
Наша школа всегда принимает самое активное участие в жизни города, района, области. Ребята становятся призерами и победителями городских, районных, областных, международных конкурсов, акций, фестивалей, олимпиад.
Да, сложно сосчитать всех учеников, которым дала путевку в жизнь наша школа. По-разному складывается у них жизнь. Каждый из них выбирает свою дорогу в жизни. Но мы с особой гордостью говорим о том, что выпускников нашей школы сегодня можно встретить повсюду. Потому, что это высокопрофессиональные и добросовестные работники, ведущие специалисты на предприятиях и в организациях. Это учителя, врачи, юристы, музыканты, инженеры, государственные служащие, люди разных рабочих профессий. А, например, два выпускника нашей школы Алексей Кислов и Павел Бушкин выбрали путь служения Богу, а 4 обучающихся школы принимают участие в богослужениях и помогают в алтаре храма г. Чехов-2.
И размышляя о том, так какая же она, наша школа сегодня можно сказать:
- В нашей школе постоянный педагогический коллектив, а значит она – терпеливая.
- Здесь много улыбающихся лиц, а значит она - счастливая.
- Здесь всегда рады своим выпускникам, а это значит, что она - гостеприимная.
- И здесь готовы помочь каждому ученику, а это значит, что она - добрая.
- Сюда бывшие ученики приводят своих детей и внуков, значит она - любимая.
Вот такая она, наша школа!
Мы знаем немало о том, как сохранить физическое здоровье ребенка. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.
Нравственный человек всегда ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе:
К прекрасному пусть тянется рука!
Потом уже ей не нажать курка,
Не кинуть камня в бедного щенка.
К прекрасному, пусть тянется рука!

Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь:
Рука, рисующая солнца круг,
Плохого слова не напишет вдруг.
Пусть живописцами не суждено всеем стать,
Но мир вокруг не станем разрушать!
Нравственный человек не знает смерти: его душа обретает вечную жизнь (таков религиозный взгляд), а его личность живет в сознании тех, кого он любил и кто продолжает любить его:
Кто в дружбе твёрдость чувствовал руки,
Не сможет больше сжать их в кулаки.
Рука, которая умеет руку жать,
Вас никогда не будет унижать.

Нравственный человек по-настоящему счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питается от честных трудов своих и живет долго:
России посвящаем добрые дела!
Заслуги, помыслы и дум стремленье,
Так пусть же бьются юные сердца
В порыве благородного горенья!

Укрепление нравственности – необходимое условие нашей национальной жизни. Народ многое может потерять, но если в нем есть нравственная сила, он возродится, вернет свое. На это нацелена вся наша работа, ей подчинены наши помыслы. Когда осознаёт это каждый член нашего коллектива, понимаешь, что ради этого стоит жить и работать.
Давайте всегда помнить, что духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область. И наш мир расцветает, как сад, когда расцветает душа ребёнка. А педагог, лишённый улыбки, может только навредить своим воспитанникам.
Улыбка... А что же такое улыбка? Ведь улыбнуться ничего не стоит, но как много это даёт! Просто улыбнись, и крошечные лучики тепла робко прокрадутся в твою загрустившую душу, согреют сердце и, разлившись сладостным спокойствием, зажгут твои глаза. Ш. Амонашвили писал: «Учитель мой, улыбнись мне сейчас, пока я расту и нуждаюсь в улыбках твоих. И улыбнусь я тебе, когда стану взрослым, и ты будешь нуждаться в улыбках моих». И нет для учителя ничего дороже, чем искренние улыбки его учеников, – я в этом абсолютно уверена.
Как замечательно быть учителем! Ведь вокруг тебя столько детских улыбок, которые, как солнечные зайчики, озаряют твою жизнь. Светлые, добрые, милые, ласковые и трогательные... В них столько добра и тепла! И даже в самый пасмурный день, когда ты спешишь на работу, чтобы ещё раз увидеть эти счастливые улыбки и глаза, наполненные любовью, то в твоей душе распускаются цветы!!! И если бы все люди Земли вместе улыбнулись, то, наверное, наша жизнь стала бы счастливее и радостнее. Ведь улыбкой можно свернуть горы, можно победить войны, а можно просто осчастливить ученика!
Улыбайтесь – и мир станет светлее!
Улыбнитесь жизни – и жизнь начнёт вам тоже улыбаться в ответ!
И тогда непременно захочется творить, мечтать, любить!
Улыбайтесь, ведь улыбки – это свечи,
которые никогда не должны гаснуть!
Спасибо за внимание к опыту работы нашей школы!

Литература

1. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва «Просвещение» 2009 – (Стандарты второго поколения).
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 [Текст] // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9.
3. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция принятая участниками конференции [Текст] // Вестник образования России. - 2008. - № 5.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

Список электронных ресурсов удалённого доступа

Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. – Режим доступа: http://www.lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&item_id=1525

Потаповская, О. М. Семейное духовно-нравственное воспитание: возможность и необходимость педагогического сопровождения [Электронный ресурс] / О.М. Потаповская. – Режим доступа:
http://classnyj-chas.ucoz.ru/publ/2-1-0-5

Ссылки в работе

1. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва «Просвещение» 2009 – (Стандарты второго поколения).

Яндекс.Метрика    ЦОиНК