19 - 11 - 2018
Информация
Разделы
Самые популярные

Сидорова Л.А., Ланговая М.А., воспитатели

ГБОУ Школа №932, г. Москва

В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт, за основу образовательного процесса в ДОУ был взят принцип уникальности детства. Основное внимание уделяется процессу формирования и развития личности ребенка посредством создания условий, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и детьми и соответствующим возрасту видам деятельности. Построить образовательный процесс на основе сотрудничества детей с педагогом труда не составляет, а вот процесс эффективной социализации детей вызвал затруднения.
Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 25 – 30 лет назад.
Когда-то дворы были законным местом обитания всей местной детворы. С утра и до позднего вечера детские голоса оглашали окрестности. «Казаки-разбойники», «резиночки», «горячая картошка», «вышибала» — не счесть было развлечений ребятни. Дети во дворе играли практически без присмотра — и родители особо не переживали по этому поводу, так как максимальной опасностью была разбитая коленка. Взрослые дети присматривали за младшими, объясняли им и показывали пример безопасного поведения во дворе.
Сегодня другие времена — все чаще ребенок во дворе может находиться только под присмотром взрослых, строго контролирующих все его передвижения и круг общения. Сегодня жизнь ребенка строго регламентирована родителями, у ребенка нет свободы выбора круга общения, ребенок общается в основном со сверстниками в детском саду, и с детьми с родители которых дружат с их родителями. Социализация ребенка формируется под строгим взглядом взрослого, через призму строгих запретов. И таким образом оборвалась передача социально-положительного опыта от старшего поколения к младшему. Игровая деятельность детей тоже, к сожалению, сводится к нулю... В жизнь вошли компьютерные технологии, взрослым проще дать ребенку в руки гаджет с компьютерной игрой, чем уделить время и поиграть в лото, шашки или сшить кукле платье. Игровая же деятельность и умение играть на улице в основном сводится к игре в песочнице и лазанию по горкам и спортивном комплексе на спортивных площадках, т.к. у ребенка нет возможности получить игровой опыт непосредственно от детей чуть старшего возраста, а родители и не подумают поиграть с ребенком в Штандер или Казаки-разбойники.
В связи с этим одной из главных задач дошкольного учреждения становится организация дружественного социума на территории детского сада, создание открытого образовательного пространства, дающая дошкольникам возможность выхода за пределы своей группы, своего возраста, включающая общение на разных уровнях со взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста и старшего – это уникальная возможность получить положительно-социальный опыт, опыт получения знаний от старших товарищей, с помощью непосредственного взаимодействия.
В нашем детском саду мы "дружим" группами - устраивая совместные досуги, мероприятия, образовательную деятельность. Работая в этой системе, мы обратили внимание, что при совместных мероприятиях дети из разных групп не общаются друг с другом. Даже при условии, что в группах присутствуют братья и сестры. Дети скованны, зажаты, плохо идут на контакт, стеснительны. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу о необходимости организации более тесного взаимодействия между разновозрастными группами. Этому очень способствуют межгрупповая проектная деятельность, внедрение технологий эффективной социализации Н.П. Гришаевой - "Клубный час", но настоящим открытием стала для нас технология "Дети-волонтеры". Преемственность между школой и детским садом развита в нашем комплексе на хорошем уровне, но базировалась она только лишь на взаимодействии учителей начальной школы с воспитателями и ребятами подготовительных к школе групп.
Но, однажды, проводив своих выпускников в школу (75% детей группы пошли в один класс), мы не захотели с ними расставаться. Благодаря тесному взаимодействию педагогов в комплексе, мы договорились о том, чтобы наши первоклассники приходили к нам в детский сад. Ребята просто приходили к нам в группу играть. Эти встречи дали огромный положительный результат как у малышей, так и у школьников. Малышам было очень интересно играть с "взрослыми" ребятами, они копировали их поведение, манеру вести себя, их игры. А вчерашние дошколята как будто "ставили на паузу" свою школьную жизнь и возвращались в детство. Сначала было трудно, первоклассники приходили играть в свои игры, но постепенно они чувствовали себя более ответственными, учились помогать малышам, слышать просьбы малышей и согласовывать свои игровые действия с их желаниями, учились общаться с малышами и спокойно разъяснять им правила в игре или в поведении.
Прожив так год, мы решили развивать дальше навыки социализации наших детей в рамках разновозрастного общения. Мы придумываем и моделируем различные игровые ситуации, где ведущую роль отдаем школьникам, что позволяет развивать не игровой опыт, дети "примеряют на себя" различные социальные роли, учатся самоконтролю, преодолевают стеснительность, учатся общаться и выражать свои чувства и желания, слышать друг друга и договариваться между собой не привлекая взрослых.
Наши встречи проходят в разных формах и в виде сюжетно-ролевой игры, и в виде клубного час, и в виде всевозможных квестов, и в виде командных игр ("Что? Где? Когда?", "Звездный час", "100 к 1")
Несмотря на дополнительную нагрузку (ведь приходится учить роли, продумывать свои костюмы вместе с родителями, репетировать с учителем на переменах) наши школьники с удовольствием приходят к нам в сад, а дошколята с нетерпением ждут своих взрослых друзей, ведь эти встречи всегда бывают интересными, познавательными и очень веселыми.
Еще одним сюрпризом стало то, что родители как дошколят, так и школьников, очень заинтересовались именно этим направлением нашей деятельности. Если на начальном этапе они готовы были помогать нам в лишь в организации, то теперь родители - активные участники наших мероприятий.
Таким образом процесс эффективной социализации позволил не только развивать разновозрастное общение между детьми, но и объединил учителей, воспитателей и родителей для достижения общей цели - формирование и развитие полноценной личности ребенка.

Яндекс.Метрика    ЦОиНК