19 - 11 - 2018
Информация
Разделы
Самые популярные

Матвеева Елена Александровна, воспитатель,

МДОУ ЦРР – Детский сад № 21 «Сказка», г. Серпухов

Веденина Марина Александровна, воспитатель,

МДОУ ЦРР – Детский сад № 21 «Сказка», г. Серпухов

Понять детство — значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребенка. Ключ к познанию дошкольного детства следует искать в игре как наиболее близкой, органично соответствующей детской природе, деятельности дошкольника и естественном выражении его активности.
У каждого ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Среда должна эти потребности удовлетворять. Она должна организовываться так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть.
Среда – это окружающее социально-бытовое, общественное, материальное и духовное условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответственную функция – она побуждает к деятельности, формирует воображение, развивает самостоятельность [4].
Особое значение для ребенка-дошкольника имеет предметно-игровая среда, так как основным видом деятельности ребенка является игра, то ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в домашних условиях должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды.
Создавая предметно-игровую среду, взрослые тем самым могут способствовать игровой деятельности ребенка, а значит, и влиять на развитие его личности. Эффективность влияния предметно-игровой среды на личность ребенка в значительной степени зависит от способности взрослых целесообразно ее организовать [4].
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение [3].
Понятие игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность.
Вопросами создания и организации предметно-игровой среды занимались С.Л.Новоселова, Д.Б.Эльконин, Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская, Г. Фейн, А. П. Усова и другие. По мнению данных исследователей предметно-игровая среда должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка [3].
Все компоненты предметно-игровой среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
Она включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности и необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Функции предметно-игровой среды:

  • информативная (несет сведения об окружающем мире);
  • побуждающая (побуждает к общению, деятельности, определяет ее содержание);
  • развивающая (развивает все сферы личности);
  • стимулирующая (стимулирует проявление активности, творчества детей и т. д.);
  • регулирующая (регулирует он активность).


Все принципы  создания детскойкомфортной среды в жилище по своему содержанию не входят в противоречие с  принципами построенияразвивающей среды в образовательных учреждениях, изложенных  в «Концепции  построения развивающей среды в дошкольном учреждении»  (В.А.  Петровский, Л. М. Кларина, Л.А. Смывина, Л. П.Стрелкова) [3].
В ходе ее организации особое внимание следует  обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок и другие дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется уже для совместной деятельности ребенка и взрослых, для проведения специальных и  комплексных занятий по разностороннему развитию [5]. 
Игровой уголок где - это личное  пространство ребенка, где он имеет возможность  свободно действовать. 
При выборе элементов предметно-игровой среды следует учитывать следующие рекомендации: 

В  этой связи особенно важна та методическая помощь по подбору элементов предметно-игровой среды для использования ребенком в домашних условиях, которую  могут оказать  родителям педагоги и специалисты дошкольных образовательных организаций.
С этой целью рекомендуется организация совместных мероприятий со стороны ДОО, в лице педагога с семьей воспитанника, для  обеспечения преемственности  предметно-игровой среды в  домашних условиях. Например:


Итак, для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности.

Список использованной литературы

1. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] /О.Артамонова // Дошкольное воспитание.  – 1995. - №4. 
2. Ежкова, Н.С.Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей и вузов./ Н.С. Ежкова .— 2010 .— 86 с. раз
3. Игра дошкольника. / Под ред. С. Л.Новоселовой. - М.: Просвещение, -1989.— 286  с.: ил. 
4. Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ //Управление ДОУ. -2009.-№5. 
5. Микляева Н.В., Решетило Е. А., Лопатина  О.Г. Игровая среда в домашних условиях. Методическое пособие / Под  ред. Н. В. Микляевой.— М.: ТЦ  Сфера, 2011. — 128 с. 

Яндекс.Метрика    ЦОиНК