21 - 01 - 2018
Информация
Разделы
Самые популярные

Исагулова Марина Хараламповна, педагог- психолог,
МДОУ детский сад №25, г. Серпухов

Сенсорное воспитание направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Оно служит основой познания мира. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Слово «сенсорный» происходит от латинского «sensus» -чувство, ощущение, восприятие, способность ощущения. Сенсорное развитие –это основа умственного развития ребенка. От того, насколько хорошо ребенок научится воспринимать предметы, явления действительности, объекты, оперировать этими знаниями, зависит успешность умственного, эмоционального, физического, эстетического воспитания, процесса его «вхождения» (социализации) в окружающий мир.
Сенсорное развитие ребенка - это восприятие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также вкусе, запахе, т. е. развитие и совершенствование всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового.
Все другие формы познания (внимание, память, мышление) строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.
Установлено, что у детей с ОВЗ сенсорное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно.
Многие исследователи в области психологии и педагогики: А. В. Запорожец, З. М. Богуславская, В. П. Зинченко, Л. С. Венгер, Н. Н. Подъяков, А. А. Катаева, А. В. Усова подчеркивают важность развития сенсорной сферы у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Они считают, что это является залогом более успешного развития их психической сферы в целом.
Сенсорное развитие у детей с ОВЗ происходит особым образом. в отличии от естественного процесса.

 

 Список литературы:

1. Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003; Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» / Под редакцией Л.А. Венгер.- М.: Просвещение, 1978.
2. Грищенко Т.А.Сенсорное развитие детей в специальных (коррекционных образовательных учреждениях : [учеб. пособие] / Т.А. Грищенко. М. : Гуманитарный изд. центрВЛАДОС, 2013. – 96 с.
3. Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений о компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005;
4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М.: 1991.
5. Метиева Л.А.,Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений.- М Издательство год «Книголюб», 2007.-120с.
6.Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - Москва, «Мозаика-Синтез», 2003

Яндекс.Метрика    ЦОиНК