13 - 12 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Жегалова Алина Дмитриевна, учитель-дефектолог

МДОУ №25 компенсирующего вида «Солнечный зайчик» г.Серпухов

Коноплина Мария Александровна, учитель-дефектолог

МДОУ №25 компенсирующего вида «Солнечный зайчик» г.Серпухов

В последние годы аутизму уделяется особое внимание. Связано это с тем, что, по данным ряда исследований, количество людей, больных аутизмом, растет. На сегодня аутизмом страдает каждый 88-й ребёнок в мире, при этом мальчиков страдает в 4 раза больше, чем девочек. Термин «аутизм» происходит от латинского слова «autos»- сам, означает, отрыв от реальности, отгороженность от мира. Впервые, он был использован швейцарским психиатром Э. Блейлером в 1911 году. Аутизм, возникший у ребенка в раннем возрасте, называется ранним детским аутизмом (РДА). Синдром «раннего детского аутизма» впервые был выделен Л. Каннером в 1943г [2].

Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Наиболее распространенные мнения, что это:

  • генетическая обусловленность;
  • органические поражения мозга. [1]

Данное нарушение психического развития часто встречается другими расстройствами психики. По своим признакам данное психическое расстройство происходит в области речи и общения; социального взаимодействия; психического развития.
В настоящее время наиболее распространена классификация групп РДА, выделенная О.С. Никольской. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА. [2]

Как показывает опыт специалистов, несмотря на тяжесть нарушений, возможна успешная социализация детей, страдающих аутизмом - приобретение навыков самостоятельной жизни. Важно подчеркнуть, что даже в самых тяжелых случаях упорная коррекционная работа (группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями), всегда дает положительную динамику.[6]
В настоящее время социализация понимается как процесс принятия человеком общественного опыта, в последствие которого он становится личностью и использует усвоенные знания и навыки в своей жизни.
Социализация – это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни. Превращения ребенка из природного существа в общественное, из индивида в личность. Социализация включает в себя основные нормы человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения. Состояние этого процесса зависит от общества, образующего социальную среду, которая представляет собой целостное пространство, представленное консолидированным кругом лиц и многообразным влиянием биосоциальных факторов. Основным источником социализации являются семья, образовательные учреждения, различные социальные институты.[4]
Основное при работе с аутичными детьми - установление первичного контакта, создание положительного эмоционального фона, комфортной обстановки.
Дети с таким диагнозом пытаются общаться – они тянутся к взрослым, но в силу расстройства являются крайне ранимыми и чувственными личностями. Любое эмоциональное воздействие, обращение, тактильный контакт могут нанести вред и ухудшить дальнейшее взаимодействие со взрослым.
Аутичным детям трудно жить в современном обществе, поэтому они не стремятся к общению. У детей с РДА существует чувственная нестабильность, именно поэтому любые события могут вызвать них беспокойство, они нетерпеливы, неусидчивы, не могут сделать выбор в предлагаемых ситуациях, им требуется время, чтобы пережить конкретные события. В связи с этим им свойственны стереотипные действия, замедленная реакция на происходящее, отсутствие потребности в установлении контакта.
С ребёнком, имеющим расстройства аутистического спектра, нужно выстраивать максимально аккуратные отношения, создавая комфортную обстановку, не быть слишком активным и навязчивым. После установления контакта можно постепенно развивать дальнейшее более конкретное взаимодействие.

Особенности поведения при контакте с детьми каждой из групп:

Группа

Особенности поведения

I группа

Особенно осторожное поведение, потому что любое действие в их направлении оценивается как агрессия. Такие дети чувствительны к изменениям пространственной дисциплины. Речевое обращение воспринимается негативно, важно, чтобы все звуки, обращенные в его сторону, напоминали вокализацию. Если педагог начинает воспроизводить их, возникает подобие взаимодействие. Привлекая внимание, педагог может связывать себя с приятными для ребенка впечатлениями, но нельзя увлекаться и оказывать сильное давление. Заинтересованность ребенка можно поддерживать и активными играми, подбрасывать или кружить ребенка. В этом случае он не вступает в настоящий контакт, а использует взрослого, чтобы получить приятные впечатления. Постепенно надо показать ребенку, что ему лучше со взрослым, чем, без него, что взрослый может вызвать замечательные эффекты, сделать впечатления более яркими.

II группа

Наибольшая напряженность при первом контакте, они боятся чужих, незнакомой обстановки. Первое знакомство надо организовать так, чтобы  общая ситуация была для них знакомой. Они проявляют болезненную чувствительность ко взгляду, слову, голосу. Поэтому первый контакт надо строить осторожно, он должен иметь опосредованные формы. Привлекать внимание нужно не к себе, а к приятному сенсорному эффекту, например игры с водой, со светом, с песком. Детей этой группы гораздо легче напугать неожиданными или новыми впечатлениями. Подбирая материал, нужно следить за реакцией ребенка, как на него оказывают влияния новые впечатления. Снятие остроты переживания контакта происходит внутри привычного стереотипного действия -аутостимуляции

III группа

Дети III группы захвачены сюжетами собственных аффективных переживаний. Внешне кажется, что они активно ищут общения. Часто, не учитывая дистанции, они навязывают контакт людям, заговаривая с ними, втягивая их в игру. Однако этот контакт формален, и посторонний при этом часто даже предпочтительнее для ребенка, чем кто-то из близких людей. [6]

Действительное установление контакта с такими детьми возможно, но оно происходит постепенно, и под прикрытием типичных для них форм аутостимуляции. Взрослый должен сначала согласиться на навязываемую ему роль формального партнёра, стать терпеливым слушателем и зрителем, закрепить его избирательную направленность на контакт, дать ем опыт комфортного общения. Специалист должен суметь остаться благожелательным, но в большей мере нейтральным слушателем и зрителем. Участие проявляется в целом: ребёнок понимает, что он симпатичен и интересен ему, внимание педагога полностью принадлежит ребенку, и его странные темы фантазий принимаются педагогом как нечто само собой разумеющееся. Таким образом, в рамках стереотипного начинают появляться секунды живого, неформального, контакта.

IVгруппа

Установление контакта с детьми IV группы – это уже более нормальный процесс обучения очень робкого, очень застенчивого ребёнка. Такой ребенок очень зависим от своих близких не только физически, но и эмоционально, он нуждается в их постоянной эмоциональной стимуляции. С педагогом он чувствует себя безопасно, и свои отношения с миром старается строить опосредованно, через него, с помощью его указаний и правил.

Поэтому первые контакты с таким ребёнком необходимо, по возможности, строить опосредованно, через контакт с его близкими. Именно при общем разговоре происходит постепенное привыкание ребёнка к новому контакту. Педагог должен осторожно дозировать своё прямое обращение и передавать инициативу главного контакта ребёнку. Данная тактика позволяет постепенно уменьшить тревогу и напряжение ребёнка, он получает большую возможность сосредоточиться на новом лице,  менее болезненно реагировать на взгляд. Таким образом, установление контакта с ребёнком данной группы даёт возможность пробудить в нём избирательную заинтересованность в педагоге – и интерес к тому, что он делает. В контакте он начинает адекватно ориентироваться на оценку педагога, и можно определить некоторые общие эмоциональные сюжеты, дающие основу для дальнейшего развития сопереживания.

Для преодоления негативного отношения ребёнку к общению со взрослым на начальном этапе обучения, требования к нему должны быть минимальными. Успехом можно считать уже то, что ребёнок согласился быть рядом, подключился к действиям как пассивный участник.
Для уменьшения эмоционального дискомфорта, нужно оберегать ребёнка от травмирующих впечатлений, таких, как яркий свет, громкие звуки, резкие движения, предметы, напоминающие неприятные ситуации.
Для поднятия эмоционального тонуса важно организовывать игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, солнечными зайчиками, воздушными шарами, мыльными пузырями.[6]
Для того, чтобы привлечь внимание ребёнка с РДА и в то же время не напугать его, важно помнить пять правил (пять «НЕ»):

  • НЕ говорить громко;
  •  НЕ делать резких движений;
  •  НЕ смотреть пристально в глаза ребёнку;
  •  НЕ обращаться прямо к ребёнку;
  • НЕ быть слишком активным и навязчивым.[6]

Взрослому всегда следует помнить о том, что самым первым шагом при работе с аутичными детьми будет установление первичного контакта, создание положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий. Адаптационный период работы чаще всего длится от одной недели до нескольких месяцев.
Нужно быть осторожным и деликатным, общаясь с таким ребёнком, вести постоянное, целенаправленное наблюдение за ним. Замечая и интерпретируя вслух каждое его движение и жест, мы помогаем расширить внутренний мир аутичного ребёнка и подталкиваем к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Залогом успеха является гибкость поведения взрослого, умение вовремя перестроить занятие, изменить деятельность, а анализ его поведения в повседневной жизни позволить выявить стимулы, на которой стоит опираться в ходе коррекционной работы.[1]

Список использованной литературы

1.Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. // Дефектологи. – 1997.-№2 – с.31-40
2.Детский аутизм: хрестоматия / Сост.Л.М.Шипицына. СПб., 2001. 234 с.
3.Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М.,1985. 389 с.
4. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Основные представления о синдроме раннего детского аутизма // Дефектология. – 1987.-№6 – с.10-16; 1988.-№2. – с.10-15
5.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребёнок. Пути помощи. М., 1997. 125 с.
6.Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребёнком: (кн.для педагогов: метод. пособие) / О.С.Рудик. – М.:Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2015. – 189 с. ISBN 978-5-691-02065-0 Агенство CIP РГБ.

Яндекс.Метрика    ЦОиНК