13 - 12 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Лебедева Ольга Сергеевна, учитель-логопед,

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №25 «Солнечный зайчик», г. Серпухов

Мир звуков прекрасен! Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир.

Если ребёнок отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом. Когда пятилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С], в другую – со звуком [З], – у ребенка сформированный фонематический слух.
Фонематический слух – тонкий слух, который осуществляет операции различения и узнавания фонем, которые составляют звуковую оболочку слова.
Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.

Период, возраст ребенка

Характеристика

От 2-4 недель после рождения

Реакция на любые звуки

С 7-11 месяцев (Дофонемное развитие речи)

Отклик на слова, различие интонаций

Конец 1 года

Реакция на фонемы, входящие в состав слова

1-2 года

Активация фонематического восприятия всех звуков

Несовершенное фонематическое восприятие не только отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, но и тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых невозможны полноценное чтение и письмо.
Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом очень важны первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
Для повседневного общения достаточно первичного фонематического слуха, но для того, что бы ребенок овладел письмом и чтением, его недостаточно. Поэтому, надо развивать у детей более высокие формы фонематического слуха, при которых дети могут разделить слова на звуки, определять порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звковой структуры слова.
Эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов Д.Б.Эльконин назвал фонематическим восприятием [2]. Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

У многих дошкольников есть предпосылки развития дисграфии на почве несформированности звукового анализа и синтеза и артикуляторно-акустической дисграфии
в результате недоразвития фонематических функций.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Несформированность фонематического восприятия проявляется у школьников при письме в виде смешения и замены букв ( твердых-мягких звуков, звонких- глухих, согласных звуков, сходных по артикуляции)
Выделяют следующие уровни недоразвития фонематического восприятия

Значимость исследования фонематического фактора связана с тем, что на сегодняшний день большое количество детей имеет задержку речевого развития, которая влияет не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и письменную речь.
Главное, по мнению Л.С. Цветковой, недоразвитие фонематического анализа и синтеза приводит к глубокому изменению семантической структуры языка, и, прежде всего к нарушению значения и предметной отнесенности слова.[3]
Фонематический слух, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды активности ребенка: перцептивную, когнитивную, регулятивную деятельность и др. Поэтому, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, которые приводят к учебной дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойких фонематических дисграфий, дислексий и дискалькулий.
Таким образом:
• актуальным для выявления характера сформированности речевых средств у ребенка является исследование фонематического фактора;
• проведение первичного обследования фонематического восприятия позволит:
- установить степень выраженности речевого нарушения;
- выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы;
- выделить подгруппы детей для работы;
• по окончании коррекционного периода обучения рекомендуется провести итоговое обследование по предложенной таблице. Это позволит проследить динамику коррекционного процесса, определить эффективность проведённой работы, сделать заключение о речевом развитии ребенка.
В основу обследования положена методика Л.Ф. Спировой, которая рекомендует начинать обследование с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, и согласных звуков, стоящих в конце слова, переходя постепенно к более сложным для детей позициям звуков.
Обследование проводится по 3 направлениям:
I. Различение сходных фонем на слух.
II. Различение сходных фонем в произношении.
III. Выявление готовности к звуковому анализу.
Для определения качественной и количественной оценки уровня сформированности фонематического восприятия и готовности к звуковому анализу была разработана таблица и следующие критерии оценок:
5 баллов - ребёнок справляется с заданием самостоятельно;
4 балла - справляется самостоятельно, но допускает незначительные ошибки;
3 балла - справляется полностью после нескольких повторений;
2 балла - справляется частично с помощью взрослого после неоднократных повторений;
1 балл - не справляется с заданием.
Оценивается каждое задание, затем результаты суммируются.

Таблица. Обследование уровня сформированности фонематического восприятия.

I. Различение сходных фонем на слух

1. различение изолированных звуков

Звуки проговариваются парами, ребёнок условными сигналами реагирует на одинаковые звуки

И-ы ы-ы ж-ж ж-з б-п

И-и ы-и з-ж з-з б-б

2. узнавание и различение слов, близких по звуковому составу

Логопед произносит пары слов и предлагает ребёнку внимательно послушать и поднять руку, если услышит одинаковые слова

День-пень пень-пень кол-кол

Кол-мол сок-мок мел-пел

II. Различение сходных фонем в произношении

1.группировка парных картинок на сходные звуки

Назвать предмет на картинке и разложить их на две группы (ж) и (ш).

 

Па-та-ка; сва-зва-сва; ка-па-та; тмо-тмо-дм

Та-ка-п; пны-бны-пны

3.воспроизведение рядов слов

Каток-платок-листок

Ветка-клетка-пятка

4.игра «Доскажи словечко»

Серый волк в густом лесу встретил рыжую …(лису)

Лежебока рыжий кот отлежал себе …(живот)

Вяжет мама длинный шарф, потому что сын…(жираф)

III.Выявление готовности ребёнка к звуковому анализу

1.звуковой анализ звукосочетаний из двух гласных

Ау, уа, аи, иа

2. определение места звука С в словах

Санки, нос, автобус, сумка, косы, лиса.

Литература

1. Варенцов Н.С., Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников» М. 2012г.
2. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. «К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста» М. Просвещение, 2005г.
3. Каше Г.А. « Подготовка к школе детей с недостатками речи» М. 2015г.

Яндекс.Метрика    ЦОиНК