13 - 12 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Щербакова Татьяна Вячеславовна, воспитатель,

МДОУ детский сад №47 «Радуга», г. Серпухов

Гончарова Наталья Николаевна, воспитатель,

МДОУ детский сад №47 «Радуга», г. Серпухов

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и дошкольном учреждении. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные изменения. Педагоги отмечают снижение ее воспитательной функции, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Основные причины, осложняющие взаимодействие родителей и ДОУ:
1. Нехватка времени,
2. Высокий темп жизни,
3. Недостаточный опыт в вопросах дошкольного воспитания, педагогики и психологии,
4. Нестабильность общества и др.
Педагогическое воздействие только тогда будет эффективным, когда будет строится в согласовании с семьей. Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон “Об образовании” ст.18), родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок.
Анкетирование родителей, проводимое в нашем дошкольном учреждении, показало, что они готовы к сотрудничеству. Авторитет педагога в вопросах воспитания очень высок, 88% опрошенных родителей считают воспитателя основным источником информации.
Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от дошкольного учреждения, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, нам стало понятно, что традиционные формы и методы работы с родителями, применяемые ранее оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе.
Работа с семьями воспитанников должна опираться на ФГОС и учитывать современные требования общества, необходимо искать новые подходы к этой проблеме, использовать активные и интерактивные формы и методы взаимодействия.
Сотрудники дошкольных образовательных организаций отмечают наличие противоречий в процессе взаимодействия с семьями воспитанников. Часто это вызвано большим интересом к развлекательным мероприятиям (утренникам, вечерам и т.д.)
Положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласование действий педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и к организации совместной деятельности
И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи. Особенностью проектной деятельности в системе дошкольного образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, родители и другие члены семьи. Родители являются источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенка и педагога в процессе работы над проектом. Они становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов для игр, конкурсы, презентации вовлекают родителей в воспитательный процесс, сближают их с детьми, а так же помогают раскрыть творческие способности детей.
Можно выделить следующие задачи, реализуемые в ходе совместной деятельности ДОУ и родителей:
1. Активное вовлечение семей в образовательное пространство,
2. Изменение роли родителя: пассивный наблюдатель становится активным участником,
3. Совместное формирование познавательного интереса ребенка.
Совместная проектная деятельность помогает расширять кругозор детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, способствует позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и детского сада.
Используя, проектную деятельность в работе с родителями нами были проведены интересные совместные мероприятия, досуги и развлечения, разработаны и внедрены в работу педагогические проекты с привлечением родителей и всех членов семьи.
В проекте «Моя семья» дети совместно с родителями рисовали герб семьи, сделали книжки - малышки в которых рассказывали о семейных традициях и увлечениях. При изготовлении древо, к работе привлекались бабушки и дедушки, тети дяди. Составление родословной послужило сплочению всех членов семьи, что в результате создало благоприятную эмоциональную атмосферу. Изучение традиций и обычаев семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду.
В познавательно - творческом проекте «Листопад, а что потом?», взрослые помогали детям искать ответы на вопросы , что такое листопад? и куда исчезают опавшие листья? По его завершению родители вместе с детьми организовали выставку гербариев. Во время проведения проекта « День города»- дети познакомились с историей Серпухова, а родители помогли им выбрать любимый уголок города и запечатлеть его. Был разработан и проведен годовой познавательно - творческий проект « Деревья - наши друзья». В рамках этого проекта были проведены выставки творческих работ родителей и детей «Дары осени», «Волшебный листочек», «Зимние фантазии», « Берегите природу», а весной родители приняли участие в экологической акция «Посади, деревце!». На территории ДОУ были посажены молодые саженцы туи.
К дню космонавтики, при реализации проекта «Космические просторы», коллективом инициативных родителей была создана стена - «Необъятный космос» в групповом помещении детского сада.
В городском конкурсе детско-родительских творческих проектов «Карнавальный костюм» наш проект «Гость из поднебесья» занял второе призовое место.
В связи с введением ФГОС ДОУ и необходимостью преобразования развивающей предметно-пространственной среды в группе, был разработан долгосрочный проект «Преобразование РППС в средней группе «Солнышко»», в котором немалая роль была отведена родителям. Ими были созданы развивающие тренажеры «Волшебная подушка» и «Паровозик из Ромашкова», развивающая книга, а так же модульный трансформируемый уголок тематического досуга.
Сотрудники ДОУ активно используют форму организации занятий в форме семейных чтений. Семейное чтение – прекрасный способ дать ребёнку возможность почувствовать себя любимым, побуждает его к разговорам, дает возможность соучастия и проявления чувств. А совместное чтение в детском саду способствует эмоциональному и духовному сближению детей и родителей. В нашем ДОУ прошли очередные семейные чтения посвященные 130 – летию со дня рождения детского поэта Самуила Яковлевича Маршака.
В летний период в рамках взаимодействия с родителями воспитанников проведены Неделя воды, День папы, День семьи и другие мероприятия.
В сентябре ДОУ был проведен Патриотический фестиваль в рамках реализации проекта «Город детства и моей мечты», в котором приняли участие педагоги, родители и воспитанники старших и младших групп.
Так день за днём мы выстраиваем наше взаимоотношения с семьями воспитанников, которые строятся на взаимопонимании, доверии и взаимопомощи. Мы пришли к выводу, что метод проектной деятельности во взаимодействии с родителями является эффективным. Опыт работы свидетельствует, о том, что родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

Список литературы

1.Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива», 2013.
2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.
3.Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей/ авт. сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2014.
4. Официальный сайт МДОУ — Детский сад № 47 «Радуга» г.Серпухов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dsraduga47.ru/

Яндекс.Метрика    ЦОиНК