13 - 12 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Юркина Виктория Викторовна, воспитатель,

МДОУ – детский сад № 21 «Сказка», г. Серпухов;


Амченкина Мария Алексеевна, учитель – логопед,

МДОУ – детский сад № 21 «Сказка», г. Серпухов

На современном этапе взаимодействие с семьями воспитанников является одним из важнейших факторов образовательного процесса. Только совместными усилиями педагогов детского сада и родителей можно добиться отличных результатов в воспитании и обучении подрастающего поколения. Очевидна важность постоянного совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии ребенка.
Одной из наиболее эффективных и продуктивных форм взаимодействия педагогов ДОУ и родителей, способствующих всестороннему развитию воспитанников, является театрализованная деятельность.
Совместная театрализованная деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни дошкольного образовательного учреждения, что способствует расширению круга общения, создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества. [4]
В театрализованную деятельность вовлекаются не только мама с папой, но и другие члены семьи: дедушки, бабушки, сестрички и братики. Как показала практика, совместная театрализованная деятельность не только развлекает, но и воспитывает нравственно – волевые качества, активизирует познавательную деятельность, развивает воображение, способствует развитию речи.
В совместной театрализованной деятельности можно выделить основные формы работы:
1. Совершенствование предметно – пространственной среды (пополнение театрализованных уголков атрибутами, куклами, костюмами, разными видами театра).
2. Участие родителей в праздниках (исполнение ролей, написание сценария, подготовка детей и т.д.).
3. Постановка спектаклей – драматизаций, кукольных представлений совместно с детьми и для детей.
4. Участие в НОД и интегрированных мероприятиях с элементами театрализованной деятельности.
5. Совместная реализация образовательных и воспитательных задач посредством театрализованной деятельности (развитие коммуникативных навыков у детей, культуры поведения, эстетического восприятия, формирования волевых черт характера и т.д.).
6. Организация театрализованной деятельности в домашних условиях (выполнение элементов театрализованной деятельности: театрализованная игра, инсценировка стихов, потешек, создание семейных спектаклей и др.)
7. Семейное и коллективное посещение театров. [3]
Родители принимают активное участие в создании развивающей среды для своих детей, как в группах, так и в музыкальном зале. Сначала педагоги знакомят родителей с разными видами театров, которые используются для работы с детьми в дошкольном учреждении. При организации театрализованных игр используются разные виды театра: кукольный, бибабо, на фланелеграфе, пальчиковый, теневой, плоскостной, театр игрушек, нагрудники, шапочки героев и др. Познакомить с видами театров можно на родительском собрании или за «круглым столом». Воспитатель должен заинтересовать родителей, побудить желание сотрудничать, создавать благоприятные условия для дальнейшего взаимодействия. Можно подготовить выставку театральных игрушек, показать презентацию «Игрушки своими руками» или провести мастер – класс. Целесообразно создавать творческие мастерские, где своим опытом могут поделится и родители, и педагоги.
Очень радует тот факт, что родители, бабушки, дедушки, старшие сестры и братья учувствуют в утренниках, праздниках, досугах с удовольствием. Привлекаются и другие родственники. Малыши с восторгом наблюдают за действиями своих родных, гордятся и радуются их успехам, стараются быть похожими на них.
Разрабатывая сценарии мероприятий, музыкальный руководитель и воспитатели нередко пользуются приёмом включения родителей в игровую театрализованную ситуацию, смоделированную в рамках утренника.
Постановка спектаклей – драматизаций, кукольных представлений совместно с детьми и для детей, является самым трудоемким процессом в совместной театрализованной деятельности. Помимо того, что нужно выучить текст, отработать все приёмы актёрской игры (мимику, жесты, интонации и т. д.), необходимо продумать костюмы и декорации, всё это сообща изготовить. Для систематического и планомерного совершенствования умений и навыков, создаются театральные кружки, студии, театральные гостиные, участниками которых являются воспитанники детского сада, родители и выпускники дошкольного учреждения.
Для детей младшего дошкольного возраста педагогом используется метод вовлечения родителей в непосредственно образовательную деятельность и интегрированные занятия. Преимущество таких мероприятий в том, что каждый ребёнок проживает ситуацию от имени своего героя вместе со взрослыми. Таким образом, с каждым малышом ведется индивидуальная работа. Педагог или музыкальный руководитель использует разные виды театра, тем самым помогая ребенку адаптироваться к детскому учреждению и преодолеть психологические трудности.
Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере и любую ситуацию разрешать при совместных действиях. Совместная творческая деятельность позволяет родителям побывать авторами текста, исполнителями ролей, почувствовать творческую атмосферу и раскрыть свои умения и талант. Главный принцип – уважение, доверие, доброта, любовь!
Важно, что театрализованная деятельность, способствует развитию речи, как монологической, так и диалогической. Заученные во время подготовки к спектаклю или используемые в работе с детьми театрализованные игры и упражнения являются литературными образцами речи, которые они используют впоследствии, как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Происходит практическое усвоение речевой коммуникации. С родителями регулярно проводятся консультации, на которых они получают рекомендации, как организовать совместную творческую деятельность с ребёнком дома, проводится анкетирование, разрабатываются памятки. [1]
Родители становятся инициаторами организации в домашней обстановке разнообразной театрализованной деятельности. Кукольный спектакль можно показать в любом удобном месте, умывание веселее проходит под потешку «Водичка, водичка», а эмоционально рассказанная сказка останется в памяти на всю жизнь. Самое сложное в домашних условиях – это создание семейных театров. Это процесс трудоемкий, он требует соответствующих умений и навыков, достаточно свободного времени. Однако, результат превосходит все ожидания! Все участники получают новые впечатления, а самое главное - это нравится детям! Очень важно заронить в детей интерес к важным вопросам мироздания в раннем возрасте. Не читать нотаций и все объяснять, а именно удивить, заинтересовать ребёнка, предложить самому подумать. Через театральный экспромт, импровизацию можно рассуждать с детьми на важнейшие этические, социальные, исторические и философские темы: откуда взялся человек; в чем смысл жизни; что такое счастье, справедливость, честность; как бороться со своими недостатками; как научиться дружить; какой была наша Родина много лет назад и т.д. [ 5 ]
Посещение театра может быть семейное и коллективное. Перед коллективным походом в театр педагоги проводят предварительную работу с детьми: знакомят с театральными профессиями, правилами поведения в театре, читают сказки. Родители продолжают знакомство с театральным искусством дома. Совместно планируется посещение театра.
Все направления работы с родителями, по театрализованной деятельности можно объединить в проектной деятельности. Совместный творческий проект положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.
При взаимодействии родителей и педагогов в организации и осуществлении совместной театрализованной деятельности возникает ряд проблем на современном этапе:

  •  полная занятость родителей;
  •  не желание родителей участвовать в театрализованной деятельности по ряду многих причин;
  • не все педагоги владеют спецификой обучения театральному искусству;
  • отсутствие материальных средств, для организации театрализованной деятельности.

Проблем можно избежать, благодаря искренней заинтересованности родителей и педагогов во взаимодействии в данном направлении.
Таким образом, вовлекая родителей в активную театрализованную деятельность совместно с детьми и педагогами в ДОУ, мы создаём условия для укрепления эмоциональных связей ребёнка с его семьёй, что способствует более глубокому погружению детей в атмосферу игры, волшебства, праздника. Это позволяет эффективнее решать поставленные педагогические задачи, развивать художественно – эстетический вкус и творческие способности детей, а также поддерживать взаимосвязь детского сада с родителями в общем деле воспитания, образования и развития ребёнка.

Список использованной литературы

1. Акулова О. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.
2. Алексеевская Н. Домашний театр. Серия «Через игру к совершенству»-М. Лист, 2008-192 с.
3. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993.
4. Дорохина Н.В., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-синтез, 2008, https://profilib.com/chtenie/81126/elena-evdokimova-semeynyy-teatr-v-detskom-sadu-sovmestnaya-deyatelnost-pedagogov-2.php.
5. Калинина Г. Давайте устроим театр. Театральное искусство, как средство воспитания. М.: Лепта, 2007 г., www.lepta-kniga.ru.

Яндекс.Метрика    ЦОиНК