13 - 12 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Третьякова Галина Викторовна, к.п.н.,

доцент Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, Москва

Отличительное для начала 21 века изменения в характере образования – в направленности, целях, содержании – ориентируют его на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. При этом обновление содержания образования, разработка нового поколения стандартов напрямую связывается с реализацией компетентностного подхода.К настоящему времени накоплен определенный научный опыт осмысления таких категорий, как «компетентность» и «компетенция» (А.Н.Дахин, О.Е.Лебедев, Г.Б.Голуб, Т.В.Иванова, А.В.Баранников, О.В.Чуркова, А.В.Хуторской и др.). Осуществляются исследования и по проблемам профессионально-педагогической компетентности современного учителя (Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Г.А.Пахомова, В.М.Антипова, Т.М.Сорокина и др.). Таким образом, под профессиональной компетентностью понимаются сложившиеся в процессе обучения и развивающиеся в ходе профессиональной деятельности интегративное качество студента, образованное системой ключевых и специальных компетенций, которые представляют совокупность профессионально значимых свойств и обеспечивают успешную реализацию учебной деятельности. Базовую составляющую профессиональной компетентности образует система ключевых компетенций. Понятие «компетенция» широко рассматривается и в зарубежной, и в отечественной литературе. Прежде всего, его определяют как совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения определенной деятельности. Разные авторы выделяют различные ключевые компетенции(См.Рис).:

  • Экологическая – связана с ценностными представлениями студентов, его способностью видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение;
  • информационная компетенция – умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • коммуникативная – включает знания способов взаимодействия с окружающими людьми, владение различными социальными ролями в коллективе;
  • социальная компетенция означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности в области семейных отношений, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении;
  • практическая (специальная) компетенция направлена на развитие профессионально важных качеств личности, способствует освоению предмета профессиональной деятельности, совершенствованию знаний, умений и навыков.

В процессе обучения закладываются только основы будущей профессиональной компетентности, поэтому В настоящее время всё больше возрастают требования к уровню подготовки специалистов, в том числе к уровню владения ими иностранным языком Выпускникам высших учебных заведений необходимо практически свободное владение устной и письменной иноязычной речью. Таким образом, целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, овладение иноязычным общением. Коммуникация представляет собой «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека» (1).Общение характеризуется интенциональностью (наличие специфической цели и специфического мотива), результативностью (совпадение результата с намеченной целью), нормативностью (наличие обязательного социального контроля за протеканием и результатами акта общения), репрезентативностью (субъектная представленность говорящего) и полиинформативностью (многоплановость речевого общения) .Учитывая социальную направленность, А. А. Леонтьев различает три вида общения : 1) социально ориентированное или публичное общение (выступление на конференциях, проведение презентаций и т.д.), 2) групповое предметно -ориентированное общение (участие в переговорах. и диспутах), 3) личностно-ориентированное или индивидуальное общение (осуществляемое обычно двумя партнерами и имеющее личностный характер) (2).Все три вида общения характерны для профессиональной деятельности специалистов.

В соответствии с коммуникативным подходом обучение языку должно учитывать особенности реальной коммуникации, а в основе процесса обучения должна лежать модель реального общения, поскольку знания грамматической и лексической систем языка недостаточно для эффективного пользования языком в целях коммуникации. Коммуникативный подход предполагает овладение различными речевыми функциями, т.е. формирование умений выражать ту или иную коммуникативную интенцию. Все виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) неразрывно связаны между собой, поэтому в естественных условиях коммуникации будущим специалистам придется слушать на иностранном языке доклады, теле- и радиопередачи, принимать участие в беседах, переговорах, выступлениях и дискуссиях, читать периодическую литературу и литературу по специальности, вести корреспонденцию и т.д. Поэтому процесс обучения должен обеспечить требуемый уровень иноязычного профессионально ориентированного общения .Тема “Corporate Finance” базируется на реализации коммуникативного подхода к обучению иностранному языку как языку профессионального общения; она формирует все ключевые компетенции студентов в рамках професссионально-ориентированного общения(лингвистические,социолингвистические,дискурсивные,социальные)В качестве введения в тему накануне нескольким студентам предлагается подготовить экономические новости ,связанные с тематикой “Corporate Finance” на основе Newflash Cards.( студенты не просто готовят сообщения, но и фиксируют на отдельных карточках ключевую информацию).(3).

Перед чтением текста преподаватель предлагает студентам ответить на следующие вопросы:
1. Would you prefer to work for a big company? Why?
2. Why do people buy shares?
3. Why do companies issue shares?
4. What is debt financing? What is equity financing? Why do most companies use a mixture of the two?
5. What decisions do you usually make investing sizable sums of money? Are you ready to risk your own money? (4).

Затем следуют этапы I. Skimming и II. Scanning.При работе с текстом были бы очень уместны следующие приёмы-Fixed Expression Matrix (преподаватель разрезает текст на части и просит студента выстроить их в логическом порядке), Opinion Cards (преподаватель заготавливает карточки со следующим материалом, предполагающим выражение собственного мнения: 1. The board of directors is continuously involved in financial decisions
2. Securities have value because they are claims on a company’s real assets and cash.
3. All financial and monetary activities of a company are accomplished with the sole objective of profit maximization?
4. To meet the fund requirements a corporation has to get it from various sources at the lowest cost possible.
5. The financial decisions relate to the problem of what specific investment a firm should invest in.
6. It the project repeatedly produces a positive NPV at the analysis stage, it should be rejected.
7. A proposed project is valued using primarily an appropriate interest rate in consideration of risk.
Можно использовать и Polarity Cards,стимулирующие студентов выражать диаметрально противоположные точки зрения. Для поддержания мотивации студентам предлагается передать содержание прочитанного текста с точки зрения разных специалистов (финансового аналитика, финансового менеджера, юриста), а также применить приём Graphic Facilitation (представить фактический материал текста в виде различных графиков). Действенным способом осуществления обратной связи являются
клоуз-тесты (когда мы из изучаемого текста убираем либо каждое 7ое слово, либо каждое 12ое). Они экономичны по времени как для студентов, так и для преподавателя, поскольку ответы фиксируются с помощью ключей. Такой подход к тестированию позволяет отводить больше времени на коммуникативную практику:
Although the stockholders own the corporation,... dо not manage it. Instead, they ...to elect а board of directors. ...of these directors mау be drawn ... top management, but others аrе non-executive..., who are not employed by the .... The board of directors represents the .... It арpoints top management and is ... to ensure that managers act in ... shareholders' best interests.
Вся эта работа окажется эффективной и успешной при условии свободного владения студентами новыми лексическими единицами. Одним словом, необходимо сформировать у них устойчивый лексический навык, а для этого новая лексика должна быть постоянно в ротации (как было отмечено - минимум 7 раз в разных ситуациях общения). Следуя принципу имманентного воздействия на обучаемого, отдаём предпочтение монолигвальным словарям, точнее Macmillan Dictionary, (5 )где студенты имеют возможность познакомиться с аутентичным звучанием слова (учитывая IPA symbols) и, самое главное, с первичным окружением данной лексической единицы, её контекстом, лексико-семантическим полем. Студенты подбирают дефиниции для выделенных в курсовом учебнике новых слов, пользуясь цифровой версией Macmillan Dictionary.Задача преподавателя- варьировать эту работу на последующих занятиях: в работе над спеллиногом, когда студенты с места предъявляют дефиницию, студент у доски должен идентифицировать слово или выражение и правильно записать на доске.( Тем самым мы решаем проблему Student’s Speaking Time-предоставляя больше автономности и возможности студентам общаться на иностранном языке).На других занятиях, работая со словарём, студенты подбирают фразовые глаголы, дериваты, устойчивые выражения с новой лексикой, тем самым актуализируя и доводя до автоматического её использования в собственной речи.
В рамках коммуникативного подхода огромное значение имеют и грамматические конструкции, которые изучаются и усваиваются не как отдельно взятые формы и структуры, а как средства выражения определенных мыслей, отношений, коммуникативных намерений, изучаемые грамматические явления ограничиваются ситуативными параметрами, учитывающими социальные, семантические и дискурсивные факторы. В зависимости от целей, мы можем просить наших студентов составить разные типы вопросов к изучаемому тексту - а это послужит дальнейшей базой для формирования умений диалогической речи, трансформировать видо-временные формы глаголов, указать на случаи употребления Сослагательного наклонения.(6).
Мы считаем, что подобные задания нацелены на формирование и развитие собственно коммуникативных умений студентов в различных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме. В качестве дополнительного источника для развития аудитивных умений можно привлечь аутентичный учебник издательства Macmillan “In Company 3.0”,где представлен релевантный видео-материал ”Tricky conversations” и упражнения на- before,-while и –post-listening activity “In Company interviews: Units13-15. Завершаются эти упражнения ролевой игрой. (7).Кроме того, традиционными формами работы являются составление Summary изученного текста, памятуя о его компрессии, парафразе и широком использовании дериватов, а также подготовка презентации по теме «Corporate Finance».
Все перечисленные факторы в совокупности входят в модель коммуникативного обучения английскому языку. Диапазон владения достаточным набором языковых средств позволяет студентам смело использовать их в определенных профессионально-значимых ситуациях общения, специфика которого определяется последующей профессиональной деятельностью.

Список литературы:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999,с324.
2. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1999. - 365с.
3. Вебинар ” Top Tips to Boost Your Business English Lessons “ with Mark Powell/14 Oct 2015
4.М.В.Афанасьева, М.Ф. Матявина, Г.Г. Пушкина. Английский язык. Учебное пособие для развития навыков профессионального общения для третьего года обучения в бакалавриате ФМЭО. М.: Финансовый университет,2012,232с.
5. Мacmillan Dictionary, 2014.
6. www/macmillan.com.
7. In Company 3.0.Macmillan Publishers Limited,2014

Яндекс.Метрика    ЦОиНК