13 - 12 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Суркова Наталья Львовна, преподаватель русского языка и литературы,
ГАПОУ МО «Губернский колледж», г. Серпухов

Одно из направлений развития современной системы профессионального образования составляет реализация компетентностного подхода к обучению [8], что объясняется общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
На уроках русского языка формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция проявляется в умении «осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности» [4]. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются, когда обучающиеся на уроках и во внеурочной деятельности систематизируют свои знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его строении, развитии и функциях, когда они овладевают нормами русского литературного языка, совершенствуют умение пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащают свой словарный запас и учатся пользоваться разнообразными грамматическими средствами при построении речевых высказываний [4]. Культуроведческая компетенция предполагает, что обучающиеся воспринимают язык как форму выражения национальной культуры, понимают национально-культурную специфику русского языка, осознают взаимосвязь языка и истории народа, владеют нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения [4].
Одним из способов реализации компетентностного подхода к обучению может быть технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) [1, 2, 3, 5, 7], поскольку она способствует становлению и развитию именно тех профессиональных качеств, которые необходимы современному специалисту: открытое, гибкое, рефлексивное мышление, коммуникабельность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности, умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, отбирать информацию с точки зрения ее важности, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения, учет альтернативности принимаемых решений, самостоятельность поисковой творческой деятельности.
Базовая модель технологии включает три стадии (этапа): вызов – осмысление содержания – рефлексия. На стадии вызова актуализируются и обобщаются имеющиеся у обучающихся знания по данной теме или проблеме. Она пробуждает интерес к изучаемой теме, мотивируя к учебной деятельности; позволяет обучающимся сформулировать вопросы, на которые им хотелось бы получить ответы. Цель стадии осмысления – помочь обучающимся получить и осмыслить новую информацию, соотнести ее с уже имеющимися знаниями, найти ответы на поставленные вопросы. На стадии рефлексии работа направлена на целостное осмысление, обобщение и творческую переработку полученной информации, на формирование собственного отношения к изучаемому материалу.
Интересным приемом реализации технологии РКМЧП в практике обучения является «продвинутая» лекция, цель которой – стимулировать обучающихся к активному слушанию и критическому мышлению.
Прием осуществляется в несколько этапов (возможны варианты). 1-ый этап – вызов. Педагог представляет тему и задает проблемный вопрос по содержанию лекции. Организуется работа в парах: обучаемые обсуждают и записывают имеющиеся у них соображения. Затем заслушиваются выступления от пар, высказанные идеи фиксируются на доске. 2-ой этап – анонс содержания лекции. Работа проводится в парах: по ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения знаком «плюс» и расхождения – знаком «минус». 3-ий этап – осмысление. Педагог читает лекцию. 4-ый этап – рефлексия. Подводятся предварительные итоги. Форма работы может быть как индивидуальной, так и парной. Индивидуальное задание: выделение главного – письменный ответ. Работа в парах: соотнесение своих предположений с услышанным материалом, формулировка общего ответа, выступления от пар. (Если объем изучаемого материала большой, то педагог может разбить лекцию на части. В этом случае этапы 2 – 4 будут повторяться.) 5-ый этап – итоговая рефлексия. Проводится в форме 10-минутного эссе, когда каждый учащийся самостоятельно составляет письменный ответ на основной вопрос по материалу лекции. 6-ой этап – обучаемые сдают работы педагогу, который, проанализировав ответы, делает вывод о качестве усвоения учащимися содержания лекции, а также может использовать их как материал для подготовки к следующему занятию.
Обратимся к конкретному примеру. Данное занятие было разработано для обучающихся по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и рассчитано на 2 академических часа.

Тема: «Частица как служебная часть речи».
Задачи: способствовать формированию представлений о частице как служебной части речи, о видах (модальные и формообразующие) частиц и их функциях, о разрядах частиц по значению; обобщить и систематизировать знания о правописании частиц же (ж), бы (б), ли (ль), кое- (кой-), -то, -либо, -нибудь, -таки, -ка, -тка, -с, -де; способствовать развитию коммуникативной, языковой лингвистической и культуроведческой компетенций; способствовать формированию профессиональной компетентности студентов.
Тип занятия: комбинированный (1-ый час – «открытие» нового знания, 2-ой час – закрепление изученного).
Методы и приемы обучения, формы работы: «продвинутая» лекция и синквейн (технология РКМЧП), взаимоопрос (АМО), проблемный, словесный, фронтальная и индивидуальная работа, работа в парах.
Оборудование: учебники А. М. Земского (1 часть) [6] и В. Ф. Грекова [9], раздаточный материал.

Ход занятия

I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Предупредительный диктант.
Слова: труженик, преклонный, аккуратный, несмотря на возраст, занимались, гимнастика, комната, топор, сарай, нелегкий, зато полезный, в течение дня, Волга-река, напряженный, умственный, кабинет, в одиночестве, сосредоточенный, никто.
2. Фонетический анализ слова «преклонный».
3. Частичный морфологический разбор.
- Слова каких частей речи встретились в словарной работе?
(Существ.: труженик, возраст, гимнастика, комната, топор, сарай, день, Волга, река, кабинет. Прилаг.: преклонный, аккуратный, нелегкий, полезный, умственный. Местоим.: никто. Глаг.: занимались. Причаст.: напряженный, сосредоточенный. Наречие: в одиночестве. Предл.: несмотря на, в течение. Союз: зато.)
- Каких частей речи «не хватает»?
- На какие две большие группы подразделяют все части речи?
- Чем знаменательные слова отличаются от служебных?
III. Формулирование темы занятия, постановка целей.
- Как вы думаете, какой будет тема нашего занятия?
- Сформулируйте цели, которые вы поставите перед собой.
IV. «Открытие» нового знания (прием «продвинутая» лекция).
1. Вызов. Представление темы. Проблемный вопрос по содержанию лекции: работая в парах, докажите, что частица – это служебная часть речи. Работа в парах: обучающиеся обсуждают и записывают имеющиеся у них соображения. Выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей (не имеют значения; передают различные оттенки смыла: отрицание, указание, вопрос, восклицание и т. д.; могут образовывать формы слов; не являются членами предложений).
2. Осмысление. Лекция преподавателя. Задание для обучающихся: по ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения знаком «+» и расхождения – значком «-».
3. Рефлексия. Работа в парах: сравнение прогноза с услышанным материалом. Выступления от пар.
V. Закрепление.

1. Осложненное списывание.
Земский: с, 376, № 355.
Поверка.
2. Тестирование.
1. Определите, какой частью речи является слово весь (всё, вся, все):
а) местоимением-прилагательным;
б) местоимением-существительным; в) частицей;
г) наречием.
1. Нашему уроду всё не в угоду.
2. Всем богам по сапогам.
3. Не всё коту масленица, будет и великий пост.
4. Хороший закройщик всё выкроит.
5. Не всё правда, что люди говорят.
6. Всю хитрость не изучишь, а себя измучишь.
7. По саже хоть гладь, хоть бей – всё черно.
8. Чьи грехи закрыты, а наши всё наружу.
2. Определите, к каким разрядам по функции относятся выделенные частицы: а) к формообразующим; б) к модальным.
1. Были бы песни, будут и пляски.
2. Хорошо летаешь, да где-то сядешь.
3. Пусть бы подрался, да отвязался.
4. Чёрная собака, белая собака, а всё один пёс.
5. Не принять горького, не узнать и сладкого.
6. Завали правду золотом, затопчи в грязь – всё наружу выйдет.
7. Не будь лжи, не стало б и правды.
8. Что за честь, коли нечего есть.
3. Определите, какие модальные значения выражают вы¬деленные частицы:
1) модально-волевое; 2) отрицательное; 3) вопросительное.
1. Давай взапуски прясть!
2. Неужто съедено, что в рот положено?
3. Семи смертям не бывать, а одной не миновать.
4. Попятчику да будет стыдно.
5. Не тебе бы говорить, да не мне бы слушать.
6. Невидаль, корову купил: будет ли на лето трава?
4. Определите, какие смысловые оттенки выражают вы¬деленные частицы:
1) указания;
2) усиления смысла; 3) выделения, ограничения;
4) уступки.
1. Лишь бы на наш век стало, а там трава не расти.
2. Он из них просто верёвки вьёт.
3. Улица-тo прямая, да хата кривая.
4. Вот горе, что горевать не по чем.
5. С паршивой овцы хоть шерсти клок.
6. Болящий ожидает здоровья даже до смерти.
7. Ныне и правде-тo никто не верит.
Проверка.
Объяснение смысла пословиц и значения слова «взапуски».
3. Взаимоопрос (работа в парах).
Греков: с. 231, § 61.
Технология применения: два ученика читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного.
4. Выборочное списывание.
Греков: с. 231, № 362.
Целевое задание: выписать из предложений частицы вместе со словами, к которым они относятся.
VI. Подведение итогов (прием «Синквейн»).
Синквейн составляется коллективно.
Возможный вариант:
Частицы.
Модальные, формообразующие.
Служат, выражают, образуют.
Человеку необходимо их знать.
Служебные слова.
VII. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание.
Общее: 1) выучить теоретический материал;
2) подготовить вопросы по изученному материалу.
Индивидуальное (на выбор): 1) Земский, с. 384, № 363;
2) выписать из произведений художественной литературы 10 предложений с частицами, определить их разряд.

Литература

1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. – 342 с.
2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Институт ПО Министерства образования России, 1995. – 336 с.
3. Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. – М.: Мирос, 2002. – 176 с.
4. Воителева Т. М. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 21 с.
5. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. // Директор школы. – 2005. – № 4. –
С. 66 – 72.
6. Земский А. М. и др. Русский язык: В 2 ч. — Ч. 2: Синтаксис: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / А. М. Земский, С. Е. Крючков, М. В. Светлаев; Под ред.
В. В. Виноградова. — 13-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр “Академия”, 2010. — 224 с.
7. Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005. –
С. 5 – 13.
8. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1353 (ред. от 25.03.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах».
9. Русский язык. 10 – 11 классы: Учеб. для общеобразоват. учреждений /
В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – 368 с.

Яндекс.Метрика    ЦОиНК