13 - 12 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Харченко Анжела Юрьевна, учитель-дефектолог и

Чаликова Екатерина Владимировна, учитель-логопед,

МДОУ №25 компенсирующего вида «Солнечный зайчик» г. Серпухов.

«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так и не может развивать,

образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым,

воспитанным, и образованным. Он лишь до тех пор способен

на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием».

А. Дистерберг.

Цель данной статьи – помочь педагогам и психологам, родителям, которые впервые столкнулись со случаем РАС. Надеемся, что представленная здесь информация окажется полезной и специалистам, которые уже имеют опыт работы с аутичными детьми.
Загадочный синдром ставит аутичных детей в особый ряд. Работа с таким ребенком требует уникального подхода и специалисту необходимо обладать особой чуткостью и находчивостью. Современная практика работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра включает основные и дополнительные методики. К основным методикам относятся:

  • АВА «Прикладной анализ поведения». Данной методике почти тридцать лет. Основывается на том, что любое поведение влечет за собой последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, и др., разбиваются на мелкие блоки – действия (behaviors). Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, используются пищевое подкрепление; [3]
  • Floortime «Игровое время» (методика Гринспана). Основная задача - это помочь ребенку пройти через все стадии: стадии интереса к миру, стадии привязанности, стадии двухсторонней коммуникации, стадии осознания себя и решения социальных проблем, стадии символической игры, стадии осознания эмоциональных идей и эмоционального мышления; [7]
  • TEACCH « Структурное обучение». Основа методики — четкое структурирование пространства и времени через различные формы расписаний, т.е. через визуализацию. Главные области для развития навыков — общение, социализация, практические навыки, обучение независимости и подготовка к взрослой жизни; [7]
    А также труды отечественных специалистов, таких как С. А. Морозов и О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг.

К нетрадиционным относим:

  • развитие межличностных отношений, РМО (Relationship Development Intervention, RDI) авторы С. Гатстин и Р. Шили; [7]
  •  "More Than Words" («Больше, чем слова»); [7]
  • The P.L.A.Y. Project. [7]

Дополнительные приемы, которые используются в комплексе с основными:

  • визуальные материалы, которые помогают демонстрировать желательное поведение (к ним относятся карточки PECS, визуальные расписания);
  •  видеомоделирование (демонстрация поведения с помощью видеозаписи и воспроизводящего оборудования для облегчения обучения или инициации желательного поведения или навыка);
  • игротерапия (сенсорные игры с водой, с песком, с тестом, с крупами, с красками);
  • музыкальная терапия;
  • пет-терапия (коррекция с помощью животных) и другие.

Все эти программы нацелены на результат и часто признанные методики и приемы обучения оказываются не эффективными, не подходящими конкретному ребенку. Усилия логопеда, психолога и дефектолога уходят на постоянный поиск и интеграцию лучших элементов в индивидуальную программу коррекции. В основном ребенок сам предлагает ту форму возможного взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна и интересна. Но коррекция, прежде всего, должна проводиться в комплексе со всеми специалистами и педиатром, и психиатром, и неврологом, и дефектологом, и логопедом.
Как специалисты мы считаем, что любая коррекционная работа должна начинаться с игры. Игра - способ ребенка знакомиться с миром и самим собой. Все дело в том, что особые дети тоже хотят играть, но в отличие от обычных детей, у них нет навыков, которые позволили бы им делать это с удовольствием. Игра способствует приобретению необходимых навыков, которые, восполняют недостатки сенсорной информации и помогают адаптироваться к различным ситуациям обычной жизни, подготовке к школе.[6]
Игра детей с РАС, нефункциональная, несоциализированая, ригидная, лишенная сюжета и символических черт, монотонная и состоит из многократно повторяющихся манипуляций с игрушками (которые используются не по назначению) или с неигровыми неструктурированными материалами (палочки, вода, песок, кусочки ткани, обрывки бумаги).[3]
В основе своей работы мы используем авторскую программу Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида» и «Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми» Т.Делани.
С неговорящим ребенком необходимо быстрее приступить к обучению чтению, чтобы было больше шансов вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи. Для этого используем пособие Л.Г. Нуриевой «Развитие речи у аутичных детей».[5]
Каждая программа адаптируется и терпит корректировку относительно потребностей и особенностей каждого ребенка. Это становится возможным благодаря согласованной работы педколлектива, родителей и окружающих лиц ребенка.

Список литературы

1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.––М.: «БУК-МАСТЕР», 1993.– 191 с: ил.
3. Мелешкевич О., Эрц Ю.Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития -- М.: Бахрах-М, 2017. 208 с
4. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. -- М.: Теревинф, 1997
5. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод, разраб. / Изд. 2-е.— М.: Теревинф, 2006. — 112 с.
6. Тара Делани. Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми. Пер. с англ. В. Дегтяревой ; науч. ред. С. Анисимова. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2014. – 272 С. Isbn.
7. РиаНовости «Методики коррекции аутизма» [электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/spravka/20120402/614653488.html

Яндекс.Метрика    ЦОиНК