20 - 09 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Матвеева Елена Александровна, воспитатель

МДОУ Детский сад № 21 «Сказка», г. Серпухов


В системе дошкольного образования произошли изменения, которые отразились на содержании коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением речи. Это проявляется в стремлении к использованию новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе является одной из главных задач дошкольного воспитания.
На практике педагоги часто сталкиваются с недооцениваем родителями проблемы обучения дошкольников графическим навыкам письма. Многие главным в подготовке к школе считают обучение детей чтению и счету.
Однако, для большинства детей, самым сложным предметом в начальной школе является письмо. Поэтому наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму. [4]
Медицинская и педагогическая статистика, за последние годы, а также непосредственная практика работы в дошкольных учреждениях подтверждают неуклонный рост детей с нарушениями речевого развития. Наиболее сложное и тяжелое речевое расстройство носит название «общего недоразвития речи» (ОНР). Среди дошкольников с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу — около 40%.
У большинства детей данной категории при поступлении в школу обязательно возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте эти дети не смогут успешно обучаться. [3]
В исследованиях ученых подчеркивается, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают большие трудности при овладении графическими навыками, и это значительно осложняет начальный этап их обучения в школе (А.К.Аксенова, Н.М.Барская, В.В.Воронкова, М.Ф.Гнездилов, Е.Н.Моргачева, М.Н.Перова, К.В.Щербакова, Л.П.Уфимцева, Э.В.Якубовская и др.). Исследования Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной показывают, что в практике логопедической работы недостаточно используются упражнения, направленные на развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи при подготовке детей к школе.
Сложные двигательные навыки (в том числе и графические) усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова, В. А. Силивон). В результате многократных повторений способ выполнения графического действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные его способы. Данный подход позволяет нам считать упражнение основным методическим приемом, обеспечивающим приобретение графического навыка. [2]
В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно. Такой подход во многом связан с психолого-физиологическими особенностями ребенка с ОНР. [1]
У детей, имеющих общее недоразвитие речи, отмечаются специфические особенности формирования графических навыков, такие как, недоразвитие кинестетического праксиса; недоразвитие динамического праксиса; недостаточная регуляция мышечного тонуса; низкий уровень развития координации движений руки; нарушение зрительно-пространственной ориентировки; затруднения ориентировки в окружающем пространстве; плохая ориентировка на листе бумаги; трудности в воспроизведении различных фигур и линий; нарушено умение копировать предложенный образец; затруднения в воспроизведении графического образца по представлению. [3]
Под графическими навыками подразумевается владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т. д. [4]
В данной статье рассмотрим работу с формированием графических навыков у детей с ОНР 3 уровня. 3 уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. У детей с третьим уровнем речевого развития отмечается развернутая обиходная речь без лексико-грамматической и фонетической недостаточности, наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полно сформирован ряд грамматических форм и категорий языка. Нередко они заменяют нужное слово другим, сходным по значению. Детям с этим уровнем речевого развития характерно нарушение слуховой дифференциации звуков.

В зависимости от сложности и уровнем точности их исполнения, задания упражнений и дидактических игр разделены на три этапа (методика Горбатовой Е.В.).

На первом этапе такие графические игры как «Дострой замок» тренируют руку малыша в проведении параллельных линий, «Раздели круг пополам», «Построй башни», «Дорисуй заборчик» помогают детям овладеть глазомерной функцией (устанавливать равные, половинные соотношения и т. п.). Дети учатся дифференцировать силу нажима на карандаш или фломастер, совершенствуются навыки проведения линий неотрывным способом. Точность выполнения упражнений этого блока относительная.
Усложнение претерпевает и характер графических упражнений: от образных, конкретных изображений к условным (использование точек, штрихов, графем). Комбинируются петельные, зигзагообразные, спиралевидные элементы.
Выполняя графические упражнения, дети учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе.
Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах), функции контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности. Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке.
Таким образом, следует уделять особое внимание формированию у детей старшего дошкольного возраста с ОНР именно графических навыков. Использование описанных игр и упражнений позволит детям сделать значительные успехи в овладении навыком письма в школе.

Литература:

1. Гаврина С.Е. и др. Готовим руку к письму. Пальчиковая гимнастика, штриховка, рисование, лепка [Текст]: пособие для детей 6—7 лет./ С.Е. Гаврина - Ярославль: Академия развития, 2008. — 64 е.: ил. — (Уроки для дошколят), с.2.
2. Горбатова В.В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста [Текст]: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования./ В.В. Горбатова - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. — 24 с.
3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) [Текст]: учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина - М.: МГОПИ, 1993. - 72 с.
4. Циновская С.Л. Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста [Текст]/ Циновская С.Л. //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2015 - № 9 – с.36 – 38.

 

Яндекс.Метрика   ЦОиНК