22 - 11 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Мария Алексеевна Амченкина, учитель-логопед

МДОУ – детский сад №21 «Сказка», г.Серпухов

На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение.
Решение этой проблемы тесно связано с осуществлением индивидуализированного и дифференцированного пошагового коррекционного воздействия, учитывающих внедрения тенденций обновления современного образования.
В психологической литературе, такие авторы, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев выдвигали положение о единстве эмоционального и когнитивного развития. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович писали, что именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются эмоции и чувства.
Изучением лексического строя речи дошкольников с ОНР и разработкой методик, для уровня сформированности словаря прилагательных занимались такие ученые как Р.И. Лалаева, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Большое внимание к проблеме формирования эмоциональной лексики отражено в работах И.Ю. Кондратенко.
Эмоциональная лексика, с точки зрения лингвистической науки, представляет собой систему взаимосвязанных единиц. Она выражает чувства, настроения, переживания человека, для нее характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционального компонентов значения слова, что предопределяет многообразие классификаций данной лексики.

Дошкольный возраст – период активного усвоения всех структур родного языка. Это период пробуждения и рассвета его познавательных, творческих, эмоциональных способностей.
Л.С. Выготский подчеркивал, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи.

Учитывая вышеперечисленное можно сделать вывод, что старший дошкольный возраст – конец периода спонтанного овладения родным языком. Дети осваивают основные, структурные закономерности организации высказывания, звуковой облик многих слов и их предметную соотнесенность, овладевают связной речью.

Все вышеизложенное указывает, что процесс развития лексической системы детей с ОНР не может происходить спонтанно, для этого требуется систематическая поэтапная логопедическая работа, направленная на формирование эмоционального пласта лексики.
Анализируя типичные лексические ошибки дошкольников с ОНР можно сделать вывод, что эмоционально-оценочная лексика у дошкольников с общим недоразвитием речи бедна и однообразна. Они испытывают трудности в назывании качеств, которые отражают их самооценку и отношение к себе. Ограниченность лексики связана с низкой речевой памятью, несформированностью эмоционально-волевой сферы. Словарь ограничивается рамками обиходно-бытовой тематики и является качественно неполноценным. Детьми используются и понимаются более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), которые являются характерными для детей раннего возраста, в то время как сверстниками с нормой речевого развития используются преимущественно жесты. Поэтому система коррекционной работы должна строится на использовании различных игр, упражнений, через которые дети учились бы различным средствам невербальной коммуникации и определению разных эмоциональных состояний людей.
Свою коррекционную работу, по преодолению недостатков лексической стороны речи, мы осуществляем в рамках системы формирования речи по программам логопедической коррекционной работы в специализированных группах для детей с речевой патологией (Т.Б, Филичева, Г.В. Чиркина). В рамках этих программ, а также используя методику работы по формированию эмоциональной лексики И.Ю. Кондратенко, мы смогли дополнить и расширить традиционную систему коррекционного воздействия. Специальные приемы работы и разнообразные задания были включены при проведении фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, а также в деятельность воспитателей и родителей.
Работа по формированию эмоционально-оценочной лексики проводится в два этапа: подготовительный и основной.
Цель подготовительного этапа – подготовка детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний доступных возрасту, для последующей интеграции этих знаний при формировании лексических навыков в области эмоциональной лексики.

Далее развитие интонационной выразительности речи проводилось в процессе:

  • проговаривания звуков;
  • проговаривания слогов;
  • проговаривания фраз;
  • заучивания стихотворений;
  • инсценировки диалогов с разной эмоциональной окраской.

Отработка интонационных возможностей детей в данной последовательности позволила закрепить имеющиеся умения в простых заданиях и уже сформированный навык перенести на заучивание и рассказывание стихотворений, диалогов. Проведенные на данном этапе приемы и задания способствовали не только подготовке артикуляционного аппарата детей к произношению образных выражений, но и пониманию эмоциональных состояний, сопутствующему тому или иному образу, а значит, способствовали усвоению образных речевых средств на следующем этапе.
Основной этап был направлен на формирование эмоциональной лексики, развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.

В третьем блоке работа была направлена на создание условий для понимания и употребления образной лексики детьми на моделях изучения сравнений, олицетворений и фразеологизмов. Работа проводилась в следующей последовательности:

  • понимание сравнений, основанных на сопоставлении предметов по разным основаниям с использованием наглядного материала (Как солнышко, как ежик и т.д.);
  • понимание олицетворений (Человек идет, часы идут);
  • дифференциация прямого и переносного значения глаголов в контексте (Девочка весело прыгает по лужам. Солнечный зайчик весело прыгает по лужам.);
  • соотнесение фразеологических оборотов с ситуацией и подбор эквивалентных выражений («Как с гуся вода», «В одно ухо влетело – в другое вылетело»);
  • отгадывание и составление загадок с использованием наглядного материала и схем;
  • понимание и использование пословиц и поговорок.

Особое внимание уделялось использованию детьми таких средств выразительности, как сравнения, олицетворения, фразеологизмы, загадки, пословицы и поговорки.
Таким образом, эмоционально-оценочная лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, его нравственные качества является важным звеном в развитии речи детей. Формирование эмоционально-оценочной лексики является ключевым условием эмоционального развития и нравственного воспитания. Усвоение этой лексики в единстве с нравственным развитием ребенка, интенсивным накоплением опыта нравственного поведения детей совершенствует их социальные контакты с окружающими.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Иванова С.В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе.// Логопед. – 2004. - № 4 с.57 - 64
2. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб: КАРО 2006г. – с.12 – 15, с. 112 - 139
3. Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб «Союз», 2004. – 224с.
4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. – М.: АПН РСФСР, 1989г. – с.46  

Яндекс.Метрика    ЦОиНК