21 - 07 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Ремезкова Светлана Алексеевна, учитель-логопед

МДОУ детский сад № 21»Сказка»

г. Серпухова Московская область

В условиях реализации ФГОС ДО особое значение приобретает работа по формированию коммуникативных умений и навыков у детей с общим недоразвитием речи.
От того, как ребенок умеет общаться, выражать свои мысли и чувства, - зависит очень многое. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Это значит, что он должен уметь : сотрудничать; слушать и слышать; воспринимать и понимать информацию; говорить.
Коммуникативная компетентность дошкольников с ОНР затруднена. Речь – одна из важнейших психических функций, и её нарушение отражается на протекании мыслительных операций, эмоциональных состояний. Ведь, именно, речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Плохо говорящий ребёнок, осознавая свой недостаток, становится нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими. Дети с ОНР, в отличие от нормально говорящих сверстников, особенно нуждаются в формировании коммуникативной компетенции. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникативной компетентности.
Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению особенностей общего и речевого поведения. Воспитанники нашей группы имеют общее недоразвитие речи, при котором нарушены все компоненты языковой системы. Они неконтактны, медленно включаются в общение, не умеют поддерживать беседу, что неизбежно ведет к снижению их коммуникативной активности. Без специальной коррекционной помощи коммуникативные нарушения у дошкольников с общим недоразвитием речи не устраняются. Напротив, речевые проблемы могут усугубиться и помешать успешному обучению в школе.
Для обследования особенностей развития коммуникативной компетентности старших дошкольников с общим недоразвитием речи городским методическим объединением учителей-логопедов была разработана и утверждена диагностическая карта, с помощью которой учитель-логопед ДОУ всесторонне исследует разные стороны коммуникативной компетентности воспитанников логопедической группы
Оценка коммуникативных умений проводится с учётом следующих критериев:

  • активность в общении умение слушать и понимать речь;
  • умение строить общение с учётом ситуации;
  • ясность и последовательность выражения своих мыслей;
  • использование форм речевого этикета.

На основании диагностики определяются направления коррекционной работы, методы и приёмы работы по формированию у детей коммуникативных компетенций.
Одним из действенных методов мы считаем разные виды коммуникативных игр и постоянно используем его в своей работе.
В игре развивается речь, и формируются нравственные нормы ребенка: он учится планировать и регулировать свои действия, взаимодействовать с партнёрами по игре.
Игры, направленные на формирование коммуникативных умений и на закрепление, автоматизацию этих умений.
Такие игры как «Будем вежливы», «Добрые слова », «Клубочек» создают непринужденную обстановку, помогают детям влиться в коллектив, развивают умение выслушивать мнение других участников игры, формируют потребность в сотрудничестве.
Игры «Последний лепесток», «Вежливые слова», развивают чувство коллективизма, желание быть вежливым.
Игры для творческого самоутверждения, требующие ситуации сотрудничества, когда есть действующие, передающие информацию и наблюдающие, которые стараются понять и оценить её: “Изобрази – пойми ”, “Зеркало ”, “Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!”,
Очень продуктивными являются упражнения, основанные на моделировании различных проблемных ситуаций. Они способствуют развитию у детей речевого этикета.
Дети становятся «корреспондентом» и берут интервью на разные темы; составляют различные типы рассказов и проводят экскурсии для друзей.
Для формирования диалогического общения мы используем настольно-печатные, дидактические игры: лото, домино, игры с правилами. Играя, дети общаются друг с другом, соблюдают правила вежливости, аргументировано доказывают свою точку зрения.
В подготовительной к школе группе, на втором году обучения в логопедической группе, мы используем игры-драматизации, разыгрывая отдельные эпизоды и сказки полностью, адаптированные для условий логопедической коррекции. Интересен и такой прием, как рассказывание различных стихов, сказок с помощью схем.
Работа по формированию у детей навыков общения происходит в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Этому вопросу мы посвящаем родительские собрания и консультации, совместные праздники, выставки, конкурсы.
В результате работы к началу школьного обучения у наших детей формируется навык свободного общения с взрослыми и сверстниками, который является залогом учебной успешности.

Список использованной литературы:

1. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2004.
2. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
3. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под. ред. Л.С. Сековец. – М.:АРКТИ, 2006.
4. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.

Яндекс.Метрика   ЦОиНК