20 - 09 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Прокофьева Людмила Евгеньевна,
учитель начальных классов,
МБОУ "Средняя школа №10" г. Чехова Московской области

Федеральные государственные стандарты в начальной школе предъявляют новые требования к контрольно-оценочной деятельности обучающихся, поэтому педагог должен хорошо представлять всю систему этого направления педагогической деятельности и планомерно, целенаправленно добиваться ее наиболее эффективного развития.
Оценивание рассматривается как значимая и важная цель обучения, поэтому в новых условиях ФГОС и учитель и ученик должны делать это правильно и совместно.
Подходить к проблеме сейчас нужно комплексно, с разных сторон, так как достаточно просты и понятны критерии оценки предметной деятельности, а вот метапредметные и особенно, личностные оценивать сложно. Тут велика доля субъективности, но и она должна вписываться в определенные рамки, понятные всем.
В условиях ФГОС с самых первых школьных уроков мы учимся совместно с учителем, а потом и самостоятельно оценивать свою работу.
Например, в первом классе, когда бальной системы оценок нет, мы можем применять несколько простых и ясных способов оценить свой труд. Например, применить «светофор»: красный свет – мне было сложно и мне нужно помочь; желтый свет – я справился, но еще не до конца уверен; зеленый – я умею делать это сам, я могу идти дальше.
Или другой пример: поднимаемся в горы.
Поставил значок у подножия горы – еще не все понял, нужно потрудиться; посредине горы – понял многое, но есть трудности; поставил флажок на вершине – уверен, что работал серьезно и достиг поставленной задачи.
Мы учим слова, которые могут дать оценку, устно: «молодец», «так здорово выполнил», «я справился на отлично», «работал хорошо», «работал неплохо», «я старался», «мне еще нужно в этом разобраться», «мне было трудно, но я хочу научиться».
Обучаясь уже в первом классе, ребята стараются приобрести оценочные умения:
1. Оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью «Светофора», «Восхождения на вершину», цветовой радуги и т. д.
2. Соотносить свою оценку с оценкой учителя;
3. Договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
4. Обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
Рассмотрим алгоритм оценивания в первом классе:

  • Какая была работа (учимся вспоминать тему и цель)?
  •  Удалось ли выполнить задание (сравниваем цели результат)?
  • Задание выполнено правильно или не совсем (учимся находить ошибки и признавать их, чтобы исправить)?
  • Выполнено задание самостоятельно или с чьей-то помощью?

В последующих классах на уроках мы усложняем работу по оцениванию. И школьники уже учатся понимать: что контролировать? Как оценивать? Кто может оценивать? Кого оценивать? Как непосредственно оценивать? Как фиксировать результаты? Когда ставить оценку? Какую оценку, в каком случае? С каким образцом, эталоном сравнивать? Как аргументировать оценку?
Это не простой процесс, к тому же каждому хочется, чтобы у него всегда были самые лучшие оценки. Поэтому мы стараемся, прежде всего, объяснить, что для хорошей оценки нужно усердно и постоянно трудиться, выполнять задания, делать свои дела основательно, а не «лишь бы сделать». Причем, обязательно мы учим ребенка оценивать действие, выполнение упражнения, старание, а не личные его качества в целом, не характер. Ведь, отметкой можно оценить только предметно достигнутый результат, или в целом достигнутое, освоенное универсальное учебное действие.
Очень важно преодолеть в детях стеснение по поводу оценивания вслух как своих так и других результатов, доказать, что каждый должен научиться оценивать усилия, сравнивать их с нормами, эталонами, на основании оценки корректировать свою деятельность, стремиться к лучшему.
В третьем-четвертом классе учащиеся должны понимать, что оценку можно разделить на две категории:

  • внутреннюю (учитель, родители, другие ученики, администрация организации) и
  •  внешнюю (всероссийские проверочные работы, муниципальные и городские контрольные работы, мониторинг системы образования, а далее государственная итоговая аттестация).

Внутри предмета можно выделить:

  • стартовую диагностику (входной контроль),
  • текущий контроль,
  • промежуточный контроль (триместровый, тематический);
  • итоговый контроль.

Среди наиболее часто употребляемых форм контроля в начальной школе (и получения оценок) можно выделить:
1. Устный ответ;
2. Проверку домашнего задания;
3. Самостоятельную работу;
4. Диктант;
5. Контрольное списывание;
6. Тестирование;
7. Сообщение и доклад;
8. Творческую работу;
9. Контрольную работу;
10. Комплексную проверочную работу;
11. Проверка осознанного чтения;
12. Проект;
13. Общественный смотр знаний.
В начальной школе после самооценки деятельности на уроке самим учеником, нужна гласная оценка работы учителем, где он поясняет правильность оценивания, уточняет детали, выделяет дополнительные критерии, мотивирует учащихся на дальнейшее развитие, устранение ошибок, поощряет интерес, активность, выставляет окончательную оценку.
Очень важна на уроках начальной школы оценка метапредметных результатов. Она представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана. Это обусловливает ряд требований не только к содержанию и форме организации учебного процесса, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки. Об этой оценки мы должны заботиться на каждом уроке, а выяснять ее уровень с помощью комплексных работ и специальных контрольных уроков, уроков обобщения и систематизации знаний. Но чтобы такие уроки не были формальными следует проводить их в интересных содержательных формах.

Яндекс.Метрика   ЦОиНК