20 - 09 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Ходырева Галина Алексеевна,
учитель математики МБОУ гимназии №7 г. Чехова Московской области

Общественный смотр знаний – незаслуженно забытая форма повторения и контроля материала, отвечающая как традиционным, так и современным требованиям.
Напомним, что контроль – это проверка соответствия контролируемого объекта установленным требованиям. Проверять изученное нужно тщательно, постоянно и по- разному. Наиболее популярными в геометрии видами контроля являются:

  • устный ответ,
  • ответ у доски,
  • проверка домашнего задания,
  • работа с инструментами интерактивной доски,
  • выполнение упражнения,
  • демонстрация доказательства,
  • сообщение,
  • самостоятельная работа,
  • контрольная работа,
  • тестовое задание.

Общественный смотр знаний – это демонстрация усвоенного материала и освоенных навыков перед одноклассниками, старшеклассниками, приглашенными педагогами, администрацией и даже родителями. Поэтому такой контроль имеет кроме основной функции – контроля знаний, еще и ориентирующие, развивающие, воспитывающие.
Об общественном смотре знаний учащиеся предупреждаются заранее, в самом начале изучения темы. Оговариваются критерии, виды работы на мероприятии, возможности получения оценок, варианты заданий. Это всегда сказывается хорошо на самом процессе изучения темы, мотивирует к тщательности и ответственности работы с материалами.
Для общественного смотра знаний кабинет математики готовится специально, либо работа происходит в актовом зале, где есть возможность и поработать с доской, и с экраном, и с карточками, и выступить за трибуной и пригласить большое количество зрителей. Кроме того, такое мероприятие позволяет девятиклассникам, которые далее собираются учиться в профильных классах, продемонстрировать свои успехи и свое сформировавшуюся готовность учиться многому и всегда.
Общественный смотр проводится по определенным этапам.

  • Вступление. Оргмомент. Мотивация занятия. Представление жюри. Знакомство с планом работы. Критерии для получения оценок.

1. Исторический экскурс: краткие сведения о развитии геометрии и стереометрии.
2. Теоретические вопросы (по билетам, которые раздаются произвольно):

  • Предмет стереометрии.
  • Понятие о многогранниках.
  • Призма.
  • Параллелепипед.
  • Объем тела.
  • Свойства прямоугольного параллелепипеда.
  • Пирамида.
  • Тела и поверхности вращения.
  • Цилиндр.
  • Конус.
  • Сфера и шар.

Примеры вопросов:
А) объясните, что такое многогранник, его грани, ребра, вершины и диагонали.
Б) Приведите примеры многогранников.
В) Объясните, как построить многогранник, называемой n-угольной призмой; что такое основания, боковые грани, боковые ребра, высота пирамиды.
Г) Какая призма называется прямой, правильной?
Д) Объясните, что такое параллелепипед, какие многоугольники являются его гранями
Е) Какой формулой выражается объем призмы?
Ж) Какой формулой выражается объем конуса? И так далее.
Вопросы для повторения Главы XIV напечатаны на страницах 335-343 в учебнике Геометрия 7-9 класс. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев. 20 изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384с.
3. Характеристика свойств основных фигур и демонстрация моделей.
(доклады, сообщения, учебные презентации по 3 минуты)
4. Характеристика основных законов и положений стереометрии.
5. Решение заданий - доказательств по группам.

Примеры задач напечатаны на странице 343 в учебнике Геометрия 7-9 класс. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев. 20 изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384с.

Примеры демонстрационных заданий (заранее показанные группам, разобранные по доказательствам, для того чтобы учащиеся ориентировались на образцы):

  •  Докажите, что сечением куба может быть правильный треугольник, квадрат, правильный шестиугольник.
  • Докажите, что в кубе можно вырезать сквозное отверстие, через которое можно протащить куб таких же размеров.
  • Докажите, что две трапеции равны, если основания и боковые стороны одной трапеции соответственно равны основаниям и боковым сторонам другой трапеции.

6. Блиц – опрос. Вопросы к лидерам групп от членов жюри.

Пример вопросов:

  • Какое тело называется шаром?
  • Какой формулой выражается объем шара?
  • Найдите объем правильной треугольной пирамиды, высота которой равна 12 см, а сторона основания равна 13см.
  • Алюминиевый провод имеет диаметр 4 мм и массу 6.8 кг. Найдите длину провода, если плотность алюминия равна 2,6 г/см в кубе.

7. Индивидуальное тестирование (10 вопросов).
8. Результаты тестирования. Подведение итогов работы. Индивидуальный рейтинг.

Общественный смотр знаний занимает много времени по подготовке к мероприятию, требует соблюдения определенных правил, проходит на 2-3 уроках, но безусловно, его содержательное и практическое значение велико и дает нужный результат в повторении материала и его серьезного контроля. К тому же, результаты такого мероприятия можно учитывать в рейтинговой карте при собеседовании с учащимися при поступлении в 10- й класс.

Яндекс.Метрика   ЦОиНК