22 - 11 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Бовкунович Елена Викторовна, учитель химии,
Гришакина Ольга Петровна, учитель географии
МБОУ гимназии №7 г. Чехова Московской области

Междисциплинарный урок – это урок, построенный на объединении знаний из нескольких образовательных областей, основанный на большом практическом значении изучаемого материала.
Междисциплинарные связи – это нахождение взаимной согласованности содержания образования по преподаваемым учебным дисциплинам, обусловленной индивидуальностью каждого учебного предмета. Реализация междисциплинарных связей способствует достижению большего результата в общем развитии обучающихся, в гармоничном развитии всех областей их интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Основное значение междисциплинарных связей состоит в том, что они дают возможность связать в единую систему знания, получаемые в различных учебных дисциплинах, а также получать новые знания на основе этих связей.
Наиболее популярной темой для соединения географии и химии в 9-м классе служит тема «География химической промышленности», но она далеко не единична.
В этом учебном году в рамках взаимопосещения уроков членов ШМО «Естествознание» в гимназии №7 г. Чехова были подготовлены и проведены уроки в 9 классе.
1) Сера. Свойства и применение серы. Месторождения серы в России.
§ хим.17-18/§гео.24
2) Фосфор. Химические и физические свойства фосфора. Месторождения фосфора в России. Применение фосфора. § хим.29-30/ §гео.24
3) Характеристика металлов. Группы металлов. Черная и цветная металлургия. (вводное занятие) § хим.39/ §гео.20-21

Учебник химии: Рудзитис Г.Е. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2014. – 208 с.
Учебник географии: Домогацких Е.М. География. Население и хозяйство России. – М.: Русское слово – учебник, 2013. -280 с.

Планы уроков:
Урок №1.
1. Оргмомент.
2. Актуализация опорных знаний.
Изучение нового материала:
3. Характеристика серы как химического элемента.
4. Свойства серы. Лабораторный опыт. Стр. 63 учебника химии. Работа с таблицей №11 стр.66 учебника химии.
5. Месторождения серы в России. (сообщение учащихся, Приложение №1)
6. Работа с контурной картой по нанесению основных месторождений серы.
7. Применение серы (объяснение учителя, виртуальная экскурсия) Работа со схемой стр. 66 учебника химии (для борьбы с вредителями, при производстве спичек, серной кислоты, в медицине)
Закрепление изученного:
8. Составление таблицы выводов.
9. Домашнее задание
10. Подведение итогов урока, выставление оценок
Урок №2
1. Оргмомент.
2. Химическая разминка. Викторина.
Изучение нового материала:
3. Фосфор в природе. (иллюстрированный доклад учащегося)
4. Химические и физические свойства фосфора. (объяснение учителя)
5. Работа с таблицей №18 стр. 104 учебника химии.
6. Разбор реакции воспламенения красного фосфора на спичках. Стр. 104.
7. Месторождения фосфоритов в России (объяснение учителя географии, Приложение №2)
8. Характеристика месторождений (доклады учащихся)
Закрепление нового материала:
9. Просмотр видеосюжета «Фосфор в природе и в хозяйстве»
10. Работа с вопросами «Подумай, ответь, выполни» стр. 105 учебника химии

11. Домашнее задание.
12. Подведение итогов урока, формулирование выводов учащимися.

Урок №3.
1. Оргмомент.
2. Мотивация занятия. Подведение учащихся к формулированию направлений изучения темы.
Изучение нового материала:
3. Объяснение учителем географии специфики деления металлургии на черную и цветную. (§20,21)
4. Объяснение учителем химии основных свойств металлов и выделения их групп, как основы деления металлургии на черную и цветную.
5. Показ различия в характеристиках и свойствах черных и цветных металлов. Сравнительные таблицы учащихся (по анонсированным заданиям)
6. Работа с Интернет-ресурсами: поиск информации о месторождениях железных руд и руд цветных металлов в России.
7. Работа с картами атласа.
Обучение алгоритму составления тезисного плана.
8. Составление учащимися тезисного плана вводного занятия по теме «Металлы. Черная и цветная металлургия»
9. Выводы по теме.
10. Домашнее задание.

Выводы на основании посещения уроков:

  • Система проведения междисциплинарных уроков химии и географии, безусловно, имеет положительные результаты в расширении знаний учащихся и их общего кругозора.
  • Учащиеся 9 класса имеют хорошие навыки работы с большими объемами информации по химии и географии, достаточно глубокие опорные знания по предмету.
  • Ребята обучены навыкам составления тематических предметных сообщений и докладов, работы с Интернет-ресурсами, имеют развитые коммуникационные компетенции.
  • Практику проведения междисциплинарных уроков химии и географии необходимо продолжить.

Приложение №1. Месторождения серы в России

Сера является шестнадцатым по химической распространённости элементом в земной коре.
Встречается в свободном (самородном) состоянии и в связанном виде.
Важнейшие природные минералы серы:

  • FeS2 — железный колчедан, или пирит,
  • ZnS — цинковая обманка, или сфалерит (вюрцит),
  • PbS — свинцовый блеск, или галенит,
  • HgS — киноварь, Sb2S3 — антимонит.

Кроме того, сера присутствует в нефти, природном угле, природных газах и сланцах. Сера — шестой элемент по содержанию в природных водах, встречается в основном в виде сульфат-иона и обусловливает «постоянную» жёсткость пресной воды. Жизненно важный элемент для высших организмов, составная часть многих белков, концентрируется в волосах.
Природная сера получается из месторождений серных руд, газовая — при очистке природных газов, газов нефтеперерабатывающей, цветной металлургии и других отраслей промышленности.
В России умели добывать «серу горючую» из сероводородных ключей в ряде мест Северного края. В середине 17 века в Самарском и Казанском Поволжье были открыты месторождения самородной серы. Добыча её в незначительных количествах велась со времён Петра I. К началу 20 в. её производство прекратилось, и с 1911 Россия импортировала серу из других стран. В 1913 в страну было ввезено 26 тысяч т серы.
Первый серный рудник в CCCP введён в эксплуатацию в Крыму (Чекур-Кояш) в 1930 г.
С 1939 по 1986 гг. крупнейшим производителем серы в СССР был Медногорский медно-серный комбинат (ММСК): в середине 1950-х гг. он выпускал до 250—280 тысяч тонн в год, что составляло 80 % серы, производившейся в стране.
В начале XXI века основными производителями серы в России являются предприятия ОАО «Газпром»: ООО «Газпром добыча Астрахань» и ООО «Газпром добыча Оренбург», получающие её как побочный продукт при очистке газа.
Среди месторождений серы географически можно выделить следующие генетические типы:
1) магматические,
2) карбонатитовые,
3) скарновые,
4) гидротермальные и пневматолитовые,
5) вулканогенно-осадочные,
6) подземноводные и газонефтяные,
7) осадочные.
К магматическим месторождениям серы следует относить ликвационные медно-никелевые месторождения, сера в которых формирует сульфиды железа, меди, никеля, кобальтаи других металлов и извлекается попутно при переработке руд цветных металлов. Примеры — Талнахское и другие месторождение в России.
К скарновым месторождениям серы относятся медные и полиметаллические месторождения, сера которых также представлена сульфидами различных металлов: железа, меди, свинца, цинка и др. Извлекаются они попутно с получением металлов. Примеры — Турьинские медные рудники Урала.
Среди гидротермальных месторождений серы следует выделять плутоногенные и вулканогенные. К плутоногенным относятся медные н полиметаллические месторождения, сера которых формирует сульфиды железа и цветных металлов; извлекается она попутно. Примеры — полиметаллические месторождения Забайкалья. Среди гидротермальных вулканогенных месторождений выделяется ряд формаций. К этому типу следует относить формации самородной серы в вулканических образованиях. Это и метасоматические залежи (точнее, импрегнационно-метасоматические, так как часть серы формируется не путем замещения, а путем выполнения пустот) серы в приповерхностных зонах вулканических построек, преимущественно среди опалитов, и месторождения серных потоков и кратерных расплавов, а также месторождения, формирующиеся из серосодержащих газов и горячих вод непосредственно в поверхностных условиях.
Для импрегнационно-метасоматических месторождений, играющих ведущую роль в вулканогенной группе, характерна определенная метасоматическая зональность, при этом среди характерных пород здесь наблюдаются и сами серные руды — сероносные опалиты, и алунитовые породы, пропилиты и монтмориллонитизированные вулканиты. Примеры — Новое на Курильских островах, Мелитойваямское на Камчатке.
Этот тип месторождений возникает при воздействии сероносных газов и растворов на вулканические постройки, при этом интенсивно выщелачивается ряд металлов, в том числе железо и алюминий, а кремнезем остается и формирует существенно опаловые породы — опалиты.
Нередко наряду с самородной серой и серосодержащим минералом алунитом отмечается и сульфид серы — мельниковит. Месторождения серных потоков возникают при расплавлении ранее возникших серных залежей при активизации вулканов
К вулканогенно-осадочным месторождениям серы относятся кратерно-озерные месторождения самородной серы, а также месторождения колчеданных руд, формирующиеся при поступлении сероносных вулканогенных гидротерм в морские бассейны.
Существенное значение в добыче серы имеют подземноводные и газонефтяные месторождения серы. Подземно-водные месторождения возникают при метасоматическом замещении гипсов и ангидритов серокальцитовыми рудами. Процесс этот осуществляется на определенном расстоянии от поверхности земли, т. е. может начаться только после определенного уровня денудации, вызывающего приближение продуктивных горизонтов гипсов и ангидритов к поверхности. При этом существенную роль играют процессы эрозии, в частности деятельность древних долин, приближающих сульфатоносные слои к поверхности, а также наличие разрывных нарушений, облегчающих миграцию вод, в том числе подъем глубинных вод. К этому типу месторождений относятся наиболее крупные месторождения серы России, стран Ближнего Востока и др.

В газовых месторождениях сера входит в состав сероводорода, который попутно извлекается при добыче природных горючих газов. Такие месторождения известны в Канаде, Франции, России (Оренбургские месторождения газа). Месторождения сернистых нефтей известны в ряде стран. Сера извлекается попутно при переработке нефти.
К осадочным месторождениям серы относятся гипсоангидритовые месторождения, из которых получают серу в ряде стран, а также колчедан содержащие каменные и бурые угли и скопления пирита и марказита в песчаниках и глинистых породах, в том числе в глинистых сланцах. Из угля соединения серы извлекают как в процессе обогащения углей, так и при получении кокса. Пример — Подмосковный буроугольный бассейн.
Скопления, в том числе желваки железного колчедана, известны в песчано-глинистых отложениях

 

 

Приложение №2 Месторождения фосфоритов в России

Среди многочисленных земных пород встречаются камни темного и серого цвета, источающие неприятный запах фосфора – это фосфориты. Они представляют собой осадочную породу, содержащую соединения фосфата кальция.
Общая формула фосфорита: ЗСа3(РО4)2*СаСО3*Са (ОН, F)2 (содержание P2O5 не менее 8%). Помимо фосфата кальция в состав породы входят фториды, гидроксиды, фосфор, а так же минералы: доломиты, кальциты, халцедоны, глаукониты, железистые и глинистые минеральные соединения.
Описание и свойства фосфорита
Название «фосфорит» произошло от греческого слова «фосфорос» — что значит несущий свет и связано с наличием фосфора в составе. Цвет породы может быть: белым, красным, бардовым, коричневым, серым, черным. Обычно окраска распределена по минералу неравномерно.
Форма неровная. Находится фосфорит в песке, глине и органическом материале, часто выступая в виде «цемента». Часто образуются большие залежи этой органической породы – пласты, где в качестве примеси выступает песок и органические остатки. Запах специфический, напоминает жженые кости.
Происхождение природного фосфорита биолитическое, так как в составе породы находятся остатки скелета живых организмов (раковины, кости, панцири) и продукты их жизнедеятельности.
Свойства фосфоритов весьма разнообразны. Поэтому выделяют следующие типы месторождений:

  • Пласты.
  • Желваки.
  • Костные брекчии.
  • Концентрационные.

Наличие в составе фосфора и минеральных веществ оказывает влияние на физико – химические свойства породы, особенно на растворимость и плотность. Частички фосфорита являются аморфными и или зернистыми (0,2 – 1 мм). Твердость варьируется от средней до высокой по шкале Мооса.
Месторождения и добыча фосфорита
Фосфориты располагаются чаще всего в земле пластами, толщиной от нескольких сантиметров до двадцати метров. Добывается чаще всего совместно с глиной, песком, землей и другими горными породами. Месторождения фосфоритов находятся на больших глубинах океана, добыча происходит с помощью специальных установок. Глубина может достигать 200-450 м. Помимо глубин, раскопки производятся на побережьях и в истоках крупных водных источников.
Пласты с породой находятся на расстоянии нескольких метров от поверхности, а глубина достигает сотен метров. Часто помимо одной породы фосфоритов, находятся залежи апатита, доломитов, кальцитов, глины и кремнезема. Страны, добывающие фосфориты: США, Чили, Перу, Россия (входит в пятерку лидеров), Аргентина, Южная Африка, Япония и острова в Индийском океане.
Пятерка лидирующих стран по фосфоритам: США, Китай, Марокко, Россия, Тунис. Объем залежей в одном месторождении колеблется от 2 до 15 тонн на один квадратный километр. Фосфориты в России распространены в таких областях, как: Смоленская, Ярославская, Курская, Брянская, Калининградская (кингисеппский фосфорит), Воронежская. Большие запасы в Мурманском регионе, около 69% и Якутии 32%. – это основные центры добычи. Более мелкие производства можно встретить в Республике Татарстан (Сердюковское). В Московской области фосфориты находятся в Егорьевском месторождении.

Яндекс.Метрика    ЦОиНК