22 - 11 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Виноградова Айгуль Раулевна,
педагог-психолог МБДОУ Детский сад №19, г. Чехов, http://ds19.edumsko.ru

Как печально бывает нам, взрослым, видеть картину: ребенок всем недоволен, обижен, он злится и обвиняет всех других в том, что ему плохо и некомфортно, его раздражает, что у кого- то лучше игрушки, конфеты, лучше с ним общаются взрослые, красивее одежда, больше друзей. Ребенок сердится, капризничает, нападает на других, вредит «из- под тишка» и в открытую.
Агрессия – психически неуравновешенная модель поведения.
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников.
Причины агрессии:

Часто агрессивные дети не успокоятся до тех пор, пока взрослые не «взорвутся», а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательно одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм «выхода» эмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийства и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в «исполнении» ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:

Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений.
Это будет главным шагом в решении существующей проблемы. Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.
Можно выделить несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка.

 

Стимуляция гуманных чувств

  1. стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;
  2. учите его не сваливать свою вину на других;
  3. развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.

 

Ориентация на эмоциональное состояние другого

  1. Стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся

 

Осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния

  1. помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное;
  2. постарайтесь понять характер агрессивности – защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;
  3. стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми;
  4. стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы;
  5. чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний;
  6. чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации;
  7. объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;
  8. расскажите, что такое вспышка гнева и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать.
  9. спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;
  10. объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию

 

Стратегия на переключение состояния

  1. стимулируйте положительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрессивного состояния на иное. Используйте новизну, необычность, неожиданность игривого и неигрового поведения и действий с предметами, чтобы переключить ребёнка на неагрессивное поведение

 

Стратегия на предупреждение агрессивных состояний

  1. у ребёнка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидные;
  2. у взрослого: помните, что у вас есть много способов изменения поведения

Снятие агрессии через направленные игры:

  • Воробьиные драки (снятие физической агрессии).

Дети выбирают родителя и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из играющих упадет или или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и лапки у доктора Айболита- мамы). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

  • Минута шалости (психологическая разгрузка).

Ведущий по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1–3 минуты объявляет конец шалостям.

  • Добрые – злые кошки (снятие общей агрессии).

Ребенку предлагается встать в центр комнаты,которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Присутствующие, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее...», – и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злой кошке» стать доброй и ласковой. По сигналу ребенок превращается в добрую кошку, которые ласкаются и обнимают родителей .

  • Упрямая подушка (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства).

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).

  • Маленькое привидение (обучение в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев).

Ведущий говорит: «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить.» Взрослый хлопает в ладоши. В конце игры привидения превращаются в детей.

И самое главное! Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».
Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.

Яндекс.Метрика    ЦОиНК