Мальцева Тамара Владимировна, обучающаяся группы НК-21,
ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г. Серпухов


Научный руководитель преподаватель русского языка и литературы Феоктистова Ольга Владимировна

Педагогика, психология и социология — науки гуманитарной направленности, каждая из которых связана друг с другом, дополняет и доводит до идеала.
Каждая из них, так или иначе, связана с человеком и его деятельностью. Поэтому нужно уделить особое внимание изучению каждой из них, раскрыть её суть и особенности, спрогнозировать дальнейшее существование и то, что может его тормозить и останавливать.
Следует рассмотреть каждую науку по отдельности, чтобы лучше увидеть её особенности и черты.
Социология.
Итак, что же такое социология ? Социология — это наука об обществе в целом, общественных институтах и их взаимосвязях в отдельности.
Социология имеет огромный потенциал к развитию, т.к. она непосредственно связана с реальной жизнью, с её проблемами и промахами, рассматривает все сферы жизни общества, отсюда как раз-таки и следуют различные отрасли социологии — социология личности, социология образования, политическая и экономическая социология и т.д. Такое разветвление социологии на все большее число направлений в первую очередь показывает её тесную связь с интересами общества, зависимость от происходящих в нём изменений.[1]
Нельзя думать, что социология чисто теоретическая наука. Она вносит свой вклад и в практическую сферу жизнедеятельности. Во-первых, лучшее понимание социальных обстоятельств часто дает нам шанс лучше контролировать их. Во-вторых, социология способствует росту нашей культурной восприимчивости, позволяя в любых политических акциях учитывать различия культурных ценностей. В-третьих, мы можем оценить последствия (преднамеренные и непреднамеренные) принятия определенных политических программ. Наконец, и, возможно, это самое важное, социология способствует развитию самопознания, предоставляя группам и индивидам большие возможности изменять условия своей жизни. [2]
Отсюда следует вывод, что влияние социологии на нашу жизнь огромно, потому что во многом именно эта наука помогает посвятить человека в проблемы, которые касаются не только его самого, но и всего общества, в котором он живёт и развивается.
Но несмотря на всё благополучие и пользу данной науки, она на своём пути развития встречает преграды, которые, порой, обусловлены и её личными недочётами.
Социология — это наука общества, а из этого следует, что она должна помогать решать насущные проблемы, поэтому на неё и возлагают большие надежды. Но на практике такое не всегда происходит. Одним из проявлений этого было разочарование в глобальных социальных теориях, которые претендовали на знание путей достижения идеальной организации общества. [1] А из этого появляется сомнение в прочности и нужности данной науки.
Социология по своей сути имеет двоякую основу, потому что, с одной стороны, задача данной науки показывать реальное положение дел, обращать внимание на социальные проблемы и нужды, но с другой — социология выполняет идеологическую функцию, т.е. является отражением политического строя страны (каждая страна имеет свою базу социологических исследований, которые и способны существовать только с государственной поддержкой), имеет в своей компетенции возможность манипулирования общественным мнением, что порой имеет коммерческую подоплёку, поэтому многих людей под мнимой эгидой праведности и порядочности ведут именно туда, куда нужно «сильным мира сего».
Психология.
Психология — наука о психике и психической деятельности человека.
Безусловно, психология — это мощная база знаний о человеке и его психических особенностях. В современных условиях данная наука имеет просто колоссальные возможности, которые при грамотном подходе и мере могут дать большой толчок для развития и процветания.
Почему ? Стоит посмотреть на современных людей — погружённые в себя, имеют мало «живых» контактов с людьми, довольно-таки безразличны ко всему окружающему, а порой и агрессивны. Разве таким людям не требуется психологическая помощь ? Из этого следует, что в психологии происходит заметное усиление ее прикладных и практических аспектов (в современном мире существует огромное количество психологов, занимающихся частной практикой, которые могут помочь разобраться в себе каждому), что, однако, не снижает актуальность изучения общих механизмов психической деятельности и общетеоретических проблем психологии. Ожидание людьми от психологии непосредственной пользы, надежда на то, что психология поможет им в решение повседневных проблем, стимулирует развитие практической психологии, основанной на прочной теоретической базе. [3] Но тут стоит быть осторожным — психолог — это такая же профессия, на которую следует учиться и которая требует денежного вознаграждения, поэтому нужно внимательно отнестись к отзывам о том специалисте, к какому вы хотите обратиться. Будет очень неприятно заплатить n-ое количество денег (во многих случаях консультации не так уж и дёшевы) за безграмотную психологическую консультацию. А из этого вытекает большой страдающий момент многих гуманитарных и в основном теоретических наук, под который попадает и психология, - это неверие людей в эффективность данной науки. Не всякий считает, что какие-то незначительные проблемы и личные недостатки требуют посещения психолога. К тому же многим может показаться, что данная наука вообще не нужна, т.к. она занимается изучением абстрактных понятий, которые мы ощутить не можем и которые не так уж и сильно преобразуют окружающую действительность.
Одним из доминирующих направлений современной психологии является когнитивная психология, в основе которой лежит сравнение человеческой психики с деятельностью компьютера, что во многом обусловлено развитием компьютерных технологий, которые позволяют моделировать познавательные процессы человеческого мозга и дают много новых данных для понимания механизмов психической деятельности человека. [3] Но тут уже встаёт другой спорный вопрос, - сможет ли компьютер заменить человека ? - который в благоприятном исходе по-своему опасен, т.к. может привести к полному низложению человеческого «Я» и сделать человека умственно разлагающимся и абсолютным потребителем товаров и услуг. Поэтому нужно крайне внимательно относиться к внедрению того или иного научного прорыва в повседневность.
Педагогика.
Педагогика — наука, безусловно, нужная и важная для общества, т.к. именно она занимается изучением того, как учить и воспитывать подрастающее поколение.
Но все пути продвижения и шаги, которые отталкивают науку далеко назад, заключаются в самом главном вопросе — как учить ?
Современная педагогика, как и все науки, идёт в ногу со временем и её условиями. Ведь, как известно каждому, общество без образования существовать не может. Глобальная информатизация общества, повсеместное внедрение компьютерных технологий непременно отражаются на строении принципов обучения и педагогики в целом. Это всё, конечно же, неоспоримый плюс — дети получают различную и полезную информацию под присмотром учителя, который и наталкивает их на данное «впитывание» знаний, могут в компактном техническом устройстве, например, планшете, найти всё, что им требуется и способствует полному усвоению предметных знаний и умений, но отсюда вытекают и множественные заболевания детей, по большому счёту связанные со зрением, и перегруженность информацией, а тут развиваются психозы и умственная усталость.
Естественно, каждому времени соответствует и своя система образования. Элементами современного обучения, современных педагогический концепций и систем являются проблемное и развивающее обучение, педагогика сотрудничества. Все они направлены на развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей детей, мотивацию к обучению и получению знаний на основе равноправия, гуманизма и способности детей самостоятельно находить решение появившегося затруднения.
Но на всём этом «безупречном фоне» современного состояния образования виднеются значительные промахи.
Да, принцип, что ученики способны сами «открыть новое знание» при появлении проблемы, выигрышный и безусловно помогающий лучше усвоить новые понятия, изучаемые на уроке. Да, гуманный и личностно-ориентированный способ подачи знаний замечательный, не способный каким бы то ни было образом повредить психику детей. Но современное общественное состояние показывает нам, что дети и молодёжь становятся безразличными ко всему, ленивыми и аморфными. А всё почему ? Потому что все эти современные концепции рассчитаны на добросовестных и идеализированных детей, которое современное общество нам не в состоянии выдать, потому что утеряло высоконравственные понятия (зачатки этого всего проявлялись уже намного ранее, начиная с момента бездумного «затестирования» юного мозга). Гуманистический подход к образованию обращается в полное злоупотребление и наплевательское отношение к педагогической профессии, т.к. ученик не видит никакого требовательного отношения, чувствует себя полностью всемогущим, всё образование строится на потакании интересам и запросам детей, что кратко можно охарактеризовать словосочетанием «ребёнок во главе всего».
Поэтому, как следуют из вышеизложенного описания, несмотря на все плюсы современного образования, оно имеет и свои значительные проколы.
Нужно крайне тщательно отнестись к решению проблем в сфере образования, т.к. именно оно является одной из важнейших частей и социологии, и психологии.
Для социологии положение образования может быть базой для исследований, к тому же школа — основной источник получения знаний детьми — является важнейшим социальным институтом, а это уже непосредственная область деятельности социологии.
В психологии существует отрасль — педагогическая психология, которая непосредственно занимается психологией взаимоотношений педагога и ученика. Как можно заметить, педагогика оставила большой след в науке о психике людей, если создаётся отдельная отрасль, более углублённо рассматривающая данный аспект. К тому же возраст, который охватывает образование в школе, один из интригующих и интересующих психологию — отсюда детская психология и психология подростка.
В заключение можно сказать, что все рассмотренные аспекты развития и торможения социологии, психологии и педагогики по-своему показывают нам способы решения определённых появляющихся проблем, более полно раскрывают нам ошибки современных взглядов и позиций, что в дальнейшем должно способствовать только появлению правильных и обдуманных выводов на тот или иной вопрос.