Лобанова Валентина Ивановна, учитель музыки МБОУ гимназия №2,
г. Чехов, Московская область

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». К.Д. Ушинский
Одной из главных задач совершенствования системы школьного образования является создание условий для самореализации и развития учащихся. Поэтому знания и результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Модернизации современного образования направлена на системно - деятельный подход, базовым положением которого служит тезис о том, что «развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса». В связи с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения, направленного на развитие и становления личностных качеств учащегося, восприятие произведений искусства становится основным видом художественно - практической деятельности учащихся на уроках предметной линии Искусство.
Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании. Надо учитывать тот факт, что в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком (психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, то есть умения учиться. УУД состоят из личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных и информационных действий.
Применительно к музыкальному образованию и воспитанию личностные УУД проявляются в осознании жизненного смысла музыкальных образов, деятельности композитора-исполнителя-слушателя, выявление нравственных норм, этических и эстетических принципов их творчества, а также усвоение социальных функций музыки в жизни людей, общества.
Познавательные УУД – это представление о содержании, форме, языке музыкальных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства; усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности; применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; оценка действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской и внеурочной деятельности в процессе самообразования; развитие критической оценки собственных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира; умение работать с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение и сопоставление.
Коммуникативные УУД - это проявление способности к контактам со сверстниками, учителями, умение аргументировать собственную точку зрения (в устной и письменной речи), принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях по поводу различных явлений музыки и других видов искусства; владение навыками постановки и решения проблемных вопросов при поиске, сборе, систематизации, классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки.
Информационные УУД- умение сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач; владение навыками и умениями использовать компьютер, проектор, интерактивную доску при выполнении учебных задач, выступлении на презентации исследовательских проектов; развитие навыков добывания информации о музыке и других видов искусства в различных поисковых системах.
Развитие системы УУД в составе личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных и информационных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Все эти действия осуществляются параллельно, дополняя друг друга и доминируя в зависимости от темы урока, способствуя общему развитию ребенка.
Мы все понимаем, что в процессе обучения важную роль играет не только содержание, но и форма подачи музыкального материала.
На примере последовательности изучения темы «Фольклор в музыке русских композиторов» дети читают в учебнике русское народное сказание, записанное И. Сахаровым. Размышляем о том, какую музыку сочинили бы они на этот сюжет, как будет развиваться музыка – на основе сопоставления контрастных тем или их повтора. Затем слушаем симфоническую миниатюру А. Лядова «Кикимора» (фрагмент).
УУД, формируемые на примере данного произведения. Личностные - осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов. Познавательные- представление о содержании, форме, языке музыкального произведения. Регулятивные - владение умением в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений разных жанров и стилей. Коммуникативные- передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. Информационные - обращение к ЭОР с целью самообразования.
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя». Хор «Славься».
Когда в 1836 году в опере зазвучал хор «Славься!» вся публика в зале встала. Почему? Какую музыку слушают стоя? – гимн. Эта музыка стала неофициальным гимном России. В ней Глинка соединил интонации русской народной песни, знаменного распева, интонации кантов 18 века. Наша задача – вспомнить и осознать образы этого произведения, соотнести это с жанром хора «Славься», какими средствами музыкальной выразительности создается этот образ, вспомнить какие виды искусства соединяются в опере... Для этого организуется работа в группах. Первая группа получает задание поработать со словарем эмоциональных терминов Ражниковой и через слово дать характеристику музыке. Вторая группа работает с цветовой палитрой, создает зримый образ музыки. Каждая группа представила результаты своей деятельности, прошло обсуждение – дискуссия, повторное слушание.
Какие УУД формировались в процессе этой работы? Личностные - осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов. Познавательные- представление о содержании, форме, языке музыкального произведения. Усвоение словаря музыкальных терминов в процессе восприятия, размышлений о музыке. Регулятивные - планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. Прогнозирование связей музыки с литературой, театром. Коммуникативные- передача собственных впечатлений о музыке и литературе в устной речи. Информационные - владение навыками работы с различными источниками: словарь Ражниковой; самостоятельный поиск музыкальной информации.
Образы песен зарубежных композиторов. Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» - Ф.Шуберт.
Композитор очень чутко относился к теме и подбору стихов для своих песен, обращал внимание на музыкальность стиха. Стихотворение И.В.Гёте "Лесной царь" настолько вдохновило и поразило совсем ещё молодого Шуберта, что он за один вечер написал песню - балладу "Лесной царь». После прослушивания баллады, обращаем внимание на сочетание мелодии и сопровождения, выразительности и изобразительности, говорим с детьми о приёмах развития музыки. Дети высказывают и аргументируют свое мнение. - Было ощущение, что произведение прозвучало на одном дыхании, в движении без остановки, события драматические. - В аккомпанементе - ритм скачки, звучание в низком регистре. -Вокальная партия исполнена низким мужским голосом, что ещё раз говорит о трагических событиях. - Приёмы развития - повтор и контрастность. - Вокальная мелодия повторяется, но каждый раз звучит иначе интонационно. Работаем в 4 группах. Каждая группа читает литературную фразу, напевает музыкальную фразу, характеризует первоначальную интонацию своего персонажа, отмечая изменения в динамике, и заполняет таблицу.

Действующие лица (повествователь, отец, сын, лесной царь)

Литературная строка и музыкальная фраза

интонация

динамика

УУД, формируемые на примере данного произведения. Личностные - понимание жизненного содержания классического произведения; понимание представителей другой национальности; личностное освоение музыкальных образов. Познавательные - усвоение терминов и понятий музыкального языка; познание приемов развития музыкального образа. Регулятивные - оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней. Коммуникативные - формирование способности высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать точку зрения собеседника; вести дискуссию. Информационные - владение навыком работы с компьютером.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что ученик на уроке становится главным. Уместно вспомнить слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Великий учитель вдохновляет». Каждый учитель – творец своих уроков. Новый стандарт дает нам почву для новых идей и новых творческих изюминок.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Введение Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования. Музыка (5-7 классы). Изобразительное искусство (5-7 классы). Искусство (8-9 классы): методические рекомендации (под ред. Г.П. Сергеевой). – Наро-Фоминск: МАОУ ДПО специалистов «Учебно-методический центр», 2014. – 90с.
2. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей ОУ - М.: Просвещение, 2011.- 104с.
3. Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие (отв. ред. И.В. Пигарева) М.: ГОУ Педагогическая академия. 2010.- 172с.