Белова Елена Ивановна, учитель начальных классов,

МОУ гимназия №1, г. Серпухов


У каждого из нас есть свой любимый
способ обучения и любимый стиль работы.
Г. Драйден

Сегодня жизнь диктует нам новые, более жёсткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Выходя из стен начальной школы, у обучающегося должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь. А чтобы достичь этой цели, необходимо ис-пользовать каждому учителю в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.
Одна из таких технологий – это «Технология развития критического мышления» (ТРКМ).
Критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, способность анализировать информацию, способность задавать вопросы, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления, начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить, стремится к убедительной аргументации.
Цель технологии РКМ
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать).
Задачи технологии РКМ
Формирование нового стиля мышления, развитие базовых качеств личности, развитие аналитического, критического мышления.
Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий):
1.Вызов - побудить ученика к активной работе, вызвать устойчивый интерес и актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме.
2. Осмысление - получить новую информацию, осмыслить и соотнести с имеющимися знаниями.
3. Рефлексия - обобщение полученной информации и формирование у каждого ученика собственного отношения к изученному материалу.
Вроде бы всё уже нам знакомо. Так что же принципиально нового несёт технология критического мышления?
Элемент новизны – это методические приёмы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.
Теоретически все просто, а на практике существуют определённые трудности: опыт работы показывает, что смоделировать урок в той или иной технологии не просто, потому что организация и проведение подобных уроков требует большой подготовки и соответственно много времени. При этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся. Необходимо рассказать детям о сути применения того или иного метода и приёма ТРКМ, затем научить их применять в работе на уроке. Например, что такое «Фишбоун» или «Кластер»? Как правильно и быстро создать (написать) «Синквейн»? Что даёт «Чтение с остановками»? И самое главное, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию само-стоятельных решений. Временами нам учителям бывает трудно не вмешаться и удержаться от замечаний. Но надо помнить, что «играть» надо по правилам.
Методические приёмы технологии РКМ: «корзина идей», «дерево предсказаний», «толстые и тонкие вопросы», «таблица ЗХУ» (знаем, хотим узнать и узнали), «кластер», «синквейн» и др.
«Фишбоун» как один из приемов работы с текстом.
Чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала, необходимо учить его работать с текстом. И нужно это делать уже в начальных классах.
На стадии осмысления и рефлексии при работе с текстом можно использовать различные приёмы технологии критического мышления.
Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты. В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально:

Следующий методический прием технологии критического мышления – кроссенс, (английское – пересечение смыслов). Кроссенс представляет собой стандартное поле из 9 квад-ратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Разгадывая кроссенс, нужно пользоваться нормами русского языка, т.е. читать слева направо и сверху вниз. Получается цепочка, завёрнутая «улиткой». Серединная картинка может быть связана по смыслу с несколькими. Это один вид чтения кроссенса- по периметру. Другой вид чтения - чтение крестом. Можно найти узнаваемую для се-бя картинку и начать устанавливать взаимосвязи понятные вам. Связи могут быть как по-ерхностными, так и глубинными, но в любом случае - это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
При создании кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий: определить тематику, общую идею, выделить 9 элементов, имеющих отношение к теме, найти связь между элементами, определить последовательность, выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа), сконцентрировать смысл в одном элементе (5й квадрат), поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.

1 – Началом живого является клетка;
2 – как любой живой организм человек тоже состоит из клеток;
3 – развитие человека начинается в водной среде, именно в воде происходит эволюционное становление простых одноклеточных организмов в сложные многоклеточные;
4 – научно обосновал эволюционные идеи английский учёный Ч. Дарвин;
5 – один из трудов Ч. Дарвина – «Происхождение человека»;
6 – но в своем труде Ч.Дарвин указал только биологическое становление человека, не затронув социального и культурного развития, важную роль в котором играет интеллект;
7 – именно через развитие интеллекта, формирование опыта и передачу его другим поколениям происходит всестороннее развитие человека;
8 – развитие человека можно сравнить с цветущим, плодоносящим деревом;
9 – «плоды дерева» - знания человека ведут к экологическому равновесию, к гармонии, отражённых символически на рисунке Леонардо да Винчи Витрувианский человек.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агапов И.А. Учимся продуктивно мыслить. – М.: Про-Пресс, 2007.
2. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004.
3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления. Методист.-2002-№ 2.