Ремезкова Светлана Алексеевна, учитель-логопед,

МДОУ детский сад № 21»Сказка», г. Серпухов

Среди умений и навыков, которые очень понадобятся выпускнику логопедической группы в начальной школе, особенного внимания заслуживают навыки связной речи. При спонтанном развитии умения и навыки связной речи не достигают уровня необходимого для успешного обучения ребенка. Этому необходимо обучать специально. Обучение детей с общим недоразвитием речи навыкам связного высказывания затруднено из-за того, что у них страдают все компоненты языковой системы.
В практике существует много методов и приёмов обучения детей-логопатов навыкам связного высказывания, но часто они не являются эффективными.
Составляя свою программу по обучению детей с ОНР связной речи, мы исходили из того, что речь и мышление должны развиваться одновременно, так как попытки разделить эти два процесса будут существенно тормозить коррекционный процесс. В основу нашей программы легли исследования В.К.Воробьёвой. В своих работах она указывает на то, что, в первую очередь, ребенка с ОНР необходимо научить узнавать образцы связных высказываний. В этой статье мы хотим рассказать о том, как проводится эта работа в нашем дошкольном учреждении.
Основной задачей данного раздела обучения является формирование у детей практических представлений о связном высказывании, умения узнавать характерные признаки текста в процессе его восприятия.
Эту работу мы начинаем со старшей группы, чтобы создать в памяти ребенка правильные образцы монологических высказываний, которые стали бы эталонами в процессе самостоятельной речи.
Особую значимость в этой работе приобретает правильный отбор признаков текста, четко определяющий, какую речь можно назвать связной.
Работа проводится в два этапа:
1. Формирование ориентировки в смысловой цельности сообщения.
2. Подбор языковых средств оформления связного сообщения.
На первом этапе предусматривается использование на занятиях специальных упражнений.

  • Сопоставление рассказа и набора слов из него.
  • Сопоставление рассказа и набора разрозненных предложений.
  • Сопоставление рассказа и его деформированных вариантов ( с пропуском одной смысловой части или с заменой всех существительных на местоимения).
  • Сопоставление двух разных сообщений на одну и ту же тему.

Поиск правильного образца должен опираться на проблемную ситуацию, организующую целенаправленный анализ и мотивирующую речевую деятельность детей.
В процессе сопоставления текстовых образцов решаются и познавательные задачи. Дети учатся соотносить, сопоставлять содержание текста (например, с картинкой), делать выбор.
Для выполнения этих упражнений мы предлагаем детям использовать карточки, на одной из которых нарисовано событие, описанное в рассказе, на другой – набор отдельных предметных или сюжетных картинок.
Опыт показывает, что дети быстро осваивают этот способ опознания текста. Постепенно это умение необходимо перевести с наглядной основы - на вербальную. Для этого тоже используются карточки. Одна карточка обозначает «рассказ» (в подготовительной к школе группе это может быть карточка с буквой «Р»), другая – пустая, обозначающая отсутствие рассказа.
В процессе работы дети учатся анализировать простые предложения, формируется поисковая деятельность детей. Педагогу же очень важно продумать вопросы к детям, стимулирующие эти процессы, правильно подобрать дидактический материал, который поможет ребенку научиться слушать и анализировать речь.
Также в процессе работы детям необходимо показать, что об одном и том же предмете или событии можно рассказать по-разному. Например: берутся две загадки об одном и том же. Текст одной загадки оформлен в основном прилагательными, а текст другой –глаголами. «Длинные ушки, косые глазки, короткий хвост», «Каждого куста боится, убегает от лисицы» Детям задаются вопросы:
- Что это за зверек?
- Как вы догадались?
- Какие слова в первой и второй загадках помогли вам догадаться, что это – заяц?
Формирование ориентировочных умений обеспечивает возможность перехода к этапу самостоятельного связного высказывания.

Список литературы:

1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2009.
2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.
3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
4. Жукова Н.С. Формирование устной речи. – М., 1994.