Туисова Людмила Владимировна, учитель русского языка,

МБОУ гимназии №2 г. Чехова, Мосоквская область

Нам уже хорошо известно, что важнейшим компонентом ФГОС является ориентация на результаты образования: предметные, метапредметные, личностные. Хотелось бы акцентировать ваше внимание на одном из ключевых разделов: метапредметные результаты. В документе даётся следующее определение: «Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках общеобразовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Что должны отражать метапредметные результаты?
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать задачи деятельности, развивать мотивы учения
2. Умение самостоятельно планировать способы решения познавательных задач; 3. Умение осуществлять контроль своей деятельности и корректировать действия; 4. Умение оценить собственные результаты;
5. Умение определять понятия, делать обобщения, проводить аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения;
6. Владение речью и др.
Чтобы обеспечить способность ученика к самостоятельному усвоению новых умений, необходимо формулировать у него универсальные учебные действия логической направленности: уметь формулировать понятия, суждения, умозаключения.
«Понятие – мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющие отличать эти предметы и явления от смежных с ними» (Краткий словарь по логике. Горский Д.П., М., Просвещение, 1991, с.150) К конкретным понятиям следует отнести объекты: «повести», «романы». К абстрактным: «интерес», «патриотизм» Предлагаем дать определение «патриотизм», используя источники. Патриотизм – «эмоциональная связь человека со страной, гражданином которой он является, характеризующаяся любовью к этой стране, ответственны отношением к её судьбе, уважением к её истории и культуре» (зампред комитета ГД по энергетике О. Михеев). Суждение – форма мышления, в которой выражаются отношения между двумя или более понятиями. Задание для учащихся: на основании трёх понятий сформулировать истинное и ложное суждение: А.С. Грибоедов, поэма «Горе от ума», поэма «Мёртвые души». Грибоедов является автором поэмы «Горе от ума» - истинное суждение, Грибоедов написал поэму «Мёртвые души» - ложное. Следует помнить, что вопросительное предложение не является суждением.
Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из нескольких суждений выводится новое. Приведу примеры заданий на развитие умения составлять умозаключение: 1) Определите, какое понятие лишнее: приставка, корень, суффикс, окончание. Ответ: окончание – лишнее понятие, так как оно служит для изменения слова, а приставка, корень и суффикс – для образования слов. 2) Определите лишнее понятие: рассказ, повесть, роман, элегия. Ответ: элегия – это лирический жанр, а рассказ, повесть, роман – эпические. 3) Распределите предложенные части речи по морфологическим признакам, объединяющим эти части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, причастие, деепричастие, местоимение, наречие. Изменяются по падежам: 1,2,3,5,7. Имеют глагольные признаки: 4,5,6.
Не изменяются:1,6,8.
Имеют настоящее время: 4,5.
При этом можно провести работу по двум вариантам: простому – с указанием количества ожидаемых ответов, сложному: без этого количества.
4) Рассмотрите схему и выделите признаки.
5) Рассмотрите репродукцию картины и назовите признаки.
6) Прочитайте текст (описание предмета) и выделите признаки.
7) По лексическому значению, данному в разных словосочетаниях, определите существенные и несущественные признаки.
8) Написать сочинение «Путешествие деревянного (стеклянного, железного, шоколадного...) человечка» (Один должен остерегаться огня, другой воды, третий солнца, тепла и т.д.). На уроках русского языка и литературы широко используют такие универсальные учебные работы, как описание и характеристика предмета. В основе их выполнения лежит умение выделять признаки понятия и дифференцировать их на существенные и варьирующие. Работа начинается с плана. Можно представить готовый план, можно составить вместе с учениками и учителем, а можно составить индивидуальный план каждому ученику. Составляя описание предмета, учащиеся осуществляют поиск содержания будущего ответа, пользуясь разными источниками и опираясь на собственный опыт, затем структурируют содержание в требуемую форму, формулируя собственное суждение. На всех предметах учителя учат проводить сравнения предметов, явлений; выявлять сходства и различия. Одним из важных способов передачи информации в концентрированном виде является определение понятий. Номинальные определения раскрывают этимологию термина или определяют термин, обозначающий понятие: орфография – правила правописания. Дети должны знать правила составления определений:
1. Оно должно быть соразмерным. Синтаксис – раздел науки о языке. Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий строение и значение словосочетаний и предложений.
2. Определение не должно быть отрицательным. Задание. Устраните ошибки: Орфография – раздел лингвистики, который не изучает звуки речи и звуковой состав слова.
3. Определение не должно делать круга, то есть понятие нельзя определить через само понятие: Орфография – это наука, которая изучает орфограммы.
4. Определение должно быть ясным и понятным. Отредактируйте: Грамматика как наука является таким разделом другой науки языкознания, который изучает у любого языка мира грамматический строй и ещё закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков, например отдельных предложений или целых текстов, и всё это формируется в виде общих грамматических правил грамматики.
Также необходимо учить детей устанавливать взаимосвязи между элементами изучаемых знаний.
1. Установите отношения: «часть – целое», «целое – часть», «вид – род», «род – вид» между понятиями предложение – текст, глава – роман, повесть - жанр прозы.
2. Прочитайте суждения и установите отношения между содержащимися в них понятиями: Предложение состоит из слов (целое – часть). Простое предложение – это предложение с одной грамматической основой (вид – род).
3. Найти ошибки в определении понятия. Выделяются следующие виды речи: монологическая, устная и письменная. Литературные романы бывают приключенческие, научно-популярные, научно-фантастические и скучные. Сравним возможные варианты ответов:
- Речь может быть в форме диалога или монолога, которые могут быть записаны. Это письменная речь. Диалог или монолог можно проговорить. Это устная речь. По форме может быть устная и письменная речь, а по числу участников – монологическая и диалогическая.
4. Составьте классификацию

                                       «Звуки речи»
                    I                                                                  I
         гласные                                                   согласные
        I                      I                                           I                     I
ударные     безударные                         глухие        звонкие
        I                      I                                           I                      I
твёрдые          мягкие                               твёрдые        мягкие

Классификация как универсальное учебное действие позволяет структурировать учебное содержание и может использоваться на самых разных предметах. Для того чтобы реализовать требования ФГОС к достижению метапредметных результатов обучения любому учителю необходимо выявить или создать информационные ресурсы и задания, которые истинно направлены на формирование УУД, способствуют развитию мышления ученика.

Список используемой литературы:

1. Асмолов. А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Москва. Просвещение, 2011.
2. Гетманова А.Д. Логика. Москва, 2012
3. Кабанов-Миллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственного развития учащихся. Москва, 1968.
4. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Москва, 2004.
5. Лудия А.Р. Язык и сознание. Москва, 1998.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва, Просвещение, 2011.