Тюкова Анна Васильевна, к.и.н.,
Почетный работник основного общего образования РФ,
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №17, г.Ковров

Правильный путь таков:
усвой то, что сделали твои
предшественники и иди дальше.

Л.Толстой

Одним из приоритетных направлений государственной политики определено усиление воспитательной функции образования и практической направленности, создание условий для адресной работы с различными категориями общающихся. Жизнь в современном обществе требует от человека умение вырабатывать собственное мнение, ясно выражать свою позицию, учитывая при этом потребность и права других членов общества. Современное образовательное пространство сложно представить без технологии дистанционного обучения, предоставляющей огромные возможности для передачи знаний.
Под дистанционным обучением в средней школе (в том числе по истории и обществознанию) следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических информационных технологий. Эта образовательная среда в наибольшей степени способствует организации инклюзивного образования учащихся. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2025 года и т. д.). Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования. Тенденции развития современного общества диктуют необходимость построения системы образования инновационного типа, призванной реализовывать современную образовательную парадигму, основным содержанием которой является индивидуализация и личностно-ориентированное образование, возрастание возможности творческой самореализации в образовательном процессе, синергия сотрудничества учителя и учащихся. Обеспечить все выше сказанное помогает тандем внеурочной деятельности и информационно-образовательной среды.
Свою внеурочную работу с учащимися я строю на их высоком познавательном интересе к обществознанию, истории, краеведению. Нас объединяет ДШО «Русич», которое я возглавляю с 2001года. Одним из направлений работы данного объединения является исследовательская деятельность. Система Moodle позволяет реализовать все основные механизмы взаимодействия между учителем и учениками (общения): перцептивный (отвечающий за восприятие друг друга); интерактивный (отвечающий за организацию взаимодействия); коммуникативный (отвечающий за обмен информацией). Интерактивность, позволяет по-новому решать многие дидактические цели. Элемент Форум используется для организации дискуссии по темам. При организации исследовательской деятельности учащихся Форум удобен для обсуждения актуальных проблем современности, для проведения консультаций, отработки навыков оформления сносок, библиографического материала, для подготовки учащихся к публичным выступлениям. Форум можно использовать и для загрузки учащимися файлов – в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга.
Система Moodle позволяет реализовать еще одно из направлений работы ДШО «Русич» - составление викторин к памятным датам России и участие в различных творческих конкурсах.

Для активного включения учащихся в диалог существуют различные приемы. Интерактивные технологии: игра; мозговой штурм как вариант коллективной исследовательской игры; аквариум; большой круг; дискуссии. (см приложение № 4) Наиболее часто в своей практике я использую метод мультимедийных проектов. Этот способ активизации знаний дает возможность каждому учащемуся проявить творческую самостоятельность. Мини проекты: «Один день без закона», «Что такое свобода», «Что такое счастье», «Погода в доме», «Аморализм: мат не наш формат!», «Злобность и жестокость». Лучшие мы выкладываем в общий доступ, например, «Словарь жизненных приоритетов» (его можно использовать в организации внеурочной деятельности по любому предмету и в любой форме), а так же проект «Книга памяти МБОУ СОШ №17».

Еще одним направлением в моей педагогической деятельности по организации инклюзивного образования в рамках внеурочной деятельности обучающихся является создание электронного образовательного пособия по обществознанию «Общество» для дистанционного обучения. В основе электронного пособия лежит принцип интеграции современных интерактивных педагогических и компьютерных технологий в учебный процесс.Для создания данного пособия использовались программы, входящие в пакет Microsoft Office, в том числе Microsoft Office Front Page 2003 Microsoft Office Excel Microsoft Office Power Point. Содержание материала выстроено в технологии развития критического мышления.
Разработанное мною электронное пособие дает возможность использовать дистанционное обучение в следующих формах:
1. дистанционные уроки;
2. элективный курс для старшеклассников и учащихся 8-9 классов;
3. дополнительное обучение (подготовка к ЕГЭ, углубленное изучение предметов);
4. размещение на сайте школы в системе moodle, с целью контроля процесса усвоения школьниками учебного материала.
В учебном пособии используются различные формы представления информации: текст, схемы, таблицы, символические определяющие элементы. Структура учебного материала дает возможность обучающемуся актуализировать имеющиеся знания по теме посредством выполнения заданий до чтения текста, осмыслить содержание текста с помощью заданий во время чтения текста, провести целостную оценку полученной информации, выполняя задания после чтения текста. При затруднении в работе с понятиями, учащийся может обратиться к рубрике «Словарь», находящейся в содержании учебного пособия. Тех, кто хочет знать чуть больше, ждет рубрика «Дополнительная информация».
Каждая тема данного электронного учебного курса содержит рубрику «Поработайте с источником», соответствующее в ЕГЭ части С. Обучающийся может также воспользоваться электронным тренажером, представленным в виде компьютерных текстов для отработки данного типа заданий.
Такое представление учебного материала рационально сочетает различные виды учебно-познавательной деятельности, способствует развитию умения работать со сложными учебными текстами, позволяет развивать навыки самоконтроля и самокоррекции, создает мотивирующую ситуацию к последующей учебной деятельности. Технология развития критического мышления ориентируется на реальную педагогическую практику. Для обучения в информационно-образовательном пространстве это тем более важно, что значительный объём информации, которую учащиеся сейчас черпают из Интернета, представлен в форме текстов.
Электронный образовательный ресурс может быть использован как для индивидуальной работы, так и для работы в группах. Различают парное обучение (репетиция, друзья по переписке, совместная творческая работа, рецензирование), коллективное обучение (диспут, доклад-презентация, проблемная лекция, встречи с экспертами), индивидуальное обучение - менторство (индивидуальное наставничество).Сетевой ментор - профессионал в конкретной предметной области, который помогает учащемуся самостоятельно освоить тот или иной вопрос как в рамках учебной программы, так и вне ее (особенно, если речь идет об индивидуальной работе с талантливыми детьми). Эта форма работы с учащимися идеально подходит для Интернета, поскольку при общении по электронной почте или в чатах учащиеся чувствуют себя более раскрепощено, чем при личном очном общении со взрослым ментором. Отсроченная коммуникация позволяет более четко формулировать вопросы и ответы на них. Менторство заканчивается тогда, когда учащийся справляется с заданием или разбирается с темой.
Также в своей педагогической практике при работе с разными категориями обучающихся, я активно использую создание интерактивого материала совместно с учащимися. С помощью электронного ресурса PowToon мы создаем обучающие короткометражные анимационные ролики (например, «Глобальные проблемы современности»);

с помощью Thinglik ученики самостоятельно оживляют карты, делая их интерактивными (например, карты по Великой Отечественной войне).

Во неурочной деятельности активно использую и синематехнологию. Синема-технология в основе своей природы заключает специфику проживания и переживания субъектом воспроизводимой на экране картинки. Это одна из перспективных технологий метода событийности в воспитании. Событийная общность как взаимодействие детей и взрослых, возникающее в качестве сов-местного бытия (со-бытие), происходит в процессе одновременного фокусирования внимания людей с разным жизненным опытом, чтобы с разных точек зрения осмыслить происходящее на экране. Событие в этом случае становится моментом педагогической реальности, в котором происходит развивающая целе- и ценностно ориентированная встреча взрослого и ребенка. Синема-технология - технология осмысления социальных проблем и ее влияния в процессе воспитания на формирование личности ребенка. Для организации работы после просмотра кинофильмов использую различные приемы: дебаты, переговоры и т.д.. Однако наиболее ценным считаю самостоятельный опыт создания фильмов учащимися по социальным проблемам. Ежегодно ребята творят фильмы на конкурс «Солдаты Отчизны» патриотической направленности.
Подводя итог выше сказанному, хотелось бы резюмировать следующее: в изменившемся обществе система образования без использования информационно-коммуникационных технологий просто немыслима. Однако чрезмерное увлечение электронными средствами обучения оказывает такое же негативное воздействие на процесс обучения, как и недооценка их.

Литература:

1. Господарик Ю.П. Дистанционное обучение истории и средняя школа. // http://www.e-joe.ru/sod/00/5_00/go.html
2. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О.Иванова, И.М.Осмоловская. - М.: Просвещение, 2011.
3. Ильченко О.А. Огранизационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием): автореф. дис. к.п.н. // Центр креативной педагогики Московской государственной технологической академии. - М., 2002.