Жукова Антонина Борисовна, учитель физики
МБОУ гимназии №2 г. Чехова Московской области

Много веков длится процесс познания окружающего мира. Огромный труд был затрачен учеными целых столетий и немалый труд предстоит еще. Для того чтобы молодому человеку освоить сложные вопросы современной науки, особенно физики, нужно многое запомнить, понять, проделать, подвергнуть критическому осмыслению.
Современное образованиев условиях информационного пространства требует от школьников не просто выучить и пересказать материал, научиться решать задачи, ставить опыты, но и использовать в своем познании мира новые способы и новые подходы. Одним из таких подходов является проблемное обучение. Научившись видеть проблему, изучить ее с разных сторон, сгенерировать идеи ее решения, представить результаты работы слушателям, одноклассникам, учителю. старшеклассник осваивает неоценимый опыт для работы в других областях знания, в практической жизни, получает предметные, метапредметные и личностные результаты.
Проблемное обучение – одна из эффективных современных технологий.
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т.Лихачев)
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение можно организовывать при изучении физики в разных классах, и для семиклассников с их большим интересом к физическим явлениям и процессам, к тайнам Вселенной, и для десятиклассников, познающих законы механики, динамики, молекулярной физики, основы электродинамики; и для выпускников, подводящих итоги всего своего солидного опыта изучения дисциплины.
Условиями успешности обучения являются:
1. проблематизация учебного материала (создание проблемной учебной ситуации, из которой нужно найти выход);
2. активность школьника в познании, владение им способами познавательной деятельности - универсальными учебными действиями;
3. связь обучения с жизнью, игрой, трудом, практическими ситуациями.
Физика настолько своеобразный школьный предмет, что ее понятия и законы встречаются нам повсеместно, и быть в них неграмотным – просто позор для современного молодого человека. Электричество – везде, компьютеры – везде, техника и оборудование – везде, управляемые человеком процессы – везде. Знающий физику человек научился использовать знания для своих целей в быту, в экономике, в развитии цивилизации. Но прогресса цивилизации не может быть с безграмотным, не думающим обществом.
Внедрять процесс проблемного обучения нужно постепенно, давая учащимся возможность его поэтапного освоения и создавая педагогические ситуации постепенного получения успеха при упорном труде. В курсе физики, прежде всего опираясь на игру, разные виды игры, особенно в начальном курсе. Игра – это естественный и интересный способ познания ребенком действительности. Рассмотрим некоторые наиболее подходящие для уроков физики виды игр.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, лаборатории, отдела НИИ, цеха, участка, конструкторского бюро и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет руководителя лаборатории, начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Например, в 7-м классе это может стать открытым заседанием физической лаборатории, в которую пришли школьники (студенты) для изучения строения вещества, и через некоторое время они должны дать отчеты перед руководителем лаборатории.
В традиционной педагогике такую форму урока обычно называли общественным смотром знаний, и устраивали после изучения крупного блока как демонстрацию результатов изучения и простую рефлексивную форму показа знаний. Сейчас, анонсируя мероприятие, можно показать несколько видеосюжетов из виртуальных лабораторий, поставить проблемные вопросы для самостоятельного изучения, выделить темы для сообщений, докладов, учебных презентаций. Класс можно поделить на группы, поставить вопросы перед всем классом, затем создав проблемную ситуацию перед каждой группой. Учитель делает вводное объяснение, освещает главные положения темы «Строение вещества», внутренние вопросы темы учащиеся изучают самостоятельно, представляя потом результаты другим группам. Причем, формы представления результатов тоже могут быть разные: устные ответы на вопросы, отдельное сообщение, 5-6 слайдов презентации, демонстрация опыта с использованием образовательных ресурсов интернета и т.д.

Следует тщательно продумать мотивацию изучения темы, интересно и проблемно сформулировать вопросы:
Примеры:

  • Чем отличаются представления о строении вещества греческого ученого Демокрита и современных физиков и химиков?
  • Как простым опытом можно доказать что объем тела изменяется при нагревании и охлаждении?
  • Придумайте сравнения для доказательства малых размеров частиц вещества.
  • Как используются современные компьютерные технологии чтобы наглядно продемонстрировать модели молекул? И так далее.

Школьников можно разделить на группы, которые изучают вопросы:

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики проведения лабораторной работы, проведения наблюдения. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
Например, такую игру можно представить в виде экскурсии в Политехнический музей в Москве. https://polymus.ru/ru/
Политехнический музей — один из крупнейших научно-технических музеев мира. Он был создан на основе фондов Политехнической выставки 1872 года по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Политехнический музей всегда был популяризатором идей и решений, определивших путь научно-технического прогресса. Здесь собраны и бережно хранятся устройства и предметы, иллюстрирующие этапы развития технической мысли. В декабре 1991 года музей был объявлен особо ценным объектом российского культурного наследия. Сейчас здание музея, построенное почти полтора века назад на Новой площади в Москве, закрыто на реконструкцию до 2018 года. Реконструируется не только здание, меняется и концепция Политеха: теперь это не только коллекция экспонатов, лекции и экскурсии, но и открытая площадка для научных дискуссий, творческих экспериментов, образовательных проектов и интеллектуальных начинаний. Во время реконструкции музей продолжает работу — на карте Москвы появились три новых адреса Политеха: павильон №26 на ВДНХ, Технополис «Москва» на территории бывшего АЗЛК в Текстильщиках и Культурный центр ЗИЛ у метро «Автозаводская». На ВДНХ открыта новая экспозиция Политехнического музея «Россия делает сама», в Технополисе «Москва» разместились музейные фонды и Политехническая библиотека, в Культурном центре ЗИЛ работают лекторий и научные лаборатории для детей.
Интересный проект  Политтеха – «Университет детей» — совместный проект Политехнического музея и Высшей школы экономики — принимает «студентов» 8–13 лет. Лекции, лабораторные работы и практические занятия ведут ученые-популяризаторы, знакомя юных слушателей с азами серьезной науки.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:

Для реализации проблемной технологии необходимы:
1. отбор самых актуальных, сущностных задач;
2. определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
3. построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
4. личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность школьника, осваивающего сложную учебную дисциплину.

Литература:

  1. Илъницкая И А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985.
  2. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.
  3. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС. - М., 2013. -138 с.
  4. Современный учительский портал. Книги по методике преподавания физики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://easyen.ru/load/fizika/mp/350