Болдырева Светлана Олеговна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 3 г. Чехова Московской области

Образование на современном этапе своего развития работает соответственно требованиям ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями.
Если обратиться к документам, то следует выделить, что в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

Стандарт ориентирует педагогов на обучение и воспитание социально активной личности. Это достигается всем комплексом урочной и внеурочной деятельности, работой всех педагогов. Таким образом, результатом образования должен стать выпускник:
1. любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
2. осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
3. активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
4. умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
5. социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
6. уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
7. осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
8. ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Русский язык как учебная дисциплина особого статуса, кроме предметных, метапредметных результатов играет большую роль в достижении личностных результатов обучающихся и развивает в них:

  •  готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению,
  •  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
  • понимание системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
  •  социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Человек живет в мире людей, живет в обществе, социуме. Он – общественное существо. Изучение русского языка, прежде всего как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, позволяет людям понимать мир и друг друга, быть самим понятыми, учит их выражать внутренний мир через различные средства, учит быть принятыми в мире людей, помогает найти там свое значимое место.

Уроки русского языка могут активно использоваться для развития социокультурной компетенции. Уточним понятия:
Компетентность – обладание определенным набором компетенций, умение активно и результативно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности.
Компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.
Социокультурная компетенция (как часть коммуникативной компетенции) – это совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения, способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения.
Социокультурная компетенция состоит из 4-частей:
a) владение языком, знание его правил и особенностей;
б) социокультурные знания (сведения о языковых традициях народа, духовных ценностях и культуре)
в) опыт общения;
г) личностное отношение к фактам культуры.
Формирование социокультурной компетенции предполагает формирование определенных качеств личности обучающегося, к числу которых относятся: открытость для обучения, старание в совместном обучении, терпимость к мнениям других людей, готовность к общению. Отсутствие или недостаточная сформированность социокультурной компетенции является причиной возникновения ошибок социокультурного характера и, как следствие таких ошибок, дискоммуникация, т. е. нарушение хода общения.
Работать над данной компетенцией на уроках русского языка помогают как традиционные методы, способы и средства (чтение, работа с учебником, словарем, книгой, устная речь, письменная речь, объяснение, беседа, демонстрация, работа с упражнениями, диалог, сочинения, рассуждения и т.д.), так и новые педагогические технологии и методики: педагогика сотрудничества, диалог культур, информационно-коммуникационные технологии, технология критического мышления, исследовательские и проектные методы; уроки разнообразных нетрадиционных форм – урок-экскурсия, урок-исследование, урок-викторина, урок-конференция, урок-репортаж, урок-интеллектуальный бой, урок - литературная гостиная и т.д.
Важное значение в работе с социокультурной компетенцией имеет учебный текст. Социокультурное его значение может быть представлено в тематических, страноведческих, художественных текстах, диалогах, песнях, письмах, интервью, устном народном творчестве и т.д. Таким образом, социокультурная компетенция, позволяет создать богатый социокультурный портрет родной страны.
Учеными разработаны требования к отбору материалов для формирования социокультурной компетенции. Такими требованиями являются:

  •  аутентичность используемых материалов;
  •  информационная насыщенность;
  •  новизна информации для адресата;
  •  современность и актуальный историзм;
  •  учет интересов учащихся, а также увлечений, предпочтений;
  •  соответствие речевых высказываний литературной норме языка;
  •  лингвистическая значимость материалов;
  •  отбор и использование учебных материалов в соответствии с уровнями владения языком обучающихся (с учетом принципа доступности и посильности);
  •  организация отобранных материалов в соответствии с принципами нарастания сложности.

Интересной педагогической находкой в работе с социокультурной компетенцией можно считать использование учебных проектов. Учебные проекты могут иметь разные временные рамки, задачи, формы, масштабы.
Но алгоритм их примерно один:

  •  определение темы и проблемы;
  •  выдвижение гипотезы решения;
  •  изучение материалов, анализ, конкретизация;
  •  создание проектного продукта;
  •  представление результатов.

Данная технология эффективна по следующим причинам:
а) в ее основе всегда проблема, требующая разрешения;
б) ученик действует, двигаясь от простого к сложному;
в) ученик самостоятельно работает над новым материалом;
г) ученик мыслит, формируя свою точку зрения, свое мнение.
Используя проектную методику на уроках русского языка уже много лет, я могу сделать вывод, что это глубоко личностно ориентированный вид деятельности, который обеспечивает условия самопознания, самовыражения и самоутверждения, в тоже время это и эффективный метод социокультурного развития. Данная методика в сочетании со всеми другими помогает развивать школьника с разных сторон, в том числе сделать его активным и опытным в социокультурном плане.

Библиографический список:

1. Винокурова Н. К., Галеева Н. Л., Викулина Т. А. 100 приемов для учебного успеха на уроках русского языка. Методическое пособие. -М.: Издательство: 5 за знания, 2015.
2. Колечко А. Энциклопедия педагогических технологий. –М.: КАРО, 2008.
3. Колчинская Е. Обучение русскому языку сегодня. Пособие для преподавателей русского языка. – М.: Инфра-М, 2015. - 184с.
4. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – Волгоград: Учитель, 2015.
5. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех http://www.gramota.ru/