24 - 11 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Селиверстова Анна Евгеньевна, директор,

ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1213, г. Москва

Определение комплекса социокультурных условий потребовало провести анализ внешней и внутренней среды образовательного учреждения.
Исследования внешней среды ГБОУ СОШ № 1213 было выполнено при помощи PEST-анализа. Внешняя среда – это окружающий социум, в котором образовательное учреждение осуществляет свою жизнедеятельность. Другими словами, это совокупность социальных и природных факторов, действие которых лежит в основе создания, функционирования и развития образовательного учреждения как открытой, социально-ориентированной и социально-ответственной системы. От влияния внешней среды зависят направления деятельности образовательного учреждения. Анализ литературы показал, что ученые (И.В. Галковская, Т.В. Светенко, Е.Н. Яковлева и др.) в структуру понятия «внешняя среда» включают:

  •  дальнее окружение, состоящее из социального, культурного, экономического состояния общества; экологии и др.;
  • ближнее окружение, включающее рынки образовательных услуг, трудовых ресурсов; деятельность социальных партнеров, конкурентов и др. (рис. 1).

Рис. 1. Схема внешней среды образовательного учреждения

Анализ представленной схемы внешней среды образовательного учреждения позволяет сделать вывод о том, что руководство ОУ повлиять на изменения и воздействия внешней среды может далеко не всегда. Но возможность анализировать и прогнозировать требуемые изменения позволяет определить, какие риски для ОУ могут возникнуть в связи с изменениями внешней среды. В ходе исследования был проведен анализ внешней среды ГБОУ СОШ № 1213 методом PEST-анализа.
Данный метод, по мнению А.И. Моисеева, О.М. Моисеевой, достаточно прост. Алгоритм PEST-анализа включает пять шагов.
Шаг первый. Временный творческий коллектив (группа учителей под руководством директора ГБОУ СОШ № 1213 – автора данного диссертационного исследования) определяют временной промежуток анализа – учебный год. Анализ предполагается проводить по следующим крупным блокам:

  • социокультурный;
  • управленческий;
  • экономический;
  • политико-правовой.

Шаг второй. По всем четырем блокам выделяются и фиксируются все явления и события, которые могут сильно воздействовать на развитие ГБОУ СОШ № 1213. Необходимо зафиксировать наибольшее количество факторов, которые реально влияют на ОУ.

Шаг третий. Разделяются предполагаемые влияния на положительные и отрицательные.

Шаг четвертый. Положительные факторы ранжируются по следующим вопросам:

  • какие конкретно положительные последствие для ОУ даст этот фактор;
  • каким образом можно использовать новые возможности;
  • как увеличить полезное влияние выделенного фактора на ГБОУ СОШ № 1213;
  • что именно должны сделать члены коллектива.

Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1-PEST-анализ внешней среды ГБОУ СОШ № 1213

ПОЛИТИКА

+

Стабильный район мегаполиса

Поддержка образовательного учреждения со стороны руководства Тимирязевского района САО г. Москвы

 

ЭКОНОМИКА

+

Возможность оказания платных образовательных услуг.

Постоянный рост тарифов.

СОЦИУМ

+

Шаговая доступность ОУ для обучающихся

Созданы условия для учебной и социальной успешности каждого учащегося

Многонациональный состав контингента учащихся

Изначально разный уровень образования при поступлении детей в школу

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

+

Внедрены программно-целевые методы управления ОУ

Широкий доступ к Интернету

Отсутствует единая телекоммуникационная сеть

Таким образом, PEST-анализ позволил выделить положительные и отрицательные факторы влияния внешней среды Тимирязевского района САО г. Москвы на развитие ГБОУ СОШ № 1213. По результатам PEST-анализа была продолжена работа по исследованию путей нейтрализации выявленных отрицательных факторов. В ходе исследования была выдвинута идея создания образовательного комплекса, позволяющего объединить вокруг инновационной идеи использования социокультурных условий для освоения детьми и подростками языков и культур зарубежных стран образовательные учреждения Тимирязевского района САО г. Москвы: ГБОУ СОШ № 1213 и детский сад № 2195.
Объединение ресурсов образовательных учреждений позволит предотвратить выявленные риски путем актуализации кадрового потенциала (совместные проектные группы; дистанционные формы обучения детей, их родителей, всех сотрудников). Основная цель – образовательный комплекс станет объединяющим социокультурным пространством городского сообщества в Тимирязевском районе мегаполиса.
Но PEST-анализ должен в течение всего учебного года дополняться новыми факторами, возникающими во внешней среде образовательного учреждения.
Исследование внутренней среды ГБОУ СОШ № 1213 было выполнено при помощи SWOT-анализа.
Полученные результаты позволили построить дерево проекта «Социокультурное развитие детей и подростков на основе освоения языков и культур зарубежных стран».
Анализ литературы и исследование внутренней и внешней среды образовательного учреждения позволили разработать Концепцию развития инновационного образовательного комплекса, создаваемого путем присоединения к ГБОУ СОШ № 1213 ГБОУ детский сад № 2195.
I. Обоснование актуальности создания образовательного комплекса в общей образовательной практике Тимирязевского района САО г. Москвы.
Общеизвестно, что последнее десятилетие стало временем массового изменения практики общего среднего образования. Распространяются разные подходы, идеи и концепции преобразования школы. Инновационные образовательные комплексы, позволяют объединить вокруг инновационной идеи общеобразовательные учреждения района: ГБОУ СОШ № 1213 и ГБОУ детский сад № 2195.

II. Основные идеи и фундаментальные принципы создания образовательного комплекса.
В основу построения образовательного комплекса легли следующие идеи:

  • особенности контингента детей и учащихся (многонациональный состав, изначально разный уровень образования при поступлении детей и учащихся в детский сад и школу);
  • шаговая доступность учреждений для обучающихся и воспитанников;
  • создание условий для учебной и социальной успешности каждого учащегося в изменяющихся запросах общества и инновационной экономики.

III. Фундаментальные принципы образовательного комплекса – содействие развитию человеческого и кадрового потенциала как основного фактора экономического развития России. Инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование, способное к саморазвитию и создающее условия для полноценного развития всех своих участников.

IV. Объединение ресурсов при создании образовательного комплекса позволит:

  • аккумулировать потенциал способных и одарённых детей и создать им максимальные условия для раскрытия творческого потенциала (инновационная учебная среда, дистанционные формы обучения и взаимодействия воспитанников и учащихся, педагогов) и др. в непрерывном образовательном пространстве.
  • объединить передовые идеи и инновации в области образования (в области педагогики, психологии, логопедии, ИТ технологий) и др.
  • использовать кадровый и материально-технический потенциал в рамках образовательной сети (создание совместных проектных групп, дистанционные формы обучения детей, родителей, сотрудников).

Созданный образовательный комплекс в итоге станет объединяющим социокультурным пространством городского сообщества в Тимирязевском районе.

V. Подходы к созданию образовательного комплекса.

  • Изучение особенностей развития детей, позволяющее своевременно осуществлять профилактику возможных проблем в развитии, выстраивание индивидуальной образовательной траекторий, исходя из реальных и потенциальных возможностей, потребностей и запросов.
  • Комплексное сопровождение обучающихся на всех ступенях образовательной системы, позволяющее выстраивать индивидуальную траекторию развития группы/класса и образовательного учреждения в целом при взаимодействии всех субъектов образовательной деятельности.
  • Создание банка передовых инновационных идей и технологий, дистанционных программ обучения и поддержки воспитанников, учащихся, педагогов и специалистов, родителей в рамках инновационного образовательного комплекса.
  • Внедрение инноваций в построение образовательного процесса с учётом изучения запросов детей, родителей, общества, государства и общемировых тенденций, которые позволят выстроить адекватную потребностям ребёнка систему педагогического сопровождения.
  • Гибкий подход к формированию содержания предлагаемых программ общего и дополнительного образования с учётом возможностей и запросов ребенка.
  • Создание системы обучения и сопровождения педагогических кадров, способствующей непрерывному повышению их профессионального мастерства.

VI. Планируемые результаты при реализации Концепция развития образовательного комплекса путём присоединения к ГБОУ СОШ № 1213 ГБОУ детский сад № 2195 сфермулированы исходя из специфики инновацией в московском образовании.
Инновации в московском образовании выявлены следующие:

  • повышение качества и доступности московского образования основаны на принципе объединения интеллектуальных и социокультурных ресурсов мегаполиса;
  • осуществляются в тесном взаимодействии с экспертными сообществами и родительской общественностью;
  • включают в себя современные инструменты, педагогические технологии и учебное оборудование;
  • разрабатываются и внедряются высококвалифицированными педагогическими и управленческими кадрами.

Выявленные инновации легли в основу предотвращения возможных рисков со стороны внешней среды для определения комплекса социокультурных условий освоения детьми и подростками языков и культур зарубежных стран. Также данные инновации интегрированы во внутреннюю среду ГБОУ СОШ № 1213. Составляющие московского образования представлены в СОШ № 1213 в полном объеме (рис. 2).

 

Рис. 2. Составляющие московского образования, входящие в систему ГБОУ СОШ №1213

Разработанная Концепция развития инновационного образовательного комплекса, создаваемого путём присоединения к ГБОУ СОШ № 1213 ГБОУ детский сад №2195, в основе которой лежит реализация комплекса социокультурных условий освоения детьми и подростками языков и культур зарубежных стран, базируется на вышеуказанных составляющих московского образования.
Фактор «доступность» может быть представлен следующим образом (рис. 3).

Рис. 3. Алгоритм доступности услуг в образовательном комплексе

Социокультурные условия освоения детьми и подростками языков и культур зарубежных стран при реализации фактора «Доступность» приобретают высокую эффективность за счет:

  • современных инструментов взаимодействия между родителями, учениками и воспитанниками, образовательным комплексом;
  • содействие развитию информационно-коммуникационных навыков родителей и помощь детям в формировании ИКТ-компетенций в соответствии с современными стандартами и требованиями к организации успешного освоения детьми и подростками языков и культур зарубежных стран;
  • удобство пользования и сбережения времени.

Фактор «Качество» в реализации социокультурных условий освоения детьми и подростками языков и культур зарубежных стран в образовательном комплексе представлен следующим образом:

  • цель – успешность;
  • направление – создание условий; оценка;
  • составляющие – обучение, воспитание, среда.

При этом стандарт качества образования включает в себя критерии, показатели, процесс, результат, инструменты измерения и процедуры оценки.
Фактор «Прозрачность» осуществляется посредством интерактивной обратной связи с общественностью через интернет-ресурсы. Результат – формирование бренда образовательного комплекса, реализующего социокультурные условия освоения детьми и подростками языков и культур зарубежных стран.
Фактор «Таланты» можно рассматривать как развитие системы выявления и поддержки одаренных детей и молодежи, а также как лучшие практики по развитию профессионального сообщества.

В условиях образовательного комплекса освоение детьми и подростками языков и культур зарубежных стран к организации и содержанию данного процесса в ходе исследования были определены следующие требования:

  • освоение языков и культур зарубежных стран должно опираться на комплекс социокультурных условий;
  • материал, который используется в исследуемом процессе, должен быть максимально информационным и интересным;
  • добровольное участие детей и подростков в мероприятиях по освоению языков и культур зарубежных стран необходимо объединять с обязательным выполнением ими определенных поручений;
  • целенаправленность и постоянность исследуемой работы, направленной на развитие творческой инициативы и самостоятельности детей и подростков.

Комплекс рассматриваемых социокультурных условий был разработан на основе анализа научной литературы, исследования внутренней среды образовательного учреждения (SWOT – анализ), внешней среды(PEST- анализ), построения древа проекта «Социокультурное развитие детей и подростков на основе освоения языков и культур зарубежных стран» и включает в себя:
- формирование научного мировоззрения у детей и подростков (в соответствии с их возрастом), способствующее осознанию возможностей человека в современной социокультурной среде мегаполиса, страны, мира;
- включение детей и подростков в активную социокультурную деятельность, способствующую освоению языков и культур зарубежных стран, расширяемую с использованием возможностей образовательного комплекса;
- развитие у детей и подростков устойчивой мотивации к освоению языков и культур зарубежных стран
- развитие заинтересованности родителей, представителей местных органов власти, общественности в поддержке социокультурных инициатив детей и подростков;
- расширение профессиональных компетенций педагогов в области освоения детьми и подростками языков и культур зарубежных стран.

Литература:

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителей. – М.: АРКТИ, 2003. – 192с.
2. Гладилина И.П. Некоторые приёмы работы на уроках английского языка в начальной школе// Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе», № 3., 2003. – с. 41-43.
3. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Концептуальные основы и методы анализа образовательных систем. – М., 2004. – с. 185-191.

 

 

Яндекс.Метрика    ЦОиНК
вот тут бесплатно порно новинки 2017 смотреть