27 - 07 - 2017
Информация
Разделы
Самые популярные

Селезнева Инга Геннадьевна, методист Центра менеджмента качества
ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», г. Серпухов

В мировой практике менеджмент выступает как наука, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации. В менеджменте воедино соединяются два направления: коммерческо-экономическое, или как его еще называют, организационно-техническое, и психолого-педагогическое, связанное с управлением людьми, с организацией коллектива для эффективного и скорейшего достижения намеченной цели.

В основе управления системой образования лежит Закон РФ «Об образовании» Для современного состояния управления системой образования отличительной чертой является процесс децентрализации.
В зарубежных странах менеджмент в образовании или школьный менеджмент определяется как «сосредоточение на процессе принятия наиболее важных решений в школе». Основная идея школьного менеджмента базируется на децентрализации управления в школе, т.е. школьный учитель должен быть наделен правами участвовать в разработке и принятии наиболее важных для своей образовательной организации решений.
Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современной образовательной организации вызвано необходимостью осуществления грамотного управления в условиях меняющегося российского образования, когда образовательные организации уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, участвуют в инновационных процессах. Таким образом, педагогический менеджмент выступает как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательными системами, направленный на повышение их эффективности.
Особенностью образовательной организации на современном этапе является то обстоятельство, что, являясь некоммерческой организацией, образовательное учреждение согласно Закону РФ «Об образовании» может осуществлять (что на практике и происходит) практически любую предпринимательскую, то есть коммерческую деятельность. Термин «некоммерческая» относится к организациям, не ставящим своей главной целью получение прибыли от осуществления своей деятельности. Наряду с этим само по себе отсутствие такой цели вовсе не означает, что некоммерческая организация не может зарабатывать деньги.
Образовательные учреждения независимы в своей деятельности (статья 32 Закона РФ «Об образовании»): самостоятельны в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, осуществлении научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах законодательства РФ, типового положения образовательной организации и её Устава.
Современным образовательным организациям требуются современные грамотные менеджеры. Сегодня мир живет в период перехода общественного сознания к тезису «непрерывное образование в течение всей жизни». Менеджмент-образование в России изначально складывалось под влиянием западных моделей. Современность убеждает нас в том, что нельзя один раз получить даже очень хорошее образование, достаточное для всей жизни. Багаж знаний специалиста должен обновляться практически постоянно, даже если он работает в одной и той же области
Большое значение в современном менеджмент-образовании в России приобретают образовательные учреждения послевузовского образования - бизнес-школы, менеджмент-центры, факультеты повышения квалификации, учебно-деловые центры и пр. Значительная часть их существует при государственных учебных заведениях - университетах, академиях, институтах, но есть также образовательные учреждения, возникшие заново на основе предпринимательской инициативы и реорганизации бывших отраслевых институтов повышения квалификации или даже техникумов и училищ. Многие из них в качестве основы для составления образовательной программы взяли известную в мире программу МВА. Существует множество вариаций этой программы как в мировой практике, так и в тех моделях, которые используются в России.
Важно особо отметить, что и зарубежный опыт неоднороден по своему характеру. В разных странах в силу целого ряда исторических, экономических и политических условий появились, по сути, три модели подготовки управленческих кадров: англо-американская, французская и японская. Различия между этими моделями проявляются в том, на какой базе происходит подготовка менеджеров, и какие структуры её, эту подготовку, реализуют.
В англо-американской модели подготовка управленческих кадров предполагается на базе школ бизнеса и школ менеджмента, которые чаще всего являются структурными подразделениями более крупных учебных заведений (как правило, университетов). Здесь контроль за процессом подготовки ведёт государство.
Во французской модели ведущее место в системе подготовки управленческих кадров отведено специализированным учебным заведениям - так называемым высшим коммерческим школам. Отличительной особенностью в данном случае является то, что появление и существование таких школ регламентируется региональными торгово-промышленными палатами, которые определяют круг реализуемых специальностей и специализаций, равно как и определяют направление развития этих школ.
В японской модели подготовка управленческих кадров происходит исключительно на базе самих корпораций и как правило без отрыва от производства. В рамках университетских занятий студентам читаются лишь отдельные курсы по менеджменту, целью которых является скорее общее интеллектуальное развитие слушателя, нежели подготовка соответствующего специалиста.
Отнесение системы работы образовательного менеджмента отдельной страны к одной из трех вышеперечисленных моделей достаточно условно, т.к. в каждой стране имеются специфические черты. Например, в Нидерландах специальное менеджмент-образование можно получить исключительно в высших профессиональных учебных заведениях соответствующего направления.
Наиболее продвинутой и общепризнанной сегодня является англо-американская модель подготовки управленческих кадров. Ее отличительными особенностями является двухступенчатость образования, непрерывность обучения, гибкость и практическая направленность учебного процесса.
В России можно отметить следующую тенденцию развития образовательных программ подготовки управленцев. Первоначально в большинстве случаев учебные планы и образовательные программы строились на основе переноса зарубежного опыта менеджмент-образования. Однако в дальнейшем возникли российские варианты подготовки специалистов.
Тенденция развития менеджмент-образования в России сопровождается его значительной коммерциализацией. Не только негосударственные образовательные структуры, но и государственные вузы осуществляют подготовку по соответствующим специальностям на коммерческой основе. Необходимо отметить, что большая часть специалистов в России по экономике, предпринимательству, менеджменту, маркетингу и т.д. готовятся на коммерческой основе, где бы их ни обучали.
Содержание образовательных программ при всем их разнообразии, как уже говорилось, сводится к известным концепциям программы МВА. Наиболее распространенными дисциплинами, входящими в эти образовательные программы, являются менеджмент, маркетинг, микроэкономика, бухгалтерский учет, финансы и кредит, банковское дело, предпринимательство, бизнес-планирование, страхование, налогообложение, ценообразование, психология управления, хозяйственное право.
В России в настоящее время можно говорить о существовании трёх уровней подготовки менеджеров:
• базовая подготовка в области менеджмента;
• повышение квалификации в области менеджмента;
• переподготовка в сфере деятельности «менеджмент».
В заключение стоить отметить, что в современных условиях, когда образование становится важным фактором социально-экономического развития любого государства, инвестиции в «человеческий капитал» являются мощным стимулом непрерывного образования человека, его обучения в течение всей жизни. Следовательно, не подлежит сомнению, что актуальной является проблема подготовки кадров образовательных менеджеров, способных выстроить такую систему образования, которой по плечу будет решение всех назревших проблем.

Список литературы:

1. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе, М., 2004.
2. Артюхов М.В. Управление образовательными системами: менеджмент, маркетинг, человеческие ресурсы / М.В. Артюхов. – Новокузнецк, 2004. – 269 с.
3. Епихина Ю. Менеджеры и образование / Ю. Епихина // Платное образование. – 2004. – № 5.
4. Клочков В.П. Оптимизация управления общим образованием (региональный аспект) / Клочков В.П. – Томск – Анжеро-Судженск, 2001. – 312с.
5. Новиков А.М. Профессиональное образование на смене эпох / А.М. Новиков // Специалист. – 1997. – № 5.
6. Савельев А.Я. Модель формирования специалиста с высшим образованием на современном этапе. / Савельев А.Я., Семушкина Л.Г., Кагерманьян В.С – М., 2005.

Яндекс.Метрика   ЦОиНК